Сервитут для строительства линейного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут для строительства линейного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"В то же время из анализа указанных выше норм права следует, что нормы ЛК РФ (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами ЗК РФ предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" ЛК РФ"Исходя из анализа приведенного правового регулирования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 9, 21, 25, 45) в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень линейных объектов, для строительства, реконструкции, эксплуатации и капремонта которых можно установить публичный сервитут, приведен в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ. Среди них линейные объекты систем газоснабжения, линии связи. В этой же норме указаны условия, которым должны соответствовать такие объекты, чтобы в отношении них можно было установить сервитут. Например, быть необходимыми для организации газоснабжения для населения.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень линейных объектов, для строительства, реконструкции, эксплуатации и капремонта которых можно установить публичный сервитут, приведен в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ. Среди них линейные объекты систем газоснабжения, линии связи. В этой же норме указаны условия, которым должны соответствовать такие объекты, чтобы в отношении них можно было установить сервитут. Например, быть необходимыми для организации газоснабжения для населения.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. До 1 января 2027 года в порядке, установленном настоящей статьей и главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, положения которой применяются в части, не противоречащей настоящей статье, публичный сервитут может быть установлен на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта в сфере деятельности субъекта естественной монополии или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и которые эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанный линейный объект не требуется. Положения настоящего пункта применяются в отношении линейных объектов, созданных до 30 декабря 2004 года.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сложно сказать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в отношении определения размера площади публичного сервитута, однако можно предположить, что законодатель предпринял попытку сближения двух правовых институтов: ограничений прав на землю и публичного сервитута. Возможно, предполагалась оптимизация процессов оформления земельных отношений, с тем чтобы одновременно посредством принятия единого (одного) решения и установить публичный сервитут для строительства линейного объекта, и закрепить за данным объектом соответствующую площадь, необходимую для его эксплуатации, определив ее границами охранной зоны.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Сложно сказать, по какому пути пойдет правоприменительная практика в отношении определения размера площади публичного сервитута, однако можно предположить, что законодатель предпринял попытку сближения двух правовых институтов: ограничений прав на землю и публичного сервитута. Возможно, предполагалась оптимизация процессов оформления земельных отношений, с тем чтобы одновременно посредством принятия единого (одного) решения и установить публичный сервитут для строительства линейного объекта, и закрепить за данным объектом соответствующую площадь, необходимую для его эксплуатации, определив ее границами охранной зоны.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между тем земельное законодательство предусматривает возможность установления частного сервитута для целей строительства - сервитут для строительства линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, установленный в отношении государственного или муниципального участка на срок до трех лет, может не проходить кадастровый учет и отсутствовать в ЕГРН.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Между тем земельное законодательство предусматривает возможность установления частного сервитута для целей строительства - сервитут для строительства линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ сервитут, установленный в отношении государственного или муниципального участка на срок до трех лет, может не проходить кадастровый учет и отсутствовать в ЕГРН.
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним способом предоставления земельных участков для строительства линейных объектов является установление публичного сервитута.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Еще одним способом предоставления земельных участков для строительства линейных объектов является установление публичного сервитута.