Сервис обмена мгновенными сообщениями
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервис обмена мгновенными сообщениями (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Так, наличие функционала сервиса "Яндекс.Драйв", связанного с обменом между пользователями электронными сообщениями, сходного с функционалом сервисов обмена мгновенными сообщениями не является обязательным, поскольку понятие электронное сообщение, содержащееся в пункте 10 статьи 2 Закона об информации, не содержит указания на вид программы или конкретную программу для электронных вычислительных машин, с помощью которых передаются и принимаются электронные сообщения, характер электронных сообщений и информации, содержащейся в них, и технические особенности их передачи (получения). Пунктами 5.4.1, 5.4.2 и 5.6 Лицензионного соглашения и пунктом 2.4 Условий использования сервиса "Яндекс.Драйв" предусмотрена передача пользователем сервиса "Яндекс.Драйв" соответствующей информации с помощью сети Интернет. Достижение целей сервиса "Яндекс.Драйв" невозможно без получения и обработки переданной пользователем информации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Меры налоговой поддержки для IT-компаний
(КонсультантПлюс, 2025)В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
(КонсультантПлюс, 2025)В числе прочего с помощью такой программы можно рассылать сообщения через электронную почту и сервисы обмена мгновенными электронными сообщениями. Характер распространяемой в них информации не влияет на освобождение от НДС. Даже если лицензиар распространяет рекламную информацию (например, рассылает по собственной базе клиентов сообщения об акциях и скидках), препятствий для применения освобождения нет;
Статья: Совершенствование нормативного правового регулирования запрета разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, служебную информацию
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В условиях повышения роли информационных прав и свобод человека и гражданина [6, с. 3], а также упрощения коммуникации посредством информационных технологий исследование пределов и обоснованности данного запрета приобретает особую актуальность. Практическую значимость изучаемой темы подчеркивает и правоприменительная практика, содержащая случаи привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности за распространение служебной информации посредством сервисов обмена мгновенными сообщениями, а также за использование служебной информации, доступ к которой они не получали в связи с исполнением должностных обязанностей. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости системного исследования как общих оснований ограничения конституционных прав и свобод лиц, замещающих должности гражданской службы, так и содержания конкретного запрета.
(Семин А.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В условиях повышения роли информационных прав и свобод человека и гражданина [6, с. 3], а также упрощения коммуникации посредством информационных технологий исследование пределов и обоснованности данного запрета приобретает особую актуальность. Практическую значимость изучаемой темы подчеркивает и правоприменительная практика, содержащая случаи привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности за распространение служебной информации посредством сервисов обмена мгновенными сообщениями, а также за использование служебной информации, доступ к которой они не получали в связи с исполнением должностных обязанностей. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости системного исследования как общих оснований ограничения конституционных прав и свобод лиц, замещающих должности гражданской службы, так и содержания конкретного запрета.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" (далее - организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями), также обязан:
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.2. Организатор распространения информации в сети "Интернет" в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями сети "Интернет" общедоступной информации в сети "Интернет" (далее - организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями), также обязан:
Статья: Роль идентификации в институте тайны связи
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Идентификация пользователей вменена в качестве обязанности лишь российским организаторам сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - организаторы СОМС) и сведена к установлению абонентского номера подвижной связи пользователя сервиса и проверке на основании договора об идентификации наличия сведений о пользователе такого номера у оператора связи <16>. Сами сведения о пользователе не передаются оператором связи организатору СОМС. Такой подход позволяет уйти от избыточной обработки данных пользователей организаторами СОМС, сохраняя при этом возможность установления личности пользователя для уполномоченных государственных органов с помощью оператора связи.
(Изотова А.Н.)
("Закон", 2022, N 3)Идентификация пользователей вменена в качестве обязанности лишь российским организаторам сервиса обмена мгновенными сообщениями (далее - организаторы СОМС) и сведена к установлению абонентского номера подвижной связи пользователя сервиса и проверке на основании договора об идентификации наличия сведений о пользователе такого номера у оператора связи <16>. Сами сведения о пользователе не передаются оператором связи организатору СОМС. Такой подход позволяет уйти от избыточной обработки данных пользователей организаторами СОМС, сохраняя при этом возможность установления личности пользователя для уполномоченных государственных органов с помощью оператора связи.
Последние изменения: Правила размещения рекламы в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)организаторы распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями;
(КонсультантПлюс, 2025)организаторы распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями;
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)12 декабря 2023 г. Пленум Верховного Суда РФ рассмотрел проект постановления "Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов" <17> и, несмотря на направление текста на доработку, дополнил его рядом существенных предложений в отношении агитации в сети Интернет. Так, определяя круг субъектов административной ответственности, наступающей в случае нарушения ст. 5.12 КоАП РФ (ведение агитации с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах), Пленум Верховного Суда РФ отнес к их числу владельцев сайтов или страниц сайта в сети Интернет, страниц в социальных сетях и каналов сервиса обмена мгновенными сообщениями, где опубликованы общедоступные сведения.
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках эксперимента не учитывались перспективы дальнейшего развития возможностей взаимодействия граждан и государства, в том числе с применением сервисов обмена мгновенными сообщениями, социальных сетей и других инструментов. Обмен сообщениями, включая электронные сообщения, является развивающейся сферой, информационные возможности которой следует использовать в целях повышения эффективности коммуникаций между государством и гражданами.
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)В рамках эксперимента не учитывались перспективы дальнейшего развития возможностей взаимодействия граждан и государства, в том числе с применением сервисов обмена мгновенными сообщениями, социальных сетей и других инструментов. Обмен сообщениями, включая электронные сообщения, является развивающейся сферой, информационные возможности которой следует использовать в целях повышения эффективности коммуникаций между государством и гражданами.
Статья: Актуальные вопросы терминологии уголовного права при совершении преступлений против половой неприкосновенности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет
(Шабанов Н.В.)
("Российский следователь", 2024, N 4)Исходя из содержания п. 4.2 ст. 10.1 Закона N 149-ФЗ, мы можем сделать вывод о том, что под сервисом обмена мгновенными сообщениями (мессенджер) понимаются информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматривается размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц.
(Шабанов Н.В.)
("Российский следователь", 2024, N 4)Исходя из содержания п. 4.2 ст. 10.1 Закона N 149-ФЗ, мы можем сделать вывод о том, что под сервисом обмена мгновенными сообщениями (мессенджер) понимаются информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматривается размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц.
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Считается ли установленной сторона переписки, если в ней используется адрес электронной почты, указанный не в договоре, а в иных документах (сообщениях) стороны
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами из материалов дела, в мае 2022 года между ИП Буровой Е.Ю. и ООО "Транссервис" велись переговоры относительно заключения договора перевозки техники - полуприцепа-тяжеловоза HARTUNG 945000 VIN 89945000N 5AD7065 и полуприцепа Политранс в Хабаровский край. В частности, 04.05.2022 посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи по IP мессенджера предпринимателем от ООО "Транссервис" получено предложение осуществить перевозку полуприцепов из г. Южноуральск и г. Челябинска до г. Хабаровска, оплата - 290 000 руб., обществом указан адрес электронной почты - aev@wstruck.ru.
Считается ли установленной сторона переписки, если в ней используется адрес электронной почты, указанный не в договоре, а в иных документах (сообщениях) стороны
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами из материалов дела, в мае 2022 года между ИП Буровой Е.Ю. и ООО "Транссервис" велись переговоры относительно заключения договора перевозки техники - полуприцепа-тяжеловоза HARTUNG 945000 VIN 89945000N 5AD7065 и полуприцепа Политранс в Хабаровский край. В частности, 04.05.2022 посредством сервиса обмена мгновенными сообщениями и голосовой связи по IP мессенджера предпринимателем от ООО "Транссервис" получено предложение осуществить перевозку полуприцепов из г. Южноуральск и г. Челябинска до г. Хабаровска, оплата - 290 000 руб., обществом указан адрес электронной почты - aev@wstruck.ru.
Статья: Надлежащее извещение в эпоху цифровизации правосудия по гражданским делам
(Луконина Ю.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Двадцатого октября 2021 г. Правительство приняло Постановление N 1801, с 1 марта 2022 г. обязав организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями идентифицировать пользователей своего ресурса через оператора связи <13>. На наш взгляд, данное нововведение способно исключить вероятность признания извещения с помощью мессенджеров не достоверным, создав своего рода процессуальную презумпцию. В нашем понимании это позволит участнику судебного процесса выбрать удобный для него способ извещения, в частности, указав в тексте обращения номер телефона и соответствующий способ связи. При этом, если отправитель не сможет установить факт того, что сообщение было доставлено, он не лишится права повторного направления извещения, но уже в бумажной форме, поскольку цифровизация отправления правосудия в России, по аналогии с немецкой и финской системой судебного извещения, не исключает функционал традиционного документооборота, а лишь упрощает его реализацию.
(Луконина Ю.А.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Двадцатого октября 2021 г. Правительство приняло Постановление N 1801, с 1 марта 2022 г. обязав организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями идентифицировать пользователей своего ресурса через оператора связи <13>. На наш взгляд, данное нововведение способно исключить вероятность признания извещения с помощью мессенджеров не достоверным, создав своего рода процессуальную презумпцию. В нашем понимании это позволит участнику судебного процесса выбрать удобный для него способ извещения, в частности, указав в тексте обращения номер телефона и соответствующий способ связи. При этом, если отправитель не сможет установить факт того, что сообщение было доставлено, он не лишится права повторного направления извещения, но уже в бумажной форме, поскольку цифровизация отправления правосудия в России, по аналогии с немецкой и финской системой судебного извещения, не исключает функционал традиционного документооборота, а лишь упрощает его реализацию.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.2 - 4.4. В комментируемых частях закон вводит субъекты - "организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями" и "пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями", закрепляя для первого ряд обязанностей. В частности, ОРИ в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц обязан:
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4.2 - 4.4. В комментируемых частях закон вводит субъекты - "организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями" и "пользователи сервиса обмена мгновенными сообщениями", закрепляя для первого ряд обязанностей. В частности, ОРИ в случае осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения, не предусматриваются размещение пользователями сети Интернет общедоступной информации в сети Интернет и передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц обязан:
"Корыстные преступления против собственности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей: вопросы квалификации: монография"
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)На современном этапе развития информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в частности каждый пользователь ИТС Интернет де-факто владеет правами доступа к части определенного сетевого ресурса, доступной только ему. Это может быть ящик электронной почты, аккаунт сервиса обмена мгновенными сообщениями (например, Skype, Yahoo Messenger, Windows Live Messenger, AIM, ICQ, Jabber), страница в социальной сети, другие права на доступ к сетевым компьютерным играм и иные онлайн-сервисы. Для их использования необходимо владеть учетной записью на соответствующем интернет-ресурсе. Под учетной записью (аккаунтом) понимается <1> хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
(Овсюков Д.А.)
(под науч. ред. С.М. Кочои)
("Проспект", 2023)На современном этапе развития информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в частности каждый пользователь ИТС Интернет де-факто владеет правами доступа к части определенного сетевого ресурса, доступной только ему. Это может быть ящик электронной почты, аккаунт сервиса обмена мгновенными сообщениями (например, Skype, Yahoo Messenger, Windows Live Messenger, AIM, ICQ, Jabber), страница в социальной сети, другие права на доступ к сетевым компьютерным играм и иные онлайн-сервисы. Для их использования необходимо владеть учетной записью на соответствующем интернет-ресурсе. Под учетной записью (аккаунтом) понимается <1> хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам.
Статья: Криминалистика на защите российских традиционных духовно-нравственных ценностей
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Масштабировать любой из этих методов либо их комплекс для распространения деструктивных идей на множество территориально разрозненных людей позволяют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Ярким примером являются организованные в Гонконге в 2019 г. массовые протесты и беспорядки, в которых для обеспечения высокой вовлеченности и управляемости людскими массами применялись сервисы мгновенного обмена сообщениями (прежде всего Telegram и FireChat) и технология передачи информации без Интернета и мобильной связи для устройств фирмы Apple, именуемая AirDrop. При этом информационные технологии тесно переплетались с такими приемами политтехнологий управления массами, как перформанс, хеппинг и флешмоб. Перечисленные техники представляют собой акции по вовлечению людей в управляемое движение путем создания элементов спектакля и ритуала, игры либо синхронного выполнения определенных действий соответственно с целью кодирования их психики. В свою очередь, устанавливать участников этих протестных событий правоохранительным органам Гонконга позволяли также информационные технологии <12>.
(Бессонов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Масштабировать любой из этих методов либо их комплекс для распространения деструктивных идей на множество территориально разрозненных людей позволяют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Ярким примером являются организованные в Гонконге в 2019 г. массовые протесты и беспорядки, в которых для обеспечения высокой вовлеченности и управляемости людскими массами применялись сервисы мгновенного обмена сообщениями (прежде всего Telegram и FireChat) и технология передачи информации без Интернета и мобильной связи для устройств фирмы Apple, именуемая AirDrop. При этом информационные технологии тесно переплетались с такими приемами политтехнологий управления массами, как перформанс, хеппинг и флешмоб. Перечисленные техники представляют собой акции по вовлечению людей в управляемое движение путем создания элементов спектакля и ритуала, игры либо синхронного выполнения определенных действий соответственно с целью кодирования их психики. В свою очередь, устанавливать участников этих протестных событий правоохранительным органам Гонконга позволяли также информационные технологии <12>.