Сертификат летной годности
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификат летной годности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: НДС и цена договора: взгляд цивилиста
(Егоров А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Эти документы могут иметь непосредственное отношение к товару и его использованию (различные свидетельства о безопасности объекта, пригодности к эксплуатации транспортного средства, сертификаты летной годности, мореходности и пр.). Без этих документов покупатель не сможет эксплуатировать предмет покупки без риска привлечения к ответственности.
(Егоров А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Эти документы могут иметь непосредственное отношение к товару и его использованию (различные свидетельства о безопасности объекта, пригодности к эксплуатации транспортного средства, сертификаты летной годности, мореходности и пр.). Без этих документов покупатель не сможет эксплуатировать предмет покупки без риска привлечения к ответственности.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К слову сказать, пригодность транспортного средства для эксплуатации подтверждается различными документами в зависимости от сферы транспорта. Например, пригодность конкретного воздушного судна к полетам подтверждается наличием сертификата летной годности. Понятие "годность" обладает абсолютным приоритетом перед всеми другими состояниями воздушного судна (исправность, подготовленность к полету и др.). Судно может быть исправным, на нем проведены все виды технического обслуживания, оснащено какими-либо приборами и системами, но, если оно не имеет сертификата летной годности, воздушное судно не может подниматься в воздух <1>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)К слову сказать, пригодность транспортного средства для эксплуатации подтверждается различными документами в зависимости от сферы транспорта. Например, пригодность конкретного воздушного судна к полетам подтверждается наличием сертификата летной годности. Понятие "годность" обладает абсолютным приоритетом перед всеми другими состояниями воздушного судна (исправность, подготовленность к полету и др.). Судно может быть исправным, на нем проведены все виды технического обслуживания, оснащено какими-либо приборами и системами, но, если оно не имеет сертификата летной годности, воздушное судно не может подниматься в воздух <1>.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Сертификат летной годности на гражданское воздушное судно выдается после подтверждения соответствия конструкции экземпляра гражданского воздушного судна утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, удостоверенной сертификатом типа, аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданным до 1 января 1967 года, дополнительными сертификатами типа, включая дополнительные сертификаты типа, выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации иностранного государства при изменении типовой конструкции гражданского воздушного судна до 1 января 2022 года, а также на основании акта оценки воздушного судна на соответствие применимым требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, выданного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ.
Статья: Проблемы применения законодательства при оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ)
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Приговором Златоустовского городского суда Челябинской области Г. осужден по части 1 ст. 238 УК РФ. Он приобрел в личное пользование тепловой аэростат с целью оказания возмездных досугово-развлекательных услуг. Данный аэростат является единичным экземпляром воздушного судна и серийно не изготавливается, у него нет высотомера, отсутствует руководство по летной эксплуатации. Аэростат не проходил программу испытаний, отсутствует сертификат летной годности, поэтому его эксплуатация представляла реальную опасность для жизни и здоровья как пилота воздушного судна, так и его пассажиров <18>.
(Курченко В.Н.)
("Российская юстиция", 2023, N 9)Приговором Златоустовского городского суда Челябинской области Г. осужден по части 1 ст. 238 УК РФ. Он приобрел в личное пользование тепловой аэростат с целью оказания возмездных досугово-развлекательных услуг. Данный аэростат является единичным экземпляром воздушного судна и серийно не изготавливается, у него нет высотомера, отсутствует руководство по летной эксплуатации. Аэростат не проходил программу испытаний, отсутствует сертификат летной годности, поэтому его эксплуатация представляла реальную опасность для жизни и здоровья как пилота воздушного судна, так и его пассажиров <18>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендатора убытки, если он утратил полученное по договору аренды имущество или вернул его в состоянии худшем, чем получил
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью "АВИАГРУПП" (далее - общество "АВИАГРУПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (далее - авиакомпания) о возложении на него обязанности за свой счет произвести работы по восстановлению и приведению воздушного судна типа МИ-26Т, регистрационный знак RA-06273 (далее - воздушное судно, вертолет МИ-26Т) в исправное состояние (состояние летной годности); получить комплексное заключение и действующий сертификат летной годности со сроком действия не менее 1 месяца 12 дней и передать его истцу по акту приема-передачи; для проведения работ и получения комплексного заключения и сертификата летной годности на указанное воздушное судно установить срок: три календарных месяца с даты вступления в силу судебного акта; возложить исполнение решения на генерального директора авиакомпании Шилова Сергея Владимировича.
Можно ли взыскать с арендатора убытки, если он утратил полученное по договору аренды имущество или вернул его в состоянии худшем, чем получил
(КонсультантПлюс, 2025)"...Общество с ограниченной ответственностью "АВИАГРУПП" (далее - общество "АВИАГРУПП", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" (далее - авиакомпания) о возложении на него обязанности за свой счет произвести работы по восстановлению и приведению воздушного судна типа МИ-26Т, регистрационный знак RA-06273 (далее - воздушное судно, вертолет МИ-26Т) в исправное состояние (состояние летной годности); получить комплексное заключение и действующий сертификат летной годности со сроком действия не менее 1 месяца 12 дней и передать его истцу по акту приема-передачи; для проведения работ и получения комплексного заключения и сертификата летной годности на указанное воздушное судно установить срок: три календарных месяца с даты вступления в силу судебного акта; возложить исполнение решения на генерального директора авиакомпании Шилова Сергея Владимировича.
Статья: Беспилотные воздушные перевозки: проблемы и особенности правового регулирования
(Боярская Ю.Н.)
("Юрист", 2023, N 12)Еще одно положение, требующее детальной доработки, закреплено в ст. 8 ВК РФ: обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат беспилотные авиационные системы (п. 6 ст. 32 ВК РФ) и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее. Следовательно, на сегодняшний день целесообразно говорить и о требованиях сертификации, предъявляемых к беспилотным транспортным средствам, которые предназначены для перевозки пассажиров с максимальной взлетной массой 120 килограммов и более <17>.
(Боярская Ю.Н.)
("Юрист", 2023, N 12)Еще одно положение, требующее детальной доработки, закреплено в ст. 8 ВК РФ: обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат беспилотные авиационные системы (п. 6 ст. 32 ВК РФ) и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее. Следовательно, на сегодняшний день целесообразно говорить и о требованиях сертификации, предъявляемых к беспилотным транспортным средствам, которые предназначены для перевозки пассажиров с максимальной взлетной массой 120 килограммов и более <17>.