Сертификация аэропортовой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификация аэропортовой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Поясните действия пассажира в случае неприбытия багажа или его повреждения при транспортировке?
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
Статья: Конституционно-правовая поддержка детства и материнства в отрасли гражданской авиации
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 1)При совершении перелета гражданину в соответствии со ст. 41 Конституции РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, это означает, что авиакомпании должны предоставлять безопасные и комфортные условия пассажирам, особенно для беременных женщин и маленьких детей, на борту самолета. А в случае возникновения угрозы жизни пассажира, по состоянию здоровья, экипаж обязан принять все меры для его спасения, вплоть до экстренной посадки в ближайшем аэропорту, либо возвращаться по месту вылета. Помимо этого, авиакомпании не могут отказывать беременным женщинам в посадке и осуществлении перелета, если их показания соответствуют медицинским требованиям и показателям и при этом предоставлен соответствующий набор документов. Данный перечень оказываемых услуг должен быть заранее регламентирован заявленным перевозчиком, имеющим сертификат на данные виды деятельности. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, особо это отражается в гражданской авиации, так как ежегодно увеличивается количество семей, пользующихся внутренним туризмом и курортным отдыхом, что влечет увеличение предоставления специальной социально-гигиенической помощи на борту самолета, а также в зданиях аэропортов и иных помещениях, предназначенных для перевозки пассажиров.
(Шеломенцев В.Н.)
("Транспортное право", 2024, N 1)При совершении перелета гражданину в соответствии со ст. 41 Конституции РФ гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, это означает, что авиакомпании должны предоставлять безопасные и комфортные условия пассажирам, особенно для беременных женщин и маленьких детей, на борту самолета. А в случае возникновения угрозы жизни пассажира, по состоянию здоровья, экипаж обязан принять все меры для его спасения, вплоть до экстренной посадки в ближайшем аэропорту, либо возвращаться по месту вылета. Помимо этого, авиакомпании не могут отказывать беременным женщинам в посадке и осуществлении перелета, если их показания соответствуют медицинским требованиям и показателям и при этом предоставлен соответствующий набор документов. Данный перечень оказываемых услуг должен быть заранее регламентирован заявленным перевозчиком, имеющим сертификат на данные виды деятельности. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь, особо это отражается в гражданской авиации, так как ежегодно увеличивается количество семей, пользующихся внутренним туризмом и курортным отдыхом, что влечет увеличение предоставления специальной социально-гигиенической помощи на борту самолета, а также в зданиях аэропортов и иных помещениях, предназначенных для перевозки пассажиров.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.