Семья и дети ярославии
Подборка наиболее важных документов по запросу Семья и дети ярославии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы защиты отцовства в современной России
(Козлова Н.А., Трофимова М.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Трофимова Марина Сергеевна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), кандидат юридических наук, доцент.
(Козлова Н.А., Трофимова М.С.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 3)Трофимова Марина Сергеевна, заведующая кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ), кандидат юридических наук, доцент.
Статья: Эволюция уголовного законодательства в области охраны несовершеннолетних от применения насилия в семье
(Машинская Н.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 2)В отличие от Русской Правды Княжеское законодательство X века предусматривало ответственность за преступления, посягающие на семейные отношения. Основное внимание среди них уделялось ответственности за кровосмешение как по вертикали, так и по горизонтали родства, многоженство, прелюбодеяние, заключение брака с иноверцем. И только две статьи Устава князя Ярослава посвящались преступлению родителей против своих детей. Так, в ст. 24 говорилось: "А же девка не восхочет замуж, а отец и мати силою дадут, а что сотворить над собою - отец и мати епископу в вине, а истор има платити. Так же и отрок" <3>. Это означает, что родителям запрещалось под страхом церковного наказания насильно выдавать замуж дочь или женить сына. Похожей по содержанию на ст. 24 является ст. 33 Устава князя Ярослава, которая запрещает препятствовать желанию детей жениться или выходить замуж. О каком-либо другом физическом и психическом насилии в Уставе князя Ярослава не упоминается. Правовые нормы Устава князя Владимира также не устанавливали уголовные запреты на применение насилия в семье по отношению к детям.
(Машинская Н.В.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2009, N 2)В отличие от Русской Правды Княжеское законодательство X века предусматривало ответственность за преступления, посягающие на семейные отношения. Основное внимание среди них уделялось ответственности за кровосмешение как по вертикали, так и по горизонтали родства, многоженство, прелюбодеяние, заключение брака с иноверцем. И только две статьи Устава князя Ярослава посвящались преступлению родителей против своих детей. Так, в ст. 24 говорилось: "А же девка не восхочет замуж, а отец и мати силою дадут, а что сотворить над собою - отец и мати епископу в вине, а истор има платити. Так же и отрок" <3>. Это означает, что родителям запрещалось под страхом церковного наказания насильно выдавать замуж дочь или женить сына. Похожей по содержанию на ст. 24 является ст. 33 Устава князя Ярослава, которая запрещает препятствовать желанию детей жениться или выходить замуж. О каком-либо другом физическом и психическом насилии в Уставе князя Ярослава не упоминается. Правовые нормы Устава князя Владимира также не устанавливали уголовные запреты на применение насилия в семье по отношению к детям.
Нормативные акты
Государственный доклад Минтруда России
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2017 год"целевой программы Ярославской области "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы.
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2017 год"целевой программы Ярославской области "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы.
Государственный доклад Минтруда России
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2016 год"Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в рамках долгосрочных целевых программ: "Профилактика правонарушений в Курганской области" на 2014 - 2018 годы, "Дети Зауралья - заботимся вместе!", "Семья и дети Камчатки" на 2015 - 2018 годы, "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы.
"О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2016 год"Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в рамках долгосрочных целевых программ: "Профилактика правонарушений в Курганской области" на 2014 - 2018 годы, "Дети Зауралья - заботимся вместе!", "Семья и дети Камчатки" на 2015 - 2018 годы, "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы.
Статья: Ответственность за насильственные преступления против половой свободы и половой неприкосновенности в древнерусском праве
(Земба В.Ф.)
("История государства и права", 2006, N 9)Христианская церковь также активно регулировала взаимоотношения полов и внутрисемейные отношения. Это было возможным как в силу укрепления авторитета церкви в общественном сознании, так и благодаря организации церковной юрисдикции. К церковной юрисдикции, в частности, относились дела о нарушении запрета половых отношений в кругу близких родственников - "в племени и в сватьстве поимуться" (ст. 9 Устава князя Владимира о церковных судах) <*>. Этот запрет был вызван стремлением исключить половые влечения сына к матери, брата к сестре и т.д. Соблюдение запрета способствовало сохранению мирных отношений в семье. Устав не содержал перечня наказаний за эти преступления; в византийском же праве в случае кровосмешения между родителями и детьми виновные подлежали смертной казни. Однако известно, что русское уголовное право X - XIV вв. не знало этого вида наказания, а общая церковная дисциплина поддерживалась в основном денежными пенями и церковными наказаниями. Подтверждением этому служат нормы Устава князя Ярослава о церковных судах, ст. ст. 15 - 28 которого предусматривали ответственность за нарушение запрета половых отношений между родственниками. Так, ст. 15 гласила: "Аже ближний род поиметься, епископу 80 гривен, а их разлучити, а опитемию да примут" <**>. Наказание весьма суровое. Для сравнения скажем, что по Русской Правде пеня за убийство свободного человека составляла 40 гривен (ст. 1). Епитимия же "весьма часто практиковалась в виде отдачи в монастырь под начало, то есть под духовное руководство "старца добраго крепкожительного" или таковой же старицы, смотря по полу наказуемого лица, или в виде отдачи "на смирение", то есть с употреблением на все монастырские работы и с содержанием в монастырской хлебне на цепи и в кандалах" <***>. В Уставе в казуистичной манере предусматривалась ответственность за сожительство свекра со снохой (ст. 22), приемного родителя с падчерицей (ст. 23), усыновленного с мачехой (ст. 24), отца с дочерью (ст. 28). Рассматриваемые нормы не содержали конкретного указания на возраст участников кровосмесительной связи, из нее также не следует однозначно, что ребенок в случае инцеста является потерпевшим.
(Земба В.Ф.)
("История государства и права", 2006, N 9)Христианская церковь также активно регулировала взаимоотношения полов и внутрисемейные отношения. Это было возможным как в силу укрепления авторитета церкви в общественном сознании, так и благодаря организации церковной юрисдикции. К церковной юрисдикции, в частности, относились дела о нарушении запрета половых отношений в кругу близких родственников - "в племени и в сватьстве поимуться" (ст. 9 Устава князя Владимира о церковных судах) <*>. Этот запрет был вызван стремлением исключить половые влечения сына к матери, брата к сестре и т.д. Соблюдение запрета способствовало сохранению мирных отношений в семье. Устав не содержал перечня наказаний за эти преступления; в византийском же праве в случае кровосмешения между родителями и детьми виновные подлежали смертной казни. Однако известно, что русское уголовное право X - XIV вв. не знало этого вида наказания, а общая церковная дисциплина поддерживалась в основном денежными пенями и церковными наказаниями. Подтверждением этому служат нормы Устава князя Ярослава о церковных судах, ст. ст. 15 - 28 которого предусматривали ответственность за нарушение запрета половых отношений между родственниками. Так, ст. 15 гласила: "Аже ближний род поиметься, епископу 80 гривен, а их разлучити, а опитемию да примут" <**>. Наказание весьма суровое. Для сравнения скажем, что по Русской Правде пеня за убийство свободного человека составляла 40 гривен (ст. 1). Епитимия же "весьма часто практиковалась в виде отдачи в монастырь под начало, то есть под духовное руководство "старца добраго крепкожительного" или таковой же старицы, смотря по полу наказуемого лица, или в виде отдачи "на смирение", то есть с употреблением на все монастырские работы и с содержанием в монастырской хлебне на цепи и в кандалах" <***>. В Уставе в казуистичной манере предусматривалась ответственность за сожительство свекра со снохой (ст. 22), приемного родителя с падчерицей (ст. 23), усыновленного с мачехой (ст. 24), отца с дочерью (ст. 28). Рассматриваемые нормы не содержали конкретного указания на возраст участников кровосмесительной связи, из нее также не следует однозначно, что ребенок в случае инцеста является потерпевшим.
"Семейное право на рубеже XX - XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы Международной научно-практической конференции"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)Жилинкова И.В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого.
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Статут", 2011)Жилинкова И.В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого.
Статья: Фрагмент книги "Курс семейного права"
(Загоровский А.И.)
("Семейное и жилищное право", 2006, NN 3, 4; 2007, NN 4, 5; 2008, NN 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2009, N 1)Умеряющее излишнюю строгость родительского авторитета влияние церкви, общее смягчение нравов и, наконец, меры великого преобразователя, направленные на поднятие значения личности в семье и в особенности личности женщины, не могли не отразиться и на юридических отношениях между родителями и детьми. Это сказалось прежде всего в решительном воспрещении и преследовании "принужденных браков", т.е. браков, заключавшихся по принуждению родителей. Хотя еще древнее право - Устав Ярослава - воспрещает "силою отдавать замуж", хотя то же требование повторялось и последующими церковными правилами (в статье Кормчей - о тайне супружества) и постановлениями, однако же браки по принуждению были часты - тому способствовал обычай женить и выдавать замуж в малолетстве и вообще обычай, по которому браки заключались по воле родителей - в Древнее время в виде договора между ними, согласно которому жених в назначенный срок должен был взять за себя невесту, а невеста должна быть выдана ему с условленным приданым.
(Загоровский А.И.)
("Семейное и жилищное право", 2006, NN 3, 4; 2007, NN 4, 5; 2008, NN 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2009, N 1)Умеряющее излишнюю строгость родительского авторитета влияние церкви, общее смягчение нравов и, наконец, меры великого преобразователя, направленные на поднятие значения личности в семье и в особенности личности женщины, не могли не отразиться и на юридических отношениях между родителями и детьми. Это сказалось прежде всего в решительном воспрещении и преследовании "принужденных браков", т.е. браков, заключавшихся по принуждению родителей. Хотя еще древнее право - Устав Ярослава - воспрещает "силою отдавать замуж", хотя то же требование повторялось и последующими церковными правилами (в статье Кормчей - о тайне супружества) и постановлениями, однако же браки по принуждению были часты - тому способствовал обычай женить и выдавать замуж в малолетстве и вообще обычай, по которому браки заключались по воле родителей - в Древнее время в виде договора между ними, согласно которому жених в назначенный срок должен был взять за себя невесту, а невеста должна быть выдана ему с условленным приданым.
Статья: Условия заключения христианского брака в Древней Руси
(Омельянчук С.В.)
("История государства и права", 2011, N 24)Столь ранние княжеские браки преследовали исключительно политические цели: укрепить мирные соглашения с соседями или расширить международные контакты, как, например, поступал Ярослав Мудрый, выдавая своих дочерей за представителей влиятельных домов Европы.
(Омельянчук С.В.)
("История государства и права", 2011, N 24)Столь ранние княжеские браки преследовали исключительно политические цели: укрепить мирные соглашения с соседями или расширить международные контакты, как, например, поступал Ярослав Мудрый, выдавая своих дочерей за представителей влиятельных домов Европы.
Статья: Этапы становления и развития государственно-правовой политики в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в дореволюционной России
(Костин Ю.В., Додонова А.Д.)
("История государства и права", 2012, N 1)Вместе с тем исследования источников раннехристианского периода отечественной истории позволяют обнаружить нормы канонического и обычного права, в которых закреплен статус детей, элементы охраны их личных и имущественных прав.
(Костин Ю.В., Додонова А.Д.)
("История государства и права", 2012, N 1)Вместе с тем исследования источников раннехристианского периода отечественной истории позволяют обнаружить нормы канонического и обычного права, в которых закреплен статус детей, элементы охраны их личных и имущественных прав.
Статья: Уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов как правовая гарантия, обеспечивающая защиту прав и интересов несовершеннолетних детей
(Пеганова Ю.А.)
("Практика исполнительного производства", 2015, N 1)Во времена язычества на Руси вопросы брака и семьи регулировались обычаями, а с принятием в 988 году христианства они были отнесены к ведению церкви. Зародилось церковное законодательство, которое предусматривало ответственность за нарушение интересов семьи. Например, в Уставе князя Владимира Святославича "О десятинах и церковных людях" закреплялся запрет кровосмешения <1>, а Устав князя Ярослава Владимировича "О церковных судах" содержал ответственность за насильственную выдачу замуж, рождение внебрачного ребенка <2>.
(Пеганова Ю.А.)
("Практика исполнительного производства", 2015, N 1)Во времена язычества на Руси вопросы брака и семьи регулировались обычаями, а с принятием в 988 году христианства они были отнесены к ведению церкви. Зародилось церковное законодательство, которое предусматривало ответственность за нарушение интересов семьи. Например, в Уставе князя Владимира Святославича "О десятинах и церковных людях" закреплялся запрет кровосмешения <1>, а Устав князя Ярослава Владимировича "О церковных судах" содержал ответственность за насильственную выдачу замуж, рождение внебрачного ребенка <2>.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития норм об уголовной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей
(Проценко С.В., Матвеева Н.С.)
("История государства и права", 2009, N 9)Устав князя Ярослава о церковных судах (1015 - 1054 гг.) <9> является характерным в плане регулирования отношений, возникающих между родителями и детьми, супругами, родственниками по восходящей и нисходящей линии. В Уставе число норм, посвященных нарушениям семейных устоев, нравственности и морали, увеличилось, предусматривалась ответственность не только церковно-правовая, но и уголовная, гражданская.
(Проценко С.В., Матвеева Н.С.)
("История государства и права", 2009, N 9)Устав князя Ярослава о церковных судах (1015 - 1054 гг.) <9> является характерным в плане регулирования отношений, возникающих между родителями и детьми, супругами, родственниками по восходящей и нисходящей линии. В Уставе число норм, посвященных нарушениям семейных устоев, нравственности и морали, увеличилось, предусматривалась ответственность не только церковно-правовая, но и уголовная, гражданская.
Статья: История развития института семьи
(Тищенко Л.А.)
("Адвокатская практика", 2006, N 2)Древнерусское законодательство не менее ревниво оберегало принцип законности происхождения детей. Начиная с Правды Ярослава оно не признавало за незаконнорожденными детьми права наследования. По Уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. они не узаконивались даже в случае вступления их родителей в брак. Закон признавал связь побочных детей со своей матерью, но они не принадлежали к семье отца <*>.
(Тищенко Л.А.)
("Адвокатская практика", 2006, N 2)Древнерусское законодательство не менее ревниво оберегало принцип законности происхождения детей. Начиная с Правды Ярослава оно не признавало за незаконнорожденными детьми права наследования. По Уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. они не узаконивались даже в случае вступления их родителей в брак. Закон признавал связь побочных детей со своей матерью, но они не принадлежали к семье отца <*>.
Статья: Алиментные обязательства родителей: некоторые вопросы правового регулирования и гарантии обеспечения выплаты
(Наумов Я.В.)
("Семейное и жилищное право", 2017, N 5)Наумов Ярослав Васильевич, аспирант, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета кооперации, экономики и права.
(Наумов Я.В.)
("Семейное и жилищное право", 2017, N 5)Наумов Ярослав Васильевич, аспирант, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Белгородского университета кооперации, экономики и права.
Статья: Становление принципов семейного права в контексте истории и теории Российского государства: системно-функциональный аспект
(Левченко Е.В.)
("История государства и права", 2014, N 21)Принцип равенства супругов в истории семейного права берет свое начало от принятия христианской идеологии. Разделение общества на классы, связанное с установлением института частной собственности, изменило правовой статус членов семьи, а институт брака становится подконтрольным государству. Прежде имевшие равные права и обязанности члены семьи утратили их, а муж как глава семейства приобрел их в полной мере. В древнерусском законодательстве в ст. 10 церковного устава князя Ярослава указывается, что следует строго наказать жену в случае ее измены мужу, а в ст. 8 устанавливалось взыскание за совершенное прелюбодеяние и на мужчину <7>. Супружеская неверность начинает рассматриваться как особо тяжкое преступление, совершенное замужней женщиной, которая могла родить ребенка не от мужа, тем самым передав ему право наследования чужого имущества, что рассматривалось как тайное его хищение.
(Левченко Е.В.)
("История государства и права", 2014, N 21)Принцип равенства супругов в истории семейного права берет свое начало от принятия христианской идеологии. Разделение общества на классы, связанное с установлением института частной собственности, изменило правовой статус членов семьи, а институт брака становится подконтрольным государству. Прежде имевшие равные права и обязанности члены семьи утратили их, а муж как глава семейства приобрел их в полной мере. В древнерусском законодательстве в ст. 10 церковного устава князя Ярослава указывается, что следует строго наказать жену в случае ее измены мужу, а в ст. 8 устанавливалось взыскание за совершенное прелюбодеяние и на мужчину <7>. Супружеская неверность начинает рассматриваться как особо тяжкое преступление, совершенное замужней женщиной, которая могла родить ребенка не от мужа, тем самым передав ему право наследования чужого имущества, что рассматривалось как тайное его хищение.