Сельхозпроизводители платят налог на добавленную стоимость
Подборка наиболее важных документов по запросу Сельхозпроизводители платят налог на добавленную стоимость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и налог на прибыль, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с рядом контрагентов. Налоговый орган установил, что контрагенты, в которых приобреталось зерно, были созданы незадолго до заключения договоров поставки, не обладали недвижимым имуществом и транспортными средствами, исчисляли минимальные суммы налогов к уплате в бюджет, из анализа выписок по счетам контрагентов следует, что у них отсутствовали расходы, связанные с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности (в том числе на оплату услуг аренды, коммунальных, транспортных услуг), единственным покупателем зерна у них являлся налогоплательщик. Налоговый орган установил, что фактически зерно поступало от сельхозпроизводителей, применяющих ЕСХН, на склад налогоплательщика и в дальнейшем "переписывалось" с одного собственника на другого по цепочкам. Хранение зерна на складе общества, в том числе в течение длительного времени, осуществлялось без взимания оплаты с лиц, являвшихся в этот момент собственниками зерна, какие-либо документы, связанные с оказанием обществом услуг по хранению зерна, не составлялись. Сельскохозяйственные производители пояснили, что зерно поставлялось напрямую налогоплательщику, без посредников, транспортировка осуществлялась силами налогоплательщика. Учитывая реальность поставки зерна сельскохозяйственными производителями, суд пришел к выводу о наличии оснований для учета расходов на его приобретение в части документально подтвержденных расходов. При этом суд признал обоснованным доначисление НДС в полном объеме, отметив, что формальный документооборот был создан именно обществом, которое фактически без оформления договорных отношений приобретало сельскохозяйственную продукцию у сельхозпроизводителей, не являющихся плательщиками НДС, минуя "технические" компании, источник возмещения из бюджета НДС не сформирован, организации, вовлеченные в цепочку хозяйственных операций, налоги уплачивают в минимальном размере вследствие искусственно созданной низкой налоговой нагрузки или отсутствия уплаты налога в бюджет. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что налоговый орган должен был исключить из налоговой базы по НДС и налогу на прибыль также операции по реализации товаров, приобретенных у данных контрагентов. Суд указал, что само по себе совершение сделки с проблемным контрагентом не является достаточным основанием для исключения выручки по такой сделке из налоговой базы по налогам, налоговым органом доказано создание фиктивного документооборота только в части сделок по приобретению зерна, при этом вся деятельность обществ под сомнение поставлена не была.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при реализации ИП сельскохозяйственной продукции (мяса говядины), приобретенной у непосредственного производителя - физлица, не являющегося плательщиком НДС.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-11/44990)Вопрос: Об НДС при реализации ИП сельскохозяйственной продукции (мяса говядины), приобретенной у непосредственного производителя - физлица, не являющегося плательщиком НДС.
(Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-11/44990)Вопрос: Об НДС при реализации ИП сельскохозяйственной продукции (мяса говядины), приобретенной у непосредственного производителя - физлица, не являющегося плательщиком НДС.
Нормативные акты
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления об использовании (о продлении использования, об отказе от использования) организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления уведомления об использовании (о продлении использования, об отказе от использования) организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уведомление об использовании организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчисление и уплатой налога на добавленную стоимость (КНД 1150105)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уведомление об использовании организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчисление и уплатой налога на добавленную стоимость (КНД 1150105)
Статья: Повышение конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий посредством налогового регулирования
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Дополнительной поддержкой малых сельхозпредприятий может стать тщательно проработанный механизм компенсации нагрузки по НДС, аналогичный тому, который применяется во Франции. В частности, для предприятий-плательщиков НДС - в виде компенсации превышения уплаченных сумм НДС над суммой вычетов. Подобная компенсация позволит малым сельхозпредприятиям-плательщикам НДС свести налоговую нагрузку по НДС к нулю, сохранив при этом преимущество от участия в системе налогообложения НДС, заключающееся в упрощении взаимодействия с уплачивающими НДС контрагентами, которые, в свою очередь, предпочитают сотрудничать с поставщиками товаров, работ и услуг, выставляющими счета-фактуры. Для сельхозпредприятий, не являющихся плательщиками НДС, целесообразно предоставить выплату в виде фиксированного процента от суммы реализованной ими сельхозпродукции; это позволит им предоставлять скидки для контрагентов-плательщиков НДС взамен возможности принять входящий НДС к вычету.
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Дополнительной поддержкой малых сельхозпредприятий может стать тщательно проработанный механизм компенсации нагрузки по НДС, аналогичный тому, который применяется во Франции. В частности, для предприятий-плательщиков НДС - в виде компенсации превышения уплаченных сумм НДС над суммой вычетов. Подобная компенсация позволит малым сельхозпредприятиям-плательщикам НДС свести налоговую нагрузку по НДС к нулю, сохранив при этом преимущество от участия в системе налогообложения НДС, заключающееся в упрощении взаимодействия с уплачивающими НДС контрагентами, которые, в свою очередь, предпочитают сотрудничать с поставщиками товаров, работ и услуг, выставляющими счета-фактуры. Для сельхозпредприятий, не являющихся плательщиками НДС, целесообразно предоставить выплату в виде фиксированного процента от суммы реализованной ими сельхозпродукции; это позволит им предоставлять скидки для контрагентов-плательщиков НДС взамен возможности принять входящий НДС к вычету.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В другом случае контрагенты комбината фактически деятельность не осуществляли, были созданы для участия в схеме оптимизации налогов и подконтрольны группе взаимозависимых лиц. Данных лиц объединяют родственные связи и длительное профессиональное сотрудничество. Фактически товар приобретался у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не были плательщиками НДС. Контрагенты использовались для создания видимости реализации товара с НДС и формального документооборота (Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 301-КГ17-12158 по делу N А28-1039/2016).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В другом случае контрагенты комбината фактически деятельность не осуществляли, были созданы для участия в схеме оптимизации налогов и подконтрольны группе взаимозависимых лиц. Данных лиц объединяют родственные связи и длительное профессиональное сотрудничество. Фактически товар приобретался у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не были плательщиками НДС. Контрагенты использовались для создания видимости реализации товара с НДС и формального документооборота (Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2017 N 301-КГ17-12158 по делу N А28-1039/2016).
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В соответствии с Законом N 335-ФЗ с 2019 г. прекратила действие норма ст. 346.1 НК РФ (абз. 2 п. 3), согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты НДС. Закон N 335-ФЗ отменил освобождение от обязанности плательщика НДС сельхозтоваропроизводителей, применяющих ЕСХН, что может и должно получить распространение и для УСН.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В соответствии с Законом N 335-ФЗ с 2019 г. прекратила действие норма ст. 346.1 НК РФ (абз. 2 п. 3), согласно которой плательщики ЕСХН были освобождены от уплаты НДС. Закон N 335-ФЗ отменил освобождение от обязанности плательщика НДС сельхозтоваропроизводителей, применяющих ЕСХН, что может и должно получить распространение и для УСН.
Статья: Позиция ВС РФ и перспективы налоговых споров по сомнительным поставщикам
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Судебная практика. Так, например, в нашумевшем деле ООО "Кузбассконсервмолоко" суд обратил внимание, что приобретение товара у сомнительного поставщика не означает нереальности понесенных затрат в части налога на прибыль. Но в удовлетворении требования ООО в части доначисления НДС (пеней, штрафа) судьями было отказано, поскольку материалами дела было подтверждено, что общество самостоятельно осуществляло операции, связанные с поставкой сырого молока сельхозпроизводителями, не являющимися плательщиками НДС (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 N Ф04-611/2020 по делу N А27-17275/2019).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 9)Судебная практика. Так, например, в нашумевшем деле ООО "Кузбассконсервмолоко" суд обратил внимание, что приобретение товара у сомнительного поставщика не означает нереальности понесенных затрат в части налога на прибыль. Но в удовлетворении требования ООО в части доначисления НДС (пеней, штрафа) судьями было отказано, поскольку материалами дела было подтверждено, что общество самостоятельно осуществляло операции, связанные с поставкой сырого молока сельхозпроизводителями, не являющимися плательщиками НДС (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 N Ф04-611/2020 по делу N А27-17275/2019).