Секвестирование расходов бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Секвестирование расходов бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Уже в феврале 1997 г. в связи с крайне сложной экономической ситуацией и значительным сокращением бюджетных поступлений по сравнению с планом указанные нормы вступили в действие и "сразу выявили законодательные недоработки, которые могут быть обобщены и учтены при конструировании фактического состава секвестра (...). В противном случае возможно свободное усмотрение правоприменителя там, где законодатель изначально его не допускал. Данный вывод породил прецедент, сложившийся с секвестром в 1997 году" <8>. Так, Правительство РФ разработало и внесло в Госдуму проект Федерального закона "О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год", как того требовал Закон о бюджете. Однако Госдума не стала его принимать, в связи с чем сложилась трудноразрешимая ситуация, законодательно никак не урегулированная: Правительство РФ исполнило свою обязанность, однако Госдума блокировала возможность введения механизма секвестра в действие. Принимая во внимание, что реальные показатели бюджета уже сильно отклонялись от запланированных, Правительству де-факто пришлось исполнять секвестированный бюджет, не получив на это санкции Госдумы.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Уже в феврале 1997 г. в связи с крайне сложной экономической ситуацией и значительным сокращением бюджетных поступлений по сравнению с планом указанные нормы вступили в действие и "сразу выявили законодательные недоработки, которые могут быть обобщены и учтены при конструировании фактического состава секвестра (...). В противном случае возможно свободное усмотрение правоприменителя там, где законодатель изначально его не допускал. Данный вывод породил прецедент, сложившийся с секвестром в 1997 году" <8>. Так, Правительство РФ разработало и внесло в Госдуму проект Федерального закона "О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год", как того требовал Закон о бюджете. Однако Госдума не стала его принимать, в связи с чем сложилась трудноразрешимая ситуация, законодательно никак не урегулированная: Правительство РФ исполнило свою обязанность, однако Госдума блокировала возможность введения механизма секвестра в действие. Принимая во внимание, что реальные показатели бюджета уже сильно отклонялись от запланированных, Правительству де-факто пришлось исполнять секвестированный бюджет, не получив на это санкции Госдумы.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Термин "секвестр" используется в двух значениях. В комментируемой статье говорится о секвестре как разновидности хранения вещей, являющихся предметом спора. Тогда как секвестром также называется пересмотр состава бюджетных статей бюджета страны в сторону сокращения расходов.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)1. Термин "секвестр" используется в двух значениях. В комментируемой статье говорится о секвестре как разновидности хранения вещей, являющихся предметом спора. Тогда как секвестром также называется пересмотр состава бюджетных статей бюджета страны в сторону сокращения расходов.
Нормативные акты
Постановление ГД ФС РФ от 02.09.1998 N 2909-II ГД
"О Заявлении "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации"Обвал финансовой системы, произошедший в августе 1998 года, стал следствием наращивания государственного долга в форме финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств, оттока капитала из страны, нестабильности и утраты доверия к власти. Для обслуживания государственного долга Правительство Российской Федерации пошло на секвестирование расходов федерального бюджета на текущий год, нарушая обязательства государства по финансированию социальной сферы, обороны и безопасности, отвлекая финансовые ресурсы из реального сектора экономики.
"О Заявлении "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации"Обвал финансовой системы, произошедший в августе 1998 года, стал следствием наращивания государственного долга в форме финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств, оттока капитала из страны, нестабильности и утраты доверия к власти. Для обслуживания государственного долга Правительство Российской Федерации пошло на секвестирование расходов федерального бюджета на текущий год, нарушая обязательства государства по финансированию социальной сферы, обороны и безопасности, отвлекая финансовые ресурсы из реального сектора экономики.
<Письмо> Минфина РФ от 17.07.1997 N 3-А2-03
<О взыскании средств с бюджетных организаций>Взыскание в бесспорном порядке дебиторской задолженности, образовавшейся в 1995 - 1996 гг., с организаций, финансируемых через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, правомерно в любом случае, за исключением бесспорного списания средств со счетов с отличительным признаком "7", средства на которых формируются в порядке, установленном письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19 июля 1996 г. N 3-Е2-18. Защищенные статьи федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", подлежат финансированию в полном объеме при установленном Законом секвестировании расходов федерального бюджета, но не защищены от бесспорного списания.
<О взыскании средств с бюджетных организаций>Взыскание в бесспорном порядке дебиторской задолженности, образовавшейся в 1995 - 1996 гг., с организаций, финансируемых через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства, правомерно в любом случае, за исключением бесспорного списания средств со счетов с отличительным признаком "7", средства на которых формируются в порядке, установленном письмом Министерства финансов Российской Федерации от 19 июля 1996 г. N 3-Е2-18. Защищенные статьи федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", подлежат финансированию в полном объеме при установленном Законом секвестировании расходов федерального бюджета, но не защищены от бесспорного списания.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Чрезвычайный бюджет имеет место при чрезвычайном положении. Так, в ст. 25 Закона об основах бюджетного устройства был предусмотрен чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета являлось введение чрезвычайного положения, которое регламентируется специальным законом. Чрезвычайный бюджет предусматривает применение механизма секвестра.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Чрезвычайный бюджет имеет место при чрезвычайном положении. Так, в ст. 25 Закона об основах бюджетного устройства был предусмотрен чрезвычайный бюджет. Основанием для введения чрезвычайного бюджета являлось введение чрезвычайного положения, которое регламентируется специальным законом. Чрезвычайный бюджет предусматривает применение механизма секвестра.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Индикаторы 8.16 и 8.17 сформированы в целях оценки гибкости расходной части бюджета субъекта Федерации в части секвестирования доли дискретных расходов в случае эскалации бюджетных рисков для финансирования расходных обязательств по приоритетным направлениям в более полном объеме.
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Индикаторы 8.16 и 8.17 сформированы в целях оценки гибкости расходной части бюджета субъекта Федерации в части секвестирования доли дискретных расходов в случае эскалации бюджетных рисков для финансирования расходных обязательств по приоритетным направлениям в более полном объеме.
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<14> Так, на основании п. 1 ст. 1 не действующего в настоящее время Федерального закона от 26.11.1998 N 181-ФЗ "О бюджете развития Российской Федерации" бюджет развития Российской Федерации определялся как составная часть федерального бюджета, формируемая в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленном данным Федеральным законом.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<14> Так, на основании п. 1 ст. 1 не действующего в настоящее время Федерального закона от 26.11.1998 N 181-ФЗ "О бюджете развития Российской Федерации" бюджет развития Российской Федерации определялся как составная часть федерального бюджета, формируемая в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемая для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленном данным Федеральным законом.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т.д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т.д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит.