Себестоимость по госоБоронзаказу
Подборка наиболее важных документов по запросу Себестоимость по госоБоронзаказу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалификационные ошибки: по материалам военно-судебной практики
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Согласно приговору К., действуя с единым умыслом, из иной личной заинтересованности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации подписал (тем самым утвердив) протоколы от 19 апреля 2017 г. и 27 марта 2018 г. согласования базовых экономических нормативов, применяемых при формировании договорных цен на военную продукцию на 2017 и 2018 гг. соответственно, содержащие завышенные показатели и затраты Акционерного общества "Отдельное конструкторско-технологическое бюро "Вектор", не подлежащие включению в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу за счет государственных заказчиков. После этого К. в 2017 - 2019 гг. выдавал заключения о фиксированной цене изделий, производимых "Вектором", по завышенным показателям, заведомо зная, что в расчеты включены затраты, не подлежащие оплате государственным заказчиком. Указанные действия К. повлекли существенный, сопряженный с причинением тяжких последствий ущерб охраняемым законом интересам государства, что выразилось в причинении Минобороны России имущественного ущерба на сумму 14 млн руб.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), повлекшее получение излишнего дохода в размере более 1 000 000 руб., за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ (ч. 9);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), повлекшее получение излишнего дохода в размере более 1 000 000 руб., за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31 КоАП РФ (ч. 9);
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)9. Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), повлекшее получение излишнего дохода в размере более одного миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)9. Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией), повлекшее получение излишнего дохода в размере более одного миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 настоящего Кодекса, -
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")20. Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")20. Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
Статья: Методологические требования к разработке положения по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности государственного заказа
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
(Прыгунков А.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок осуществления государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) и принципы формирования цен по ГОЗ детально расписаны в нормативных документах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Базовым требованием проверки оптимальности ценообразования государственного контракта является обеспечение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представление государственному заказчику информации об исполнении каждого государственного контракта для возможности оценки соблюдения согласованных с заказчиком нормативов расходов и нормативов прибыли. При этом требования по правилам калькулирования затрат в ГОЗ существенно отличаются от требований бухгалтерского учета, что требует доработки стандартных бухгалтерских систем и введение учетной политики раздельного учета затрат. Обычного, традиционного для многих крупных предприятий котлового учета расходов и доходов по всем видам продукции, работ, услуг и выявления результатов их сопоставления на едином счете 90 "Продажи" недостаточно. Необходимы раздельный учет ресурсов и их использования по каждому контракту, открытие заказа на каждый объект калькулирования с разделением себестоимости на прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) и косвенные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы), формирующие производственную себестоимость продукции, а также внепроизводственные расходы (административно-управленческие, коммерческие расходы, проценты по кредитам банка).
Статья: Право новатора на рационализацию собственных разработок
(Загуляев Д.Г.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)4. Обязать предприятия, выполняющие работы по государственным контрактам и договорам федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе по государственному оборонному заказу), внедрить и использовать систему управления рационализаторской деятельностью, а также выполнять установленные показатели снижения ресурсоемкости в разрезе отчетных периодов контрактов и договоров.
(Загуляев Д.Г.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)4. Обязать предприятия, выполняющие работы по государственным контрактам и договорам федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе по государственному оборонному заказу), внедрить и использовать систему управления рационализаторской деятельностью, а также выполнять установленные показатели снижения ресурсоемкости в разрезе отчетных периодов контрактов и договоров.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о ценообразовании на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)Однако АО "Р..." цена на продукцию по заключенным с АО "С..." договорам определена произвольным способом. В рамках проверки специализированной прокуратурой проведен собственный расчет себестоимости батарей в соответствии с Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (утв. Приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334). Установлены затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, трудоемкость, общехозяйственные и общепроизводственные расходы этой организации. По результатам расчета установлено, что необоснованно полученная АО "Р..." прибыль от поставки аккумуляторных батарей по договорам с АО "С..." составила более 550 тыс. руб.
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)Однако АО "Р..." цена на продукцию по заключенным с АО "С..." договорам определена произвольным способом. В рамках проверки специализированной прокуратурой проведен собственный расчет себестоимости батарей в соответствии с Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (утв. Приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. N 334). Установлены затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, трудоемкость, общехозяйственные и общепроизводственные расходы этой организации. По результатам расчета установлено, что необоснованно полученная АО "Р..." прибыль от поставки аккумуляторных батарей по договорам с АО "С..." составила более 550 тыс. руб.
Вопрос: Вправе ли исполнители, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не применять уровень рентабельности, определенный государственным заказчиком?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)При этом конкретные значения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, нормами Положения N 1465 не определены, в связи с чем установление государственным заказчиком (заказчиком) плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, в пределах от 10 до 25% плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (либо от 5% себестоимости продукции в случае, если доля собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) в себестоимости продукции составляет 20% и более) не противоречит действующему законодательству в сфере государственного оборонного заказа.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)При этом конкретные значения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, нормами Положения N 1465 не определены, в связи с чем установление государственным заказчиком (заказчиком) плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую головным исполнителем (исполнителем) государственного оборонного заказа, в пределах от 10 до 25% плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (либо от 5% себестоимости продукции в случае, если доля собственных затрат головного исполнителя (исполнителя) в себестоимости продукции составляет 20% и более) не противоречит действующему законодательству в сфере государственного оборонного заказа.
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения строительство основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с учетной политикой. При этом по каждому контракту (договору) (кроме гособоронзаказа) они распределяются пропорционально сроку исполнения обязательств, определенному контрактом (договором) (его этапом), либо сроку производственного цикла изготовления поставляемого товара. Оформляются бухгалтерской справкой (если это предусмотрено учетной политикой) и расчетом суммы накладных расходов (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2021 N 210н).
(КонсультантПлюс, 2025)Накладные расходы включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с учетной политикой. При этом по каждому контракту (договору) (кроме гособоронзаказа) они распределяются пропорционально сроку исполнения обязательств, определенному контрактом (договором) (его этапом), либо сроку производственного цикла изготовления поставляемого товара. Оформляются бухгалтерской справкой (если это предусмотрено учетной политикой) и расчетом суммы накладных расходов (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2021 N 210н).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая, что рентабельность напрямую зависит от цены товара, при ее определении запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая, что рентабельность напрямую зависит от цены товара, при ее определении запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
Статья: Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Федеральная антимонопольная служба в 2017 г. выделила следующие угрозы в сфере гособоронзаказа в качестве основных: 1) включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством; 2) завышение цен поставляемой в рамках государственного контракта продукции; 3) нецелевое использование бюджетных денежных средств, полученных в рамках ГОЗ <1>.
(Фартунов Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)Федеральная антимонопольная служба в 2017 г. выделила следующие угрозы в сфере гособоронзаказа в качестве основных: 1) включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством; 2) завышение цен поставляемой в рамках государственного контракта продукции; 3) нецелевое использование бюджетных денежных средств, полученных в рамках ГОЗ <1>.
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)При исполнении своих обязательств головные исполнители ГОЗ и исполнители, входящие в их кооперацию, несут обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту (контракту) (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе). Раздельный учет позволяет проверить обоснованность себестоимости продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Кроме того, раздельный учет, наряду с банковским и казначейским сопровождением средств ГОЗ, представляет собой инструмент контроля за целевым расходованием денежных средств, предоставленных головному исполнителю или исполнителю в качестве аванса.
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)При исполнении своих обязательств головные исполнители ГОЗ и исполнители, входящие в их кооперацию, несут обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту (контракту) (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе). Раздельный учет позволяет проверить обоснованность себестоимости продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Кроме того, раздельный учет, наряду с банковским и казначейским сопровождением средств ГОЗ, представляет собой инструмент контроля за целевым расходованием денежных средств, предоставленных головному исполнителю или исполнителю в качестве аванса.
Готовое решение: Как организовать раздельный учет при выполнении гособоронзаказа
(КонсультантПлюс, 2025)15. Порядок ведения раздельного учета по государственному оборонному заказу
(КонсультантПлюс, 2025)15. Порядок ведения раздельного учета по государственному оборонному заказу
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Рентабельность производства вооружений прямо связана не только с себестоимостью и ценой, определяемой в сфере действия государственного оборонного заказа (ГОЗ). Контрактное право в сфере ГОЗ базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральных законах "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и "О государственном оборонном заказе" N 275-ФЗ, Положении о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, на положениях ведомственных нормативных правовых актов государственных заказчиков и принятой у них контрактной практике и особенностях их деятельности <7>. К основным правовым актам общего регулирования также относится Бюджетный кодекс Российской Федерации, а постановления Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере относятся к специальным актам. Их соотношение связано с тем, что при их системном применении в случаях противоречий между ними применяются нормы специальных актов, например положения § 4 гл. 30 ГК РФ, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, и общие положения договора поставки § 3 гл. 30.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Рентабельность производства вооружений прямо связана не только с себестоимостью и ценой, определяемой в сфере действия государственного оборонного заказа (ГОЗ). Контрактное право в сфере ГОЗ базируется на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральных законах "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и "О государственном оборонном заказе" N 275-ФЗ, Положении о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, на положениях ведомственных нормативных правовых актов государственных заказчиков и принятой у них контрактной практике и особенностях их деятельности <7>. К основным правовым актам общего регулирования также относится Бюджетный кодекс Российской Федерации, а постановления Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере относятся к специальным актам. Их соотношение связано с тем, что при их системном применении в случаях противоречий между ними применяются нормы специальных актов, например положения § 4 гл. 30 ГК РФ, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, и общие положения договора поставки § 3 гл. 30.