Сделка с заинтересованностью муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Сделка с заинтересованностью муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как правильно составить договор поручительства
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 2)Также необходимо помнить, что если договор поручительства является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то он должен быть согласован в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 2)Также необходимо помнить, что если договор поручительства является крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то он должен быть согласован в порядке, предусмотренном Федеральными законами от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Такое разнообразное регулирование одних и тех же по существу отношений в разных федеральных законах неоправданно и требует приведения к "единому знаменателю", на что уже обращалось внимание в юридической литературе <1>. Это фактически уже подтверждено и судебной практикой, которая разъяснения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, изданные применительно к хозяйственным обществам, распространяла и на юридические лица иных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, а также автономные учреждения и иные некоммерческие организации), если иное не предусмотрено законом или "не вытекает и существа отношений" <2>. И, хотя это разъяснение применяется в настоящее время лишь к сделкам, совершенным до 1 января 2017 г., не теряет актуальности вопрос о необходимости унификации всех норм об экстраординарных сделках в будущем, а установленные различия в правовом регулировании нуждаются в тщательной ревизии на предмет их обоснованности и пересмотре на основе исследования искомого "существа отношений". Как справедливо отмечалось в юридической литературе, абсолютное большинство этих различий на самом деле "не носят никакого осмысленного характера" <3>. В связи с этим представляется целесообразной последовательная реализация тенденции унификации законодательства о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, в результате которой общие нормы о таких сделках универсальным образом будут урегулированы для любых юридических лиц. При этом отдельные особенности для определенных организационно-правовых форм юридических лиц в случае необходимости могут быть специально учтены в соответствующих общих нормах.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Такое разнообразное регулирование одних и тех же по существу отношений в разных федеральных законах неоправданно и требует приведения к "единому знаменателю", на что уже обращалось внимание в юридической литературе <1>. Это фактически уже подтверждено и судебной практикой, которая разъяснения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, изданные применительно к хозяйственным обществам, распространяла и на юридические лица иных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, а также автономные учреждения и иные некоммерческие организации), если иное не предусмотрено законом или "не вытекает и существа отношений" <2>. И, хотя это разъяснение применяется в настоящее время лишь к сделкам, совершенным до 1 января 2017 г., не теряет актуальности вопрос о необходимости унификации всех норм об экстраординарных сделках в будущем, а установленные различия в правовом регулировании нуждаются в тщательной ревизии на предмет их обоснованности и пересмотре на основе исследования искомого "существа отношений". Как справедливо отмечалось в юридической литературе, абсолютное большинство этих различий на самом деле "не носят никакого осмысленного характера" <3>. В связи с этим представляется целесообразной последовательная реализация тенденции унификации законодательства о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, в результате которой общие нормы о таких сделках универсальным образом будут урегулированы для любых юридических лиц. При этом отдельные особенности для определенных организационно-правовых форм юридических лиц в случае необходимости могут быть специально учтены в соответствующих общих нормах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
<Разъяснение> ФАС России
"О применении антимонопольного законодательства при отчуждении движимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий"В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и на совершение иных сделок в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, а также осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
"О применении антимонопольного законодательства при отчуждении движимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий"В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и на совершение иных сделок в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, а также осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
Статья: Когда суд не примет отказ истца от иска
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)- для унитарных, в т.ч. казенных, предприятий - ст. 22 и 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 10)- для унитарных, в т.ч. казенных, предприятий - ст. 22 и 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Статья: Интересы в гражданском обороте, их оформление и обеспечение их баланса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 2)Конфликт интересов при совершении сделок порождает особые требования к их процедурам <52>, причем это касается ЮЛ всех организационно-правовых форм и видов деятельности (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <53>, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <54>, Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <55>).
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, унитарные предприятия как носители права хозяйственного ведения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Тем самым, прежде чем совершить сделку, они обязаны получить такое согласие. При этом переход данного имущества в частную собственность (собственность юридических и физических лиц) повлечет необходимость применения законодательства о приватизации (ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)В частности, унитарные предприятия как носители права хозяйственного ведения не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Тем самым, прежде чем совершить сделку, они обязаны получить такое согласие. При этом переход данного имущества в частную собственность (собственность юридических и физических лиц) повлечет необходимость применения законодательства о приватизации (ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Готовое решение: Как унитарному предприятию продать государственное или муниципальное имущество в хозяйственном ведении
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как унитарному предприятию получить согласие на крупную сделку или сделку с заинтересованностью
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как унитарному предприятию получить согласие на крупную сделку или сделку с заинтересованностью
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях отсутствует понятие "конфликт интересов" <133>. Вместе с тем ст. 21 данного Закона содержит определенные ограничения для руководителя унитарного предприятия, а ст. 22 регулирует порядок заключения руководителем сделки с заинтересованностью. Согласно данной статье "руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вообще не содержит определения "уставного фонда" (см.: Российская газета. 3 декабря 2002 г. N 229).
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)<1> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вообще не содержит определения "уставного фонда" (см.: Российская газета. 3 декабря 2002 г. N 229).