Сдача в аренду федерального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Сдача в аренду федерального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли ссудополучатель передавать полученное имущество по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. В отсутствие законодательного запрета товарищество как ссудополучатель вправе было сдать нежилые помещения в аренду с согласия управления Росимущества как ссудодателя. Такое согласие содержалось в пункте 4 раздела II договора ссуды. Буквальное содержание этого пункта не свидетельствует о том, что сдаче нежилых помещений в аренду должно было предшествовать согласование с начальником управления гражданской защиты администрации муниципального образования город Краснодар. Согласование договора аренды управлением МЧС не противоречило условию договора ссуды, которым стороны в качестве согласовывающего органа определили штаб (комитет) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Необходимость согласования сдачи в аренду федерального имущества с руководителем одного из структурных подразделений органа местного самоуправления не логично и не соответствует смыслу норм пункта 2 статьи 615 и пункта 2 статьи 689 Гражданского кодекса. Основания для квалификации договора аренды как ничтожной сделки у судов отсутствовали..."
Может ли ссудополучатель передавать полученное имущество по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем. В отсутствие законодательного запрета товарищество как ссудополучатель вправе было сдать нежилые помещения в аренду с согласия управления Росимущества как ссудодателя. Такое согласие содержалось в пункте 4 раздела II договора ссуды. Буквальное содержание этого пункта не свидетельствует о том, что сдаче нежилых помещений в аренду должно было предшествовать согласование с начальником управления гражданской защиты администрации муниципального образования город Краснодар. Согласование договора аренды управлением МЧС не противоречило условию договора ссуды, которым стороны в качестве согласовывающего органа определили штаб (комитет) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Необходимость согласования сдачи в аренду федерального имущества с руководителем одного из структурных подразделений органа местного самоуправления не логично и не соответствует смыслу норм пункта 2 статьи 615 и пункта 2 статьи 689 Гражданского кодекса. Основания для квалификации договора аренды как ничтожной сделки у судов отсутствовали..."
Статья: Вправе ли военнослужащий сдавать в аренду жилое помещение?
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Так, например, в марте 2020 г. одной из военных прокуратур гарнизона Черноморского флота по итогам проведения проверки исполнения должностными лицами воинской части законодательства о противодействии коррупции в адрес командира одной из поднадзорных воинских частей было вынесено представление об устранении нарушений закона <8>. Согласно представлению военнослужащая воинской части Ш. при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указала ежемесячный доход, полученный ею в 2019 - 2020 гг. за сдачу в аренду жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, что является нарушением положений Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О противодействии коррупции".
(Кириченко Н.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 11)Так, например, в марте 2020 г. одной из военных прокуратур гарнизона Черноморского флота по итогам проведения проверки исполнения должностными лицами воинской части законодательства о противодействии коррупции в адрес командира одной из поднадзорных воинских частей было вынесено представление об устранении нарушений закона <8>. Согласно представлению военнослужащая воинской части Ш. при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указала ежемесячный доход, полученный ею в 2019 - 2020 гг. за сдачу в аренду жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, что является нарушением положений Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О противодействии коррупции".
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 25.08.2023 N СД-4-3/10888 <Признание для целей налогообложения прибыли организаций расходов унитарных предприятий по перечислению в бюджет средств от сдачи имущества в аренду>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Главное финансовое ведомство ответило Письмом от 22.01.2008 N 03-03-05/1. Указано, что при заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться непосредственно этому предприятию и использоваться последним в соответствии с положениями налогового и бюджетного законодательства. При сдаче в аренду (в установленном порядке) федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ФГУП должно отражать арендную плату в составе внереализационных доходов.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 22)Главное финансовое ведомство ответило Письмом от 22.01.2008 N 03-03-05/1. Указано, что при заключении договора аренды между организацией и ФГУП арендные платежи должны уплачиваться непосредственно этому предприятию и использоваться последним в соответствии с положениями налогового и бюджетного законодательства. При сдаче в аренду (в установленном порядке) федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ФГУП должно отражать арендную плату в составе внереализационных доходов.
Статья: Классификация источников финансового права: дискуссионные вопросы
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Думается, что теоретические проблемы проведения классификации источников финансового права и определения ее критериев во многом связаны со сложностями идентификации конкретных способов выражения финансово-правовых норм. В теории финансового права к его источникам традиционно относят нормативные правовые акты, в которых содержатся финансово-правовые нормы, рассматриваемые в совокупности как финансовое законодательство <8>, а включение в систему источников, например актов Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), является дискуссионным <9>. Подробнее остановимся на этой проблеме. Так, практика КС РФ по вопросу признания актов финансового законодательства не соответствующими Конституции РФ позволяет установить, что в отдельных случаях КС РФ в своих постановлениях формулирует финансово-правовые нормы, действующие до внесения законодателем предписанных КС РФ изменений в нормативные правовые акты. Например, в силу неопределенности порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества КС РФ в Постановлении от 22 июня 2009 г. N 10-П <10> признал положения ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации <11> (далее - НК РФ) и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации <12> (далее - БК РФ) не соответствующими Конституции РФ. До внесения законодателем изменений КС РФ предписал данным субъектам уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с порядком, определяемым с учетом разъяснений уполномоченных федеральных органов по данному вопросу. В Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П <13> КС РФ для обеспечения возможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства, до урегулирования данного вопроса законодателем, предписал судам по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет.
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Думается, что теоретические проблемы проведения классификации источников финансового права и определения ее критериев во многом связаны со сложностями идентификации конкретных способов выражения финансово-правовых норм. В теории финансового права к его источникам традиционно относят нормативные правовые акты, в которых содержатся финансово-правовые нормы, рассматриваемые в совокупности как финансовое законодательство <8>, а включение в систему источников, например актов Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), является дискуссионным <9>. Подробнее остановимся на этой проблеме. Так, практика КС РФ по вопросу признания актов финансового законодательства не соответствующими Конституции РФ позволяет установить, что в отдельных случаях КС РФ в своих постановлениях формулирует финансово-правовые нормы, действующие до внесения законодателем предписанных КС РФ изменений в нормативные правовые акты. Например, в силу неопределенности порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества КС РФ в Постановлении от 22 июня 2009 г. N 10-П <10> признал положения ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации <11> (далее - НК РФ) и абз. 2 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации <12> (далее - БК РФ) не соответствующими Конституции РФ. До внесения законодателем изменений КС РФ предписал данным субъектам уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с порядком, определяемым с учетом разъяснений уполномоченных федеральных органов по данному вопросу. В Постановлении от 15 июля 2021 г. N 37-П <13> КС РФ для обеспечения возможности исполнения судебных актов, вынесенных в отношении органа государственной власти, у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства, до урегулирования данного вопроса законодателем, предписал судам по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий по отношению к должнику орган государственной власти, имеющий лицевой счет.
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Нормами права регламентирован особый порядок пользования недвижимым имуществом - этот механизм, включая механизм сдачи федерального недвижимого имущества в аренду, достаточно подробно урегулирован законом, в том числе в целях наиболее эффективного управления федеральной недвижимостью и борьбы с коррупцией [8, с. 19]. Этот порядок предполагает получение от использования федеральной недвижимости наибольшего позитивного результата с одновременным обеспечением ее сохранности, а в его основе лежат определенные приемы юридической тактики [9, с. 52], проявляющиеся в том числе при предотвращении потенциальных конфликтов конкурентного характера [10, с. 22], в конечном итоге выражающиеся в правовом акте как внешней форме согласованных интересов государства и общества [11, с. 55]. Следует отметить, что даже в рамках обучения сотрудников органов власти, к компетенции которых относятся вопросы распоряжения публичной собственностью, в качестве обособленной темы рассматривается именно их координационная роль в обеспечении соответствия интересов государства интересам общества [12, с. 16]. Одновременно и в науке рекомендуется при отборе государственных служащих, уполномоченных на решение таких вопросов, учитывать психологические особенности их личности [13, с. 92].
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Нормами права регламентирован особый порядок пользования недвижимым имуществом - этот механизм, включая механизм сдачи федерального недвижимого имущества в аренду, достаточно подробно урегулирован законом, в том числе в целях наиболее эффективного управления федеральной недвижимостью и борьбы с коррупцией [8, с. 19]. Этот порядок предполагает получение от использования федеральной недвижимости наибольшего позитивного результата с одновременным обеспечением ее сохранности, а в его основе лежат определенные приемы юридической тактики [9, с. 52], проявляющиеся в том числе при предотвращении потенциальных конфликтов конкурентного характера [10, с. 22], в конечном итоге выражающиеся в правовом акте как внешней форме согласованных интересов государства и общества [11, с. 55]. Следует отметить, что даже в рамках обучения сотрудников органов власти, к компетенции которых относятся вопросы распоряжения публичной собственностью, в качестве обособленной темы рассматривается именно их координационная роль в обеспечении соответствия интересов государства интересам общества [12, с. 16]. Одновременно и в науке рекомендуется при отборе государственных служащих, уполномоченных на решение таких вопросов, учитывать психологические особенности их личности [13, с. 92].
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор аренды имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, без необходимого по закону согласия собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрена сдача в аренду федерального недвижимого имущества только при наличии согласия собственника.
Можно ли заключить договор аренды имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, без необходимого по закону согласия собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Частью 2 ст. 295 ГК РФ предусмотрена сдача в аренду федерального недвижимого имущества только при наличии согласия собственника.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль3.1. Можно ли включить во внереализационные доходы ГУП (МУП) арендную плату от сдачи в аренду федерального (муниципального) имущества?