Сброс сточных вод на почву
Подборка наиболее важных документов по запросу Сброс сточных вод на почву (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 N 15АП-3726/2024 по делу N А53-35820/2023
Требование: О взыскании компенсации вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Батайска не является Ответчиком по настоящему делу со ссылками на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N 308-ЭС22-20037 по делу N А32-52065/2021, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном деле рассматривался спор о взыскании ущерба, причиненного в результате несанкционированного сброса загрязненных сточных вод на почву. Кроме того, определением Верховного Суда РФ не исключается возможность привлечения в качестве ответчиков по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, органы местного самоуправления (администрации).
Требование: О взыскании компенсации вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Батайска не является Ответчиком по настоящему делу со ссылками на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N 308-ЭС22-20037 по делу N А32-52065/2021, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном деле рассматривался спор о взыскании ущерба, причиненного в результате несанкционированного сброса загрязненных сточных вод на почву. Кроме того, определением Верховного Суда РФ не исключается возможность привлечения в качестве ответчиков по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, органы местного самоуправления (администрации).
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за порчу земель
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (Росприроднадзор, Россельхознадзор) привлек Организацию (ИП, Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы или порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления. Например, Организация допустила сброс сточных вод (жидких бытовых отходов) на рельеф местности или загрязнение земельного участка нефтепродуктами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта позиция уже находит свое распространение в судебной практике по отношению к различным экосистемам. Так, ущерб, причиненный водному объекту сбросом сточных вод, квалифицируется судами как влекущий не только загрязнение водного объекта, но и "истощение, порчу, уничтожение, деградацию и разрушение естественных экологических систем" <13>. При загрязнении почв как одного из компонентов окружающей среды, определяя полный экологический вред, по мнению суда, "учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре" <14>.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта позиция уже находит свое распространение в судебной практике по отношению к различным экосистемам. Так, ущерб, причиненный водному объекту сбросом сточных вод, квалифицируется судами как влекущий не только загрязнение водного объекта, но и "истощение, порчу, уничтожение, деградацию и разрушение естественных экологических систем" <13>. При загрязнении почв как одного из компонентов окружающей среды, определяя полный экологический вред, по мнению суда, "учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре" <14>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное контрольное (надзорное) действие связано с изъятием (выборкой) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное контрольное (надзорное) действие связано с изъятием (выборкой) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)23. При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)23. При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В обоснование отметил, что на основании решения регионального министерства природных ресурсов индивидуальному предпринимателю для сброса сточных вод предоставлен водный объект. Между тем указанная в оспариваемом решении точка графических координат для сброса сточных вод фактически находится в 400 метрах от водного объекта. Сброс осуществляется в лесной массив, что привело к заболачиванию и загрязнению почвы неочищенными стоками, повреждению произрастающих деревьев и кустарников до степени прекращения роста.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В обоснование отметил, что на основании решения регионального министерства природных ресурсов индивидуальному предпринимателю для сброса сточных вод предоставлен водный объект. Между тем указанная в оспариваемом решении точка графических координат для сброса сточных вод фактически находится в 400 метрах от водного объекта. Сброс осуществляется в лесной массив, что привело к заболачиванию и загрязнению почвы неочищенными стоками, повреждению произрастающих деревьев и кустарников до степени прекращения роста.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В водоохранных зонах запрещены сброс сточных, в том числе дренажных, вод <1>, а также использование сточных вод для проведения мелиоративных мероприятий, направленных на повышение почвенного плодородия <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В водоохранных зонах запрещены сброс сточных, в том числе дренажных, вод <1>, а также использование сточных вод для проведения мелиоративных мероприятий, направленных на повышение почвенного плодородия <2>.
"Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с учетом новых положений федерального законодательства"
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отбор проб - это действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
(Вощинский М.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Отбор проб - это действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по теплу включены в правила по охране труда "ПОТ Р М 005-97. "Правила по охране труда при термической обработке металлов" от 29 сентября 1997 г. <12>; в межгосударственный стандарт "МСанПиН 001-96. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" от 19 января 1996 г. <13>; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" от 18 мая 2010 г. <14>; решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" <15> и др. Все они направлены на обеспечение интересов человека. Удалось обнаружить один норматив по данному показателю по отношению к природным объектам - воде водного объекта, но только для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования. Так, в СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" от 22 июня 2000 г. <16> установлено, что летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна превышать более чем на 3 °C среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние десять лет. Таких нормативов по воздуху и почве для природных территорий нет;
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по теплу включены в правила по охране труда "ПОТ Р М 005-97. "Правила по охране труда при термической обработке металлов" от 29 сентября 1997 г. <12>; в межгосударственный стандарт "МСанПиН 001-96. Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях" от 19 января 1996 г. <13>; СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" от 18 мая 2010 г. <14>; решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" <15> и др. Все они направлены на обеспечение интересов человека. Удалось обнаружить один норматив по данному показателю по отношению к природным объектам - воде водного объекта, но только для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования. Так, в СанПиН 2.1.5.980-00.2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" от 22 июня 2000 г. <16> установлено, что летняя температура воды в результате сброса сточных вод не должна превышать более чем на 3 °C среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние десять лет. Таких нормативов по воздуху и почве для природных территорий нет;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект;
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Показательным в этом плане является следующее дело, рассмотренное Верховным Судом РФ <2>. Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Краснодара о взыскании 1 800 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде. Иск основан на том, что в ходе рейдового осмотра инспектор Управления обнаружил разлив сточных вод и загрязнение почвы. Поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжаться им вправе администрация, а также в связи с невозможностью установления лиц, осуществлявших сброс сточных вод, Управление обратилось с иском к администрации. Арбитражный суд решением, оставленным в силе вышестоящими инстанциями, в иске отказал. Суд пришел к выводу о недопустимости возмещения вреда в денежной форме в указанном случае, так как сумма, взысканная с бюджета г. Краснодара, в итоге подлежит последующему зачислению в его же бюджет. ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций, направил дело на новое рассмотрение, указав, что зачисленные в бюджет средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на организацию работ по ликвидации накопленного вреда, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. В данном случае обязательство не прекращается совпадением кредитора и должника в одном лице.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Показательным в этом плане является следующее дело, рассмотренное Верховным Судом РФ <2>. Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Краснодара о взыскании 1 800 000 руб. ущерба, причиненного окружающей среде. Иск основан на том, что в ходе рейдового осмотра инспектор Управления обнаружил разлив сточных вод и загрязнение почвы. Поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжаться им вправе администрация, а также в связи с невозможностью установления лиц, осуществлявших сброс сточных вод, Управление обратилось с иском к администрации. Арбитражный суд решением, оставленным в силе вышестоящими инстанциями, в иске отказал. Суд пришел к выводу о недопустимости возмещения вреда в денежной форме в указанном случае, так как сумма, взысканная с бюджета г. Краснодара, в итоге подлежит последующему зачислению в его же бюджет. ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих инстанций, направил дело на новое рассмотрение, указав, что зачисленные в бюджет средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, направляются на организацию работ по ликвидации накопленного вреда, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. В данном случае обязательство не прекращается совпадением кредитора и должника в одном лице.
Статья: Правовая охрана водных объектов: проблемы возмещения вреда
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)На гидрохимический режим вод влияют не только природные факторы, в частности климат, геологическое и геоморфологическое строение территории, почвы и растительность, но и в большей степени сброс в водные объекты значительного количества неочищенных и загрязненных сточных вод многочисленными предприятиями, осуществляющими свою деятельность по различным направлениям.
(Дубовик Д.М., Покатова В.П.)
("Экологическое право", 2022, N 5)На гидрохимический режим вод влияют не только природные факторы, в частности климат, геологическое и геоморфологическое строение территории, почвы и растительность, но и в большей степени сброс в водные объекты значительного количества неочищенных и загрязненных сточных вод многочисленными предприятиями, осуществляющими свою деятельность по различным направлениям.