Сброс сточных вод без разрешения
Подборка наиболее важных документов по запросу Сброс сточных вод без разрешения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, в его хозяйственное ведение были переданы очистные сооружения без глубоководных выпусков, вследствие чего он не смог получить разрешение на сброс сточных вод в водные объекты и вынужден вносить плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, в его хозяйственное ведение были переданы очистные сооружения без глубоководных выпусков, вследствие чего он не смог получить разрешение на сброс сточных вод в водные объекты и вынужден вносить плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (государственный инспектор в области охраны окружающей среды, Росприроднадзор) привлек Организацию (Должностное лицо) к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган (государственный инспектор в области охраны окружающей среды, Росприроднадзор) привлек Организацию (Должностное лицо) к ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Рекомендации по основным видам и характеру нарушений, выявляемых Росприроднадзором в ходе проведения проверочных мероприятий
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)отсутствие разрешительных документов для осуществления деятельности, связанной со сбросом сточных вод;
("Официальный сайт Росприроднадзора", 2025)отсутствие разрешительных документов для осуществления деятельности, связанной со сбросом сточных вод;
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Допускается принятие решения об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер, например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Допускается принятие решения об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер, например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), выявив факт сброса сточных вод на земельный участок, а также произведя отбор проб почвы, показавший превышение предельно допустимых концентраций по ряду показателей, обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), выявив факт сброса сточных вод на земельный участок, а также произведя отбор проб почвы, показавший превышение предельно допустимых концентраций по ряду показателей, обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Статья: Публичный договор
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2022, N 3)По договору водоотведения (ст. 14 указанного Закона) организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, а также осуществлять оплату водоотведения.
(Кархалев Д.Н., Томина А.П.)
("Юрист", 2022, N 3)По договору водоотведения (ст. 14 указанного Закона) организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, а также осуществлять оплату водоотведения.
Статья: Правовые средства сохранения водных ресурсов в зарубежных странах
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)В Чехии в Законе о водах обязанность применять доступные технологии возлагается на лиц, использующих поверхностные или подземные воды в промышленных, строительных, сельскохозяйственных и коммунальных целях. В частности, застройщик в зависимости от целевого назначения зданий обязан обеспечить водоснабжение и отвод сточных вод через предназначенные для этого коллекторы. При отсутствии на объекте канализации сточные воды могут отводиться путем непосредственной очистки с последующим сбросом в поверхностные или подземные воды. В случае технической невозможности применения указанных выше способов сточные воды можно накапливать в непроницаемом отстойнике с последующей передачей на объект, предназначенный для их утилизации. Кроме того, застройщик обязан обеспечить ограничение оттока дождевой воды путем накопления для последующего использования. Без выполнения указанных условий не могут выдаваться разрешения на строительство, реконструкцию и использование строения.
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 4)В Чехии в Законе о водах обязанность применять доступные технологии возлагается на лиц, использующих поверхностные или подземные воды в промышленных, строительных, сельскохозяйственных и коммунальных целях. В частности, застройщик в зависимости от целевого назначения зданий обязан обеспечить водоснабжение и отвод сточных вод через предназначенные для этого коллекторы. При отсутствии на объекте канализации сточные воды могут отводиться путем непосредственной очистки с последующим сбросом в поверхностные или подземные воды. В случае технической невозможности применения указанных выше способов сточные воды можно накапливать в непроницаемом отстойнике с последующей передачей на объект, предназначенный для их утилизации. Кроме того, застройщик обязан обеспечить ограничение оттока дождевой воды путем накопления для последующего использования. Без выполнения указанных условий не могут выдаваться разрешения на строительство, реконструкцию и использование строения.
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Ключевым, на наш взгляд, является разграничение составов, предусматривающих ответственность за сброс загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса и получения разрешения на сброс, что нарушает правила охраны водных объектов, либо за нарушение согласованных условий водопользования в виде превышения объема сброса сточных вод, нарушения требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод, чем нарушаются правила водопользования. Степень общественной вредности данных составов различна <26>, очевидно, различным должен быть и размер ответственности в санкции той или иной статьи. Учитывая масштаб и вредность воздействия сточных вод, в целях повышения определенности правоприменительной практики считаем необходимым по аналогии со ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" выделить данные составы в качестве самостоятельных частей или диспозиции ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ дополнить соответствующими характеристиками объективной стороны.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Ключевым, на наш взгляд, является разграничение составов, предусматривающих ответственность за сброс загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса и получения разрешения на сброс, что нарушает правила охраны водных объектов, либо за нарушение согласованных условий водопользования в виде превышения объема сброса сточных вод, нарушения требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод, чем нарушаются правила водопользования. Степень общественной вредности данных составов различна <26>, очевидно, различным должен быть и размер ответственности в санкции той или иной статьи. Учитывая масштаб и вредность воздействия сточных вод, в целях повышения определенности правоприменительной практики считаем необходимым по аналогии со ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" выделить данные составы в качестве самостоятельных частей или диспозиции ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ дополнить соответствующими характеристиками объективной стороны.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В частности, органы власти не вправе вводить препятствия использованию водных объектов, которое осуществляется гражданами и юридическими лицами в целях, закрепленных в ВК РФ. Так, решением ВС РФ <1> признаны недействующими абз. 3 п. 4.1.2 и п. 6.6 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 "2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.; далее - СанПиН 2.1.5.980-00) <2> (ныне утратили силу). В СанПиН 2.1.5.980-00 было установлено, что сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов не допускаются (абз. 3 п. 4.1.2) и что место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях (п. 6.6). ВС РФ принял во внимание норму комментируемой статьи, по которой сброс сточных вод считается правомерной целью водопользования. При этом законодательство Российской Федерации не запрещает использовать водные объекты, расположенные в черте населенных пунктов, для целей сброса сточных и (или) дренажных вод и не уполномочивает Роспотребнадзор на введение указанного нормативного запрета по собственному усмотрению.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд пришел к выводу, что длительный отказ уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование для отведения сточных вод повлек за собой невозможность для ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов и в последующем получить разрешение на сброс. При этом разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты ответчик не получал по причине отсутствия в городе очистных сооружений с полной биологической очисткой до допустимого нормативного уровня.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Суд пришел к выводу, что длительный отказ уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование для отведения сточных вод повлек за собой невозможность для ответчика разработать и утвердить в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов и в последующем получить разрешение на сброс. При этом разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты ответчик не получал по причине отсутствия в городе очистных сооружений с полной биологической очисткой до допустимого нормативного уровня.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Обоснование судом факта того, что воды, сбрасываемые в водохранилище после охлаждения оборудования, являются сточными водами для целей обязывания электростанций получать разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод и разрабатывать проект нормативов допустимых сбросов для формирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, могло быть сделано и без переквалификации оборотной системы водоснабжения на прямоточную. Судом не учитывалось влияние такого вывода на сопутствующие правоотношения (на увеличение в несколько раз платы за водопользование и тарифа на тепло), несмотря на то что ни законодательство, ни общественные отношения не изменились. Следует обратить внимание на то, что эти существенные экономические последствия, связанные с чрезмерным увеличением платы за водопользование и тарифа на тепло, могут возникнуть у всех генерирующих компаний страны, электростанции которых спроектированы в СССР с оборотной системой технического водоснабжения с прудом-охладителем, являющимся водохранилищем.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Обоснование судом факта того, что воды, сбрасываемые в водохранилище после охлаждения оборудования, являются сточными водами для целей обязывания электростанций получать разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод и разрабатывать проект нормативов допустимых сбросов для формирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, могло быть сделано и без переквалификации оборотной системы водоснабжения на прямоточную. Судом не учитывалось влияние такого вывода на сопутствующие правоотношения (на увеличение в несколько раз платы за водопользование и тарифа на тепло), несмотря на то что ни законодательство, ни общественные отношения не изменились. Следует обратить внимание на то, что эти существенные экономические последствия, связанные с чрезмерным увеличением платы за водопользование и тарифа на тепло, могут возникнуть у всех генерирующих компаний страны, электростанции которых спроектированы в СССР с оборотной системой технического водоснабжения с прудом-охладителем, являющимся водохранилищем.