Сбалансированность местных бюджетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Сбалансированность местных бюджетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскивают в местный бюджет дотации на сбалансированность за прошлые годы, если из-за их непоступления расходные обязательства были исполнены не в полном объеме (например, по перечислению необходимых средств учреждениям)
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскивают в местный бюджет дотации на сбалансированность за прошлые годы, если из-за их непоступления расходные обязательства были исполнены не в полном объеме (например, по перечислению необходимых средств учреждениям)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Одной из наиболее значимых тенденций в доходах местных бюджетов в 2020 г. стал рост дотаций. Увеличение объема этих трансфертов на четверть за год нетипично для российских условий. Оно обусловлено ростом средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и массового предоставления местным властям прочих дотаций как инструмента замещения недополученных налоговых и неналоговых поступлений. Обычно величина дотаций в регионе достаточно стабильна и в значительной мере связана с уровнем внутрирегиональной дифференциации социально-экономических параметров [6].
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Одной из наиболее значимых тенденций в доходах местных бюджетов в 2020 г. стал рост дотаций. Увеличение объема этих трансфертов на четверть за год нетипично для российских условий. Оно обусловлено ростом средств на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и массового предоставления местным властям прочих дотаций как инструмента замещения недополученных налоговых и неналоговых поступлений. Обычно величина дотаций в регионе достаточно стабильна и в значительной мере связана с уровнем внутрирегиональной дифференциации социально-экономических параметров [6].
Статья: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как национальный проект развития местного самоуправления: история трансформации и прогнозы
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что "бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации".
(Диденко А.Н., Бабичев И.В.)
("Местное право", 2024, N 2)Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем Постановлении от 15.05.2006 N 5-П указал, что "бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации".
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Конституционный Суд подтвердил актуальность ранее сформулированной правовой позиции, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. При этом конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Конституционный Суд подтвердил актуальность ранее сформулированной правовой позиции, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. При этом конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования (ст. 6 БК РФ). Однако это не означает, что дотации не имеют целевого назначения: в частности, дотации направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (ст. 131 БК РФ), поселений (внутригородских районов) (ст. 137 БК РФ), муниципальных районов (ст. 138 БК РФ); на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 138.4 БК РФ).
Статья: О совершенствовании функционирования единого налогового счета
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Необходимо отметить, что в I квартале 2023 г. положительное сальдо единого налогового счета неожиданным образом отрицательно сказалось на сбалансированности региональных и местных бюджетов. Произошло это в силу перечисленных далее причин.
(Цветков М.А., Юстус О.И.)
("Финансы", 2023, N 6)Необходимо отметить, что в I квартале 2023 г. положительное сальдо единого налогового счета неожиданным образом отрицательно сказалось на сбалансированности региональных и местных бюджетов. Произошло это в силу перечисленных далее причин.
Статья: Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года
(Степанов М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)4) сбалансированность бюджетов муниципальных образований за счет межбюджетных трансфертов, выравнивающих их бюджетную обеспеченность;
(Степанов М.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)4) сбалансированность бюджетов муниципальных образований за счет межбюджетных трансфертов, выравнивающих их бюджетную обеспеченность;
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 05.11.2024 N 03-02-08/108764 <Отменить зачет положительного сальдо ЕНС в счет исполнения налоговых уведомлений нельзя>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)Если зачет в счет исполнения предстоящего внесения налогового платежа произведен по желанию физического лица, заявитель вправе его отменить. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@. Однако нельзя отменить зачет, произведенный ИФНС в счет исполнения физическим лицом налогового уведомления. Такой запрет обусловлен необходимостью обеспечить сбалансированность региональных и местных бюджетов РФ.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 24)Если зачет в счет исполнения предстоящего внесения налогового платежа произведен по желанию физического лица, заявитель вправе его отменить. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@. Однако нельзя отменить зачет, произведенный ИФНС в счет исполнения физическим лицом налогового уведомления. Такой запрет обусловлен необходимостью обеспечить сбалансированность региональных и местных бюджетов РФ.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.