Сбалансированность бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Сбалансированность бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
(КонсультантПлюс, 2025)В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно использовать в т.ч. на компенсацию затрат организациям ЖКХ, применяющим государственные тарифы, если соглашением о дотации не предусмотрено иное целевое назначение
(КонсультантПлюс, 2025)Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно использовать в т.ч. на компенсацию затрат организациям ЖКХ, применяющим государственные тарифы, если соглашением о дотации не предусмотрено иное целевое назначение
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ
(ред. от 31.07.2025)Раздел IV. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)М. Мишустин: Спасибо, Антон Германович. Уважаемые коллеги, второе чтение - это очень важный этап прохождения бюджета. Необходимо активно взаимодействовать с парламентариями, с инициаторами поправок, разъяснять нашу позицию. Добиваться максимально возможного в текущих условиях стимулирования развития экономики, социальной сферы, сохранив, конечно, сбалансированность бюджета. И просьба на личном контроле в отношении ГРБС [главных распорядителей бюджетных средств], федеральных органов исполнительной власти держать этот вопрос вице-премьерам и министрам.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2025)М. Мишустин: Спасибо, Антон Германович. Уважаемые коллеги, второе чтение - это очень важный этап прохождения бюджета. Необходимо активно взаимодействовать с парламентариями, с инициаторами поправок, разъяснять нашу позицию. Добиваться максимально возможного в текущих условиях стимулирования развития экономики, социальной сферы, сохранив, конечно, сбалансированность бюджета. И просьба на личном контроле в отношении ГРБС [главных распорядителей бюджетных средств], федеральных органов исполнительной власти держать этот вопрос вице-премьерам и министрам.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В частности, мы рекомендуем при оценке эффективности бюджетного выравнивания объединить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и ту часть дотаций на сбалансированность, которая не связана со стимулированием территорий к определенным результатам развития. На сегодняшний день в регионе, как и в большинстве других субъектов РФ, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов носят не стимулирующий характер, а, напротив, призваны устранить те проблемы нехватки средств, которые обострились в кризисной ситуации [19]. В таких условиях целесообразно уделить внимание эффективности бюджетного выравнивания с использованием различных финансовых инструментов. Следовательно, и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, и прочие дотации призваны решать общую задачу - реализация бюджетного выравнивания. На сегодняшний день дотации на сбалансированность оцениваются среди иных межбюджетных трансфертов, а два вида дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассматриваются как два отдельных элемента. Это затрудняет итоговую оценку эффективности межбюджетного выравнивания, роль которого в нестабильных условиях возрастает.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В частности, мы рекомендуем при оценке эффективности бюджетного выравнивания объединить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и ту часть дотаций на сбалансированность, которая не связана со стимулированием территорий к определенным результатам развития. На сегодняшний день в регионе, как и в большинстве других субъектов РФ, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов носят не стимулирующий характер, а, напротив, призваны устранить те проблемы нехватки средств, которые обострились в кризисной ситуации [19]. В таких условиях целесообразно уделить внимание эффективности бюджетного выравнивания с использованием различных финансовых инструментов. Следовательно, и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, и прочие дотации призваны решать общую задачу - реализация бюджетного выравнивания. На сегодняшний день дотации на сбалансированность оцениваются среди иных межбюджетных трансфертов, а два вида дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности рассматриваются как два отдельных элемента. Это затрудняет итоговую оценку эффективности межбюджетного выравнивания, роль которого в нестабильных условиях возрастает.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Исследование категории "цифровой публичный финансовый контроль" требует обратиться к рассмотрению предпосылок ее формирования, а именно: цифровизации финансовой сферы и государственного управления. Цифровизация финансовой сферы представляет интерес, поскольку в рамках настоящего исследования под публичным финансовым контролем понимается деятельность субъектов публичного финансового контроля, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, направленные на обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации, т.е. стабильности национальной денежной единицы, бесперебойного функционирования денежно-кредитной системы, национального финансового рынка, национальной платежной системы, повышения капитализации российских компаний, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, формирования источников долгосрочных финансовых ресурсов на территории государства. Рассмотрение цифровизации государственного управления обусловлено тем фактом, что публичный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности как управленческой деятельности, которая, в свою очередь, является направлением государственного управления. Соответственно, все процессы и изменения, которые происходят в государственном управлении, непосредственно оказывают влияние на публичный финансовый контроль, процедуру его осуществления, поскольку выстраивается иным образом взаимодействие внутри системы публичной власти.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Исследование категории "цифровой публичный финансовый контроль" требует обратиться к рассмотрению предпосылок ее формирования, а именно: цифровизации финансовой сферы и государственного управления. Цифровизация финансовой сферы представляет интерес, поскольку в рамках настоящего исследования под публичным финансовым контролем понимается деятельность субъектов публичного финансового контроля, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, направленные на обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации, т.е. стабильности национальной денежной единицы, бесперебойного функционирования денежно-кредитной системы, национального финансового рынка, национальной платежной системы, повышения капитализации российских компаний, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, формирования источников долгосрочных финансовых ресурсов на территории государства. Рассмотрение цифровизации государственного управления обусловлено тем фактом, что публичный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности как управленческой деятельности, которая, в свою очередь, является направлением государственного управления. Соответственно, все процессы и изменения, которые происходят в государственном управлении, непосредственно оказывают влияние на публичный финансовый контроль, процедуру его осуществления, поскольку выстраивается иным образом взаимодействие внутри системы публичной власти.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 25.04.2024 N 03-05-06-04/39015 <Когда не нужно платить транспортный налог>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Более того, Минфин России неоднократно указывал, что до 2025 года необходимо обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ, доходная часть которых формируется в том числе за счет транспортного налога. Регионами рекомендовано поэтапно упразднять установленные льготы.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Более того, Минфин России неоднократно указывал, что до 2025 года необходимо обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ, доходная часть которых формируется в том числе за счет транспортного налога. Регионами рекомендовано поэтапно упразднять установленные льготы.
Статья: Бюджетный секвестр как метод поддержания бюджетной сбалансированности. Правовой анализ
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Сбалансированность бюджета как элемент бюджетной устойчивости государства требует интеграции в правовую систему различных институтов, призванных поддерживать приемлемое соотношение доходной и расходной составляющих. Одним из таких институтов справедливо считают бюджетный секвестр, под которым понимают пропорциональное сокращение расходной составляющей бюджета с целью достижения бюджетного баланса и поддержания бюджетной стабильности в долгосрочной перспективе.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Сбалансированность бюджета как элемент бюджетной устойчивости государства требует интеграции в правовую систему различных институтов, призванных поддерживать приемлемое соотношение доходной и расходной составляющих. Одним из таких институтов справедливо считают бюджетный секвестр, под которым понимают пропорциональное сокращение расходной составляющей бюджета с целью достижения бюджетного баланса и поддержания бюджетной стабильности в долгосрочной перспективе.
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В бюджете значительный объем ресурсов направляется на поддержку регионов. В первую очередь это задача обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, участие регионов в реализации национальных проектов, инфраструктурное развитие. На финансовую поддержку регионов предусматривается более 3 трлн рублей ежегодно, а на финансирование национальных проектов, которые реализуются субъектами, - около 1 трлн рублей.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В бюджете значительный объем ресурсов направляется на поддержку регионов. В первую очередь это задача обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, участие регионов в реализации национальных проектов, инфраструктурное развитие. На финансовую поддержку регионов предусматривается более 3 трлн рублей ежегодно, а на финансирование национальных проектов, которые реализуются субъектами, - около 1 трлн рублей.
Статья: Баланс бюджета - идеал или архаизм?
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Статья направлена на оценку правового принципа сбалансированности бюджета с позиции реалистичности достижения бюджетного баланса на практике. Обосновывается предпочтительность сбалансированного бюджета с точки зрения нескольких факторов (экономического, юридического и психологического), а также предпринимается попытка обозначить потенциальные риски правового, политического и социального характера в условиях систематического бюджетного дисбаланса.
(Шевлякова А.Н.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Статья направлена на оценку правового принципа сбалансированности бюджета с позиции реалистичности достижения бюджетного баланса на практике. Обосновывается предпочтительность сбалансированного бюджета с точки зрения нескольких факторов (экономического, юридического и психологического), а также предпринимается попытка обозначить потенциальные риски правового, политического и социального характера в условиях систематического бюджетного дисбаланса.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года N 12-П по делу о проверке конституционности положений ст. 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса РФ Конституционный Суд РФ подчеркнул, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, а недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ (абз. 3 п. 1 и п. 3 ст. 86, ст. 129 и 135). Также Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 7, 18, 71 (п. "е") и 72 (п. "е", "ж" ч. 1) Конституции РФ совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает и участие, и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере; поэтому в силу п. 2.1 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации.