Санпин здания жилые общественные
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин здания жилые общественные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2024 N 16-5535/2024 (УИД 22RS0013-01-2024-002441-07)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы измерения уровня шума проведены в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методики измерения шума на территориях жилой застройки и в помещения жилых и общественных зданий", СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем протокол измерения и экспертное заключение по нему ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах" судом первой инстанции обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, выводы суда об этом подробно изложены в судебном акте. При этом экспертное заключение подписано экспертом, врачом по общей гигиене, имеющей сертификат специалиста, данные которого приведены в заключении Заключение согласовано с руководителем органа инспекции. Выводы эксперта мотивированы, каких-либо нарушений при выдаче заключения не установлено.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы измерения уровня шума проведены в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методики измерения шума на территориях жилой застройки и в помещения жилых и общественных зданий", СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем протокол измерения и экспертное заключение по нему ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах" судом первой инстанции обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, выводы суда об этом подробно изложены в судебном акте. При этом экспертное заключение подписано экспертом, врачом по общей гигиене, имеющей сертификат специалиста, данные которого приведены в заключении Заключение согласовано с руководителем органа инспекции. Выводы эксперта мотивированы, каких-либо нарушений при выдаче заключения не установлено.
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2024 N 16-1046/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: Отказано.Вопреки доводам жалобы измерения уровня шума проведены в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методики измерения шума на территориях жилой застройки и в помещения жилых и общественных зданий", СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем протоколы испытаний и экспертные заключения по ним ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевской и в Сысертском районе" судом первой инстанции обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, выводы суда об этом подробно изложены в судебном акте.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Решение: Отказано.Вопреки доводам жалобы измерения уровня шума проведены в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методики измерения шума на территориях жилой застройки и в помещения жилых и общественных зданий", СанПиН 1.2.3685-21, в связи с чем протоколы испытаний и экспертные заключения по ним ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевской и в Сысертском районе" судом первой инстанции обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу, выводы суда об этом подробно изложены в судебном акте.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы обеспечения правового положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (на примере деятельности учреждений и органов УФСИН России по Мурманской области)
(Грушин Ф.В., Жилко И.А., Климонов П.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Согласно Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 естественное освещение в камерных помещениях, за исключением карцеров, следует обеспечивать согласно требованиям СНиП 23-05-95 (п. 8.64). При этом в п. 8.65 Норм указывается, что карцеры СИЗО и ШИЗО тюрем должны иметь естественное освещение. В соответствии с Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-технических сооружений охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" освещение карцера выполняется согласно подп. 13 п. 60 указанного наставления: в камерах предусматривается общее и дежурное освещение. Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами и лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15 - 25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой. Освещение в камере должно соответствовать требованиям п. 3.2.1, таблице N 1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003).
(Грушин Ф.В., Жилко И.А., Климонов П.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Согласно Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 естественное освещение в камерных помещениях, за исключением карцеров, следует обеспечивать согласно требованиям СНиП 23-05-95 (п. 8.64). При этом в п. 8.65 Норм указывается, что карцеры СИЗО и ШИЗО тюрем должны иметь естественное освещение. В соответствии с Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279 "Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-технических сооружений охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" освещение карцера выполняется согласно подп. 13 п. 60 указанного наставления: в камерах предусматривается общее и дежурное освещение. Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами и лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15 - 25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой. Освещение в камере должно соответствовать требованиям п. 3.2.1, таблице N 1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03) (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003).
Статья: Требования к строительству и ремонту котельных
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расстояния от зданий и сооружений до отдельно стоящей котельной, а также от оборудования, расположенного на открытых площадках, до жилых и общественных зданий необходимо определять согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (п. 5.13 СП 89.13330.2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Расстояния от зданий и сооружений до отдельно стоящей котельной, а также от оборудования, расположенного на открытых площадках, до жилых и общественных зданий необходимо определять согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (п. 5.13 СП 89.13330.2016).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"С этим соотносится вытекающее из законодательства о местном самоуправлении и градостроительного законодательства правило о том, что требования к благоустройству и элементам благоустройства устанавливаются не произвольно, а именно на основе федерального законодательства, иных нормативных актов Российской Федерации и нормативных актов ее субъектов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 3273-О и N 3274-О, указанные в пункте 2.1 настоящего Постановления). В частности, подзаконное регулирование, принятое на основании названного Федерального закона, содержало прямой запрет на размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви (пункт 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"). При этом в силу императивного характера запрета наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме определяющего значения не имеет.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других"С этим соотносится вытекающее из законодательства о местном самоуправлении и градостроительного законодательства правило о том, что требования к благоустройству и элементам благоустройства устанавливаются не произвольно, а именно на основе федерального законодательства, иных нормативных актов Российской Федерации и нормативных актов ее субъектов (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 3273-О и N 3274-О, указанные в пункте 2.1 настоящего Постановления). В частности, подзаконное регулирование, принятое на основании названного Федерального закона, содержало прямой запрет на размещение на территории дворов жилых зданий любых предприятий торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви (пункт 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"). При этом в силу императивного характера запрета наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме определяющего значения не имеет.
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489-09 "Гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)СанПиН 2.1.8/2.2.4.2489-09 "Гипогеомагнитные поля в производственных, жилых и общественных зданиях и сооружениях"
Статья: К вопросу о признаке пригодности для постоянного проживания в современном жилищном праве
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Щеткин Д.С.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)<4> СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03: Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 N 34) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 31.
(Побережная И.Ю., Побережный С.Г., Щеткин Д.С.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 5)<4> СанПиН 2.2.1/2.1.11278-03: Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.04.2003 N 34) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 31.
Вопрос: Какие установлены нормы содержания радона в воздухе помещений зданий жилого и общественного назначения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 301 СанПиН 2.6.4115-25 установлено, что при превышении нормативных уровней, установленных в п. 300 СанПиН 2.6.4115-25 (при эксплуатации жилых зданий, общественных зданий и сооружений), должны проводиться мероприятия, предусмотренные законодательством РФ, по снижению показателей до нормативных уровней или прекращению эксплуатации жилых зданий, общественных зданий и сооружений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 301 СанПиН 2.6.4115-25 установлено, что при превышении нормативных уровней, установленных в п. 300 СанПиН 2.6.4115-25 (при эксплуатации жилых зданий, общественных зданий и сооружений), должны проводиться мероприятия, предусмотренные законодательством РФ, по снижению показателей до нормативных уровней или прекращению эксплуатации жилых зданий, общественных зданий и сооружений.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные СанПиН содержат раздел "Гигиенические нормативы физических факторов в помещениях жилых и общественных зданий и на селитебных территориях". Определено, что нормативы микроклимата установлены для обслуживаемой зоны помещений (зоны обитания) жилых и общественных зданий. Обслуживаемой зоной помещения (зоной обитания) признается при этом пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и стенам: на высоте 0,1 и 2,0 м над уровнем пола - для людей, стоящих или двигающихся, на высоте 1,5 м над уровнем пола - для сидящих людей (но не ближе чем 1 м от потолка при потолочном отоплении) и на расстоянии 0,5 м от внутренних поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указанные СанПиН содержат раздел "Гигиенические нормативы физических факторов в помещениях жилых и общественных зданий и на селитебных территориях". Определено, что нормативы микроклимата установлены для обслуживаемой зоны помещений (зоны обитания) жилых и общественных зданий. Обслуживаемой зоной помещения (зоной обитания) признается при этом пространство в помещении, ограниченное плоскостями, параллельными полу и стенам: на высоте 0,1 и 2,0 м над уровнем пола - для людей, стоящих или двигающихся, на высоте 1,5 м над уровнем пола - для сидящих людей (но не ближе чем 1 м от потолка при потолочном отоплении) и на расстоянии 0,5 м от внутренних поверхностей наружных и внутренних стен, окон и отопительных приборов.
Вопрос: Куда можно обратиться и как доказать систематическое нарушение покоя и тишины, превышение допустимого уровня шума, в том числе в ночное время, собственником помещения в многоквартирном доме?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Допустимые уровни звукового давления, уровни звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки установлены Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.
Статья: О правилах установления приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации в течение переходного периода
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)11. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36 (утратили силу).
(Гузь Л.В., Петров И.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)11. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36 (утратили силу).
Статья: Состояние экологического законодательства о нормативах качества окружающей среды
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по шуму - СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" от 10 июня 2010 г. <8>; СанПиН 2.2.4.3359-16. "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" от 21 июня 2016 г. <9>; СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. "Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" от 31 октября 1996 г. <10>; ГОСТ 20296-2014. "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума" от 17 октября 2014 г. <11>; и др.;
(Андреева Е.М.)
("Экологическое право", 2020, N 6)- нормативы по шуму - СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" от 10 июня 2010 г. <8>; СанПиН 2.2.4.3359-16. "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" от 21 июня 2016 г. <9>; СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. "Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" от 31 октября 1996 г. <10>; ГОСТ 20296-2014. "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума" от 17 октября 2014 г. <11>; и др.;