Санпин водозаБор
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин водозаБор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2025 N 11АП-7554/2025 по делу N А65-10255/2025
Требование: О признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа.
Решение: Требование удовлетворено.Довод административного органа о том, что водозабор, который является гидротехническим сооружением, не может быть признан местом общего пользования, со ссылкой на нормы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, суд первой инстанции отклонил, отметив, что невозможность буквального пребывания собственников жилых домов коттеджного комплекса на водозаборе в силу требований санитарных правил и норм, равно как и отсутствие необходимости в этом, не исключает отнесение общего имущества к местам общего пользования.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа.
Решение: Требование удовлетворено.Довод административного органа о том, что водозабор, который является гидротехническим сооружением, не может быть признан местом общего пользования, со ссылкой на нормы законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, суд первой инстанции отклонил, отметив, что невозможность буквального пребывания собственников жилых домов коттеджного комплекса на водозаборе в силу требований санитарных правил и норм, равно как и отсутствие необходимости в этом, не исключает отнесение общего имущества к местам общего пользования.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 N 88-14547/2023 (УИД 17RS0015-01-2021-000330-06)
Категория спора: Водоснабжение.
Требования: 1) О возложении обязанности по предоставлению холодного водоснабжения надлежащего качества; 2) О признании действий противоправными, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе наблюдения за организацией водоснабжения населения установлено неудовлетворительное качество питьевой воды.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается факт поставки потребителям с. Хову-Аксы питьевой воды ненадлежащего качества, а осуществление мероприятий по реконструкции водозабора и магистрального водоотвода в с. Хову-Аксы не может служить основанием для поставки потребителям питьевой воды ненадлежащего качества, поскольку общество обязано обеспечивать потребителей с. Хову-Аксы питьевой водой, качество которой соответствуют санитарным нормам и правилам, в связи с чем удовлетворил исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва к ООО "Водопроводно-канализационные сети" в части признания действий по поставке потребителям питьевой воды ненадлежащего качества противоправными и нарушающими права потребителей, возложении обязанности по обеспечению потребителей качественной водой, постоянно соответствующий санитарным нормам и правилам.
Категория спора: Водоснабжение.
Требования: 1) О возложении обязанности по предоставлению холодного водоснабжения надлежащего качества; 2) О признании действий противоправными, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе наблюдения за организацией водоснабжения населения установлено неудовлетворительное качество питьевой воды.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что представленными доказательствами подтверждается факт поставки потребителям с. Хову-Аксы питьевой воды ненадлежащего качества, а осуществление мероприятий по реконструкции водозабора и магистрального водоотвода в с. Хову-Аксы не может служить основанием для поставки потребителям питьевой воды ненадлежащего качества, поскольку общество обязано обеспечивать потребителей с. Хову-Аксы питьевой водой, качество которой соответствуют санитарным нормам и правилам, в связи с чем удовлетворил исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва к ООО "Водопроводно-канализационные сети" в части признания действий по поставке потребителям питьевой воды ненадлежащего качества противоправными и нарушающими права потребителей, возложении обязанности по обеспечению потребителей качественной водой, постоянно соответствующий санитарным нормам и правилам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, на основании п. 2.2.1.1 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, на основании п. 2.2.1.1 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 85 СанПиН 2.1.3684-21 выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 85 СанПиН 2.1.3684-21 выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 N 841
(ред. от 02.06.2025)
"Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды"санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места водозабора сырья для производства упакованной воды требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
(ред. от 02.06.2025)
"Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды"санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии места водозабора сырья для производства упакованной воды требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Распоряжение МПР РФ от 27.12.2007 N 69-р
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 195"5.1. Требования к качеству питьевых подземных вод месторождений (частей месторождений), предназначенных для создания водозаборных сооружений с целью централизованного водоснабжения населения, определяются СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2001 г., регистрационный N 3011).
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 195"5.1. Требования к качеству питьевых подземных вод месторождений (частей месторождений), предназначенных для создания водозаборных сооружений с целью централизованного водоснабжения населения, определяются СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2001 г., регистрационный N 3011).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями Роспотребнадзора, причем отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых указанными СанПиН.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями Роспотребнадзора, причем отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых указанными СанПиН.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См., например: Приказ Минсельхоза России от 31 июля 2020 г. N 438 "Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений"; Приказ Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; ГОСТ Р 58376-2022. Национальный стандарт Российской Федерации "Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1710-ст; ГОСТ Р 70524-2022. Национальный стандарт Российской Федерации "Системы и сооружения мелиоративные. Правила приемки в эксплуатацию", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 9 декабря 2022 г. N 1464-ст; СП 421.1325800.2018. Свод правил "Мелиоративные системы и сооружения. Правила эксплуатации", утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя России от 24 декабря 2018 г. N 854/пр; СП 100.13330.2016. Свод правил "Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85", утвержденный Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 953/пр.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См., например: Приказ Минсельхоза России от 31 июля 2020 г. N 438 "Об утверждении Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений"; Приказ Минприроды России от 9 ноября 2020 г. N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; ГОСТ Р 58376-2022. Национальный стандарт Российской Федерации "Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1710-ст; ГОСТ Р 70524-2022. Национальный стандарт Российской Федерации "Системы и сооружения мелиоративные. Правила приемки в эксплуатацию", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 9 декабря 2022 г. N 1464-ст; СП 421.1325800.2018. Свод правил "Мелиоративные системы и сооружения. Правила эксплуатации", утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя России от 24 декабря 2018 г. N 854/пр; СП 100.13330.2016. Свод правил "Мелиоративные системы и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.03-85", утвержденный Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 953/пр.
Вопрос: В каком порядке оформляется паспорт водозаборной скважины?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопрос: В каком порядке оформляется паспорт водозаборной скважины?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вопрос: В каком порядке оформляется паспорт водозаборной скважины?
Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору места расположения водозаборных сооружений?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к выбору места расположения водозаборных сооружений указаны в п. 85 СанПиН 2.1.3684-21, п. 6.10 ГОСТ 33937-2016:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Требования к выбору места расположения водозаборных сооружений указаны в п. 85 СанПиН 2.1.3684-21, п. 6.10 ГОСТ 33937-2016: