Санпин РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 104 "Цели установления зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФТаким образом, совокупное толкование подпункта 14 пункта 5 статьи 27, статей 101, 104, 105, пункта 1 статьи 107 ЗК РФ, статьи 43 ВК РФ, СанПиН 2.1.4.1110-02 опровергает доводы заинтересованного лица о запрете установления заявителем необходимого в силу закона ограждения в отношении Объекта, расположенного на земельном (лесном) участке, выведенном из общегражданского оборота."
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение: Потребитель хочет обязать ТСО обеспечить качественное теплоснабжение, так как ТСО поставила по договору тепловую энергию ненадлежащего качества
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 309, 310, 539, 542 ГК РФ, п. 84 СанПиН 2.1.3684-21, пп. "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, п. п. 98, 101 Правил предоставления коммунальных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 309, 310, 539, 542 ГК РФ, п. 84 СанПиН 2.1.3684-21, пп. "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, п. п. 98, 101 Правил предоставления коммунальных услуг
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях предоставляются специальные перерывы в работе
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень видов работ, при выполнении которых работникам предоставляются специальные перерывы, их продолжительность и порядок предоставления закрепите в ПВТР (ч. 1 ст. 109 ТК РФ). Учитывайте при этом санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, а также другие НПА (например, Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 - 2025 годы). За их нарушение предусмотрена ответственность (в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ). Специальный перерыв включается в рабочее время только при определенных условиях. В остальных случаях он относится ко времени отдыха (Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства). В течение перерыва работник имеет право отсутствовать на рабочем месте и использовать его по своему усмотрению.
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень видов работ, при выполнении которых работникам предоставляются специальные перерывы, их продолжительность и порядок предоставления закрепите в ПВТР (ч. 1 ст. 109 ТК РФ). Учитывайте при этом санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, а также другие НПА (например, Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023 - 2025 годы). За их нарушение предусмотрена ответственность (в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ). Специальный перерыв включается в рабочее время только при определенных условиях. В остальных случаях он относится ко времени отдыха (Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства). В течение перерыва работник имеет право отсутствовать на рабочем месте и использовать его по своему усмотрению.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.20 СП 32.13330.2018 предусмотрено, что санитарно-защитные зоны от объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются, изменяются и прекращают свое действие в порядке, определенном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", в соответствии с ГрК РФ и СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 4.20 СП 32.13330.2018 предусмотрено, что санитарно-защитные зоны от объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются, изменяются и прекращают свое действие в порядке, определенном в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", в соответствии с ГрК РФ и СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2
(ред. от 17.03.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296
(ред. от 17.03.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N 62296
Статья: Правовые проблемы охраны атмосферного воздуха городских и сельских поселений
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает утверждение главным государственным санитарным врачом России санитарных норм и правил. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха изложены в разделе III СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <8>.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает утверждение главным государственным санитарным врачом России санитарных норм и правил. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха изложены в разделе III СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <8>.
Статья: Административное право России с позиции функционального подхода как самостоятельная отрасль права и ключевая учебная дисциплина
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)По данному оценочному критерию выделяются: 1) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого отдельные организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение иных не подчиненных им по службе физических лиц и организаций (например, административно-публичное взаимодействие между представителями частного охранного предприятия и посетителями охраняемого объекта, которое складывается по поводу обеспечения охраны и законного использования имущества, находящегося в частной, муниципальной, государственной или иной форме собственности); 2) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого организации или физические лица, не являющиеся органами публичной администрации, оказывают юридически-властное воздействие на поведение физических лиц и организаций, которые находятся в их организационном подчинении (например, административно-публичное взаимодействие между администрацией акционерного общества и наемными работниками по поводу обеспечения исполнения обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (санитарных норм, правил пожарной безопасности и др.), которые складываются без участия контрольно-надзорных органов, но под их контролем, осуществляемым без взаимодействия; административно-публичное взаимодействие, складывающееся в вузе по поводу обеспечения исполнения обязательных требований федеральных образовательных стандартов без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым Рособрнадзором в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и федеральным законом об отдельном виде контроля (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); 3) функции по организации и контролю административно-публичного взаимодействия частных лиц, в рамках которого реализуются взаимные публичные права и обязанности физических лиц и организаций, не подчиненных друг другу по службе, которые возникают в ходе их публичного общения и взаимодействия, установленного обязательными требованиями (например, административно-публичное взаимодействие между участниками дорожного движения, урегулированное Правилами дорожного движения, которое без участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым ГИБДД; административно-публичное взаимодействие, урегулированное правилами перевозки пассажиров и грузов, которое складывается между пассажирами общественного транспорта без непосредственного участия, но под контролем без взаимодействия, осуществляемым компетентными контрольно-надзорными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. При этом пригодность использования восстановленных земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Достигается состояние пригодности использования восстановленных земель путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответствия нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Системный анализ требований Правил N 800 позволяет выделять следующие этапы рекультивации земель: 1) разработка проекта рекультивации земель; 2) процедуры, предшествующие процессу утверждения проекта рекультивации земель; 3) утверждение проекта рекультивации земель и направление уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации земель уполномоченным лицам и органам; 4) проведение рекультивации земель с обязательным направлением правообладателю земельного участка уведомления о начале выполнения работ; 5) завершение работ по рекультивации земель посредством составления акта о рекультивации земель, направление уведомления о завершении работ с приложением копии акта лицам, с которыми проект рекультивации подлежит согласованию в соответствии с п. 15 Правил N 800, а также в Россельхознадзор (в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. При этом пригодность использования восстановленных земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Достигается состояние пригодности использования восстановленных земель путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответствия нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Системный анализ требований Правил N 800 позволяет выделять следующие этапы рекультивации земель: 1) разработка проекта рекультивации земель; 2) процедуры, предшествующие процессу утверждения проекта рекультивации земель; 3) утверждение проекта рекультивации земель и направление уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации земель уполномоченным лицам и органам; 4) проведение рекультивации земель с обязательным направлением правообладателю земельного участка уведомления о начале выполнения работ; 5) завершение работ по рекультивации земель посредством составления акта о рекультивации земель, направление уведомления о завершении работ с приложением копии акта лицам, с которыми проект рекультивации подлежит согласованию в соответствии с п. 15 Правил N 800, а также в Россельхознадзор (в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).
Статья: Сокращение санитарно-защитной зоны
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
(Суркова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством РФ (п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Общие правила безопасности установлены Законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности". Кроме того, в России действуют Санитарные правила и нормы 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4), включающие особые положения относительно осуществления деятельности, связанной с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов. В условиях пандемии Covid-19 роль санитарно-эпидемиологического надзора существенно повысилась, поэтому разработка специальных правил обращения с опасными микроорганизмами стала естественной. Одновременно можно констатировать, что появление таких правил является необходимым подспорьем для правильной квалификации деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 248 УК РФ.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Общие правила безопасности установлены Законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности". Кроме того, в России действуют Санитарные правила и нормы 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4), включающие особые положения относительно осуществления деятельности, связанной с использованием патогенных микроорганизмов и вирусов. В условиях пандемии Covid-19 роль санитарно-эпидемиологического надзора существенно повысилась, поэтому разработка специальных правил обращения с опасными микроорганизмами стала естественной. Одновременно можно констатировать, что появление таких правил является необходимым подспорьем для правильной квалификации деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 248 УК РФ.
Статья: Жара на рабочем месте - повод к сокращению рабочего времени
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 26)Работник трудился в заводском цехе. Первичной профсоюзной организацией были произведены замеры температуры на его рабочем месте. Она оказалась выше допустимых значений. Работник сообщил об этом бригадиру. Ссылаясь на положения ст. 216 ТК РФ, требования СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" и принятое профсоюзной организацией постановление, работник покинул свое рабочее место до окончания рабочей смены.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 26)Работник трудился в заводском цехе. Первичной профсоюзной организацией были произведены замеры температуры на его рабочем месте. Она оказалась выше допустимых значений. Работник сообщил об этом бригадиру. Ссылаясь на положения ст. 216 ТК РФ, требования СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" и принятое профсоюзной организацией постановление, работник покинул свое рабочее место до окончания рабочей смены.
Форма: Договор на поставку автомобиля в рамках закупки по Закону N 223-ФЗ (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)5.1.2. обеспечить соответствие качества и характеристик транспортных средств требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)5.1.2. обеспечить соответствие качества и характеристик транспортных средств требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством РФ;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Вместе с тем с точки зрения Апелляционной коллегии ВС РФ комментируемая статья наряду с другими статьями ВК РФ, закрепляя цели водопользования (к таковым относится и сброс сточных вод в водные объекты), устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования. ВК РФ по общему правилу не разрешает использовать водные объекты, расположенные в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных вод. Вопреки положениям ВК РФ, по СанПиН 2.1.5.980-00 и СанПиН 2.1.4.1110-02 дозволялся <1> сброс сточных вод в некоторые охраняемые законом водные объекты. Правовая коллизия, повлекшая конкуренцию целей водопользования, стала основанием признания указанных СанПиН частично недействующими <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Вместе с тем с точки зрения Апелляционной коллегии ВС РФ комментируемая статья наряду с другими статьями ВК РФ, закрепляя цели водопользования (к таковым относится и сброс сточных вод в водные объекты), устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования. ВК РФ по общему правилу не разрешает использовать водные объекты, расположенные в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных вод. Вопреки положениям ВК РФ, по СанПиН 2.1.5.980-00 и СанПиН 2.1.4.1110-02 дозволялся <1> сброс сточных вод в некоторые охраняемые законом водные объекты. Правовая коллизия, повлекшая конкуренцию целей водопользования, стала основанием признания указанных СанПиН частично недействующими <2>.