Санпин горячее питание
Подборка наиболее важных документов по запросу Санпин горячее питание (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2023 по делу N 88-3162/2023
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверок установлено, что ответчик оказывал услуги по организации горячего питания на основании муниципальных контрактов, в организации питания школьников выявлены нарушения. За допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания ответчик привлекался к административной ответственности и подвергался административному штрафу. Однако наложение административных штрафов не привело к ожидаемому результату.
Решение: Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы ответчика об отсутствии оснований для запрета деятельности на будущее время, указав, что в связи с установлением факта длительного нарушения ответчиком требований санитарных норм и правил, имеются основания полагать о наличии опасности причинения вреда жизни и здоровью детей, в связи с чем, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 1065 ГК РФ в целях предупреждения причинения вреда. Суд указал, что то обстоятельство, что с 01 октября 2021 года ООО "Аэратор" не ведет деятельность по организации горячего питания в образовательных учреждениях, не исключает ответственность по статье 1065 ГК РФ, так как данный вид деятельности ответчика включен в основной, и позволяет юридическому лицу возобновить хозяйственную деятельность в любое время.
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверок установлено, что ответчик оказывал услуги по организации горячего питания на основании муниципальных контрактов, в организации питания школьников выявлены нарушения. За допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания ответчик привлекался к административной ответственности и подвергался административному штрафу. Однако наложение административных штрафов не привело к ожидаемому результату.
Решение: Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы ответчика об отсутствии оснований для запрета деятельности на будущее время, указав, что в связи с установлением факта длительного нарушения ответчиком требований санитарных норм и правил, имеются основания полагать о наличии опасности причинения вреда жизни и здоровью детей, в связи с чем, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 1065 ГК РФ в целях предупреждения причинения вреда. Суд указал, что то обстоятельство, что с 01 октября 2021 года ООО "Аэратор" не ведет деятельность по организации горячего питания в образовательных учреждениях, не исключает ответственность по статье 1065 ГК РФ, так как данный вид деятельности ответчика включен в основной, и позволяет юридическому лицу возобновить хозяйственную деятельность в любое время.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2025 N 16-442/2025 (УИД 28RS0004-01-2024-011507-05)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания.
Решение: Производство по делу прекращено.в производственном помещении кафе быстрого питания "Шаурма 5 звезд" раковины для мытья разделочного инвентаря, овощей не подключены к канализации с воздушным разрывом струи не менее 20 мм от верха приемной воронки, что в случае неисправности (засора) системы канализации может привести к попаданию сточной воды в моечные раковины (ванны), таким образом, конструкция системы водоотведения не исключает риск загрязнения чистого разделочного инвентаря и пищевой продукции. Также установлено, что из двух раковин только к одной подведена горячая вода, во второй раковине смесители отсутствуют, что является нарушением требования пункта 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания.
Решение: Производство по делу прекращено.в производственном помещении кафе быстрого питания "Шаурма 5 звезд" раковины для мытья разделочного инвентаря, овощей не подключены к канализации с воздушным разрывом струи не менее 20 мм от верха приемной воронки, что в случае неисправности (засора) системы канализации может привести к попаданию сточной воды в моечные раковины (ванны), таким образом, конструкция системы водоотведения не исключает риск загрязнения чистого разделочного инвентаря и пищевой продукции. Также установлено, что из двух раковин только к одной подведена горячая вода, во второй раковине смесители отсутствуют, что является нарушением требования пункта 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как заключается договор на организацию питания в школе?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для обучающихся должно быть организовано горячее питание, исключение горячего питания из меню и замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 Санитарные правила СанПиН 2.3/2.4.3590-20; п. п. 1.2, 2.1 Методических рекомендаций МР 2.4.0260-21. 2.4, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2021).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу для обучающихся должно быть организовано горячее питание, исключение горячего питания из меню и замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 Санитарные правила СанПиН 2.3/2.4.3590-20; п. п. 1.2, 2.1 Методических рекомендаций МР 2.4.0260-21. 2.4, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2021).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом положений, предусмотренных п. п. 8.1.2.1 - 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, и разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей. Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню (п. 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом положений, предусмотренных п. п. 8.1.2.1 - 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, и разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей. Питание детей должно осуществляться в соответствии с утвержденным меню (п. 8.1.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"11(1). В случае если государственная образовательная организация субъекта Российской Федерации и (или) муниципальная образовательная организация осуществляют перевод обучающихся, получающих начальное общее образование, на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с введением на территории субъекта Российской Федерации максимального (среднего) уровня реагирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", средства бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия, могут быть использованы в целях закупки наборов пищевых продуктов и их последующей выдачи родителям (законным представителям) обучающихся для приготовления горячего питания в домашних условиях. Требования к среднесуточному набору пищевых продуктов рассчитываются исходя из норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", и в соответствии с основным меню в государственной и (или) муниципальной образовательной организации.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"11(1). В случае если государственная образовательная организация субъекта Российской Федерации и (или) муниципальная образовательная организация осуществляют перевод обучающихся, получающих начальное общее образование, на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с введением на территории субъекта Российской Федерации максимального (среднего) уровня реагирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", средства бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия, могут быть использованы в целях закупки наборов пищевых продуктов и их последующей выдачи родителям (законным представителям) обучающихся для приготовления горячего питания в домашних условиях. Требования к среднесуточному набору пищевых продуктов рассчитываются исходя из норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", и в соответствии с основным меню в государственной и (или) муниципальной образовательной организации.
Постановление Правительства РФ от 27.02.2023 N 312
"О внесении изменений в приложение N 29 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившим силу подпункта "г" пункта 15 (в части изменений, вносимых в пункт 5) изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2022 г. N 1693""11(1). В случае если государственная образовательная организация субъекта Российской Федерации и (или) муниципальная образовательная организация осуществляют перевод обучающихся, получающих начальное общее образование, на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с введением на территории субъекта Российской Федерации максимального (среднего) уровня реагирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", средства бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия, могут быть использованы в целях закупки наборов пищевых продуктов и их последующей выдачи родителям (законным представителям) обучающихся для приготовления горячего питания в домашних условиях. Требования к среднесуточному набору пищевых продуктов рассчитываются исходя из норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", и в соответствии с основным меню в государственной и (или) муниципальной образовательной организации.
"О внесении изменений в приложение N 29 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" и признании утратившим силу подпункта "г" пункта 15 (в части изменений, вносимых в пункт 5) изменений, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2022 г. N 1693""11(1). В случае если государственная образовательная организация субъекта Российской Федерации и (или) муниципальная образовательная организация осуществляют перевод обучающихся, получающих начальное общее образование, на обучение с применением дистанционных образовательных технологий в связи с введением на территории субъекта Российской Федерации максимального (среднего) уровня реагирования в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756", средства бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия, могут быть использованы в целях закупки наборов пищевых продуктов и их последующей выдачи родителям (законным представителям) обучающихся для приготовления горячего питания в домашних условиях. Требования к среднесуточному набору пищевых продуктов рассчитываются исходя из норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", и в соответствии с основным меню в государственной и (или) муниципальной образовательной организации.
Вопрос: Кто входит в состав бракеражной комиссии в образовательных учреждениях?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, согласно п. 7.6 Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях (МосСанПиН 2.4.2.011-98)", утв. Постановлением Главного гос. санитарного врача по г. Москве от 27.11.1998 N 39, бракераж производится бракеражной комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав бракеражной комиссии обязательно входят заведующий производством (технолог или шеф-повар) пищеблока, медицинский работник пищеблока или образовательного учреждения. При отсутствии на момент раздачи медицинского работника в бракеражную комиссию входит специально выделенный педагог, ответственный за организацию питания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, согласно п. 7.6 Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к организации питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях (МосСанПиН 2.4.2.011-98)", утв. Постановлением Главного гос. санитарного врача по г. Москве от 27.11.1998 N 39, бракераж производится бракеражной комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. В состав бракеражной комиссии обязательно входят заведующий производством (технолог или шеф-повар) пищеблока, медицинский работник пищеблока или образовательного учреждения. При отсутствии на момент раздачи медицинского работника в бракеражную комиссию входит специально выделенный педагог, ответственный за организацию питания.
Статья: Питание школьников в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Статья: Подготовка детских оздоровительных лагерей в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 5)В организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 5)В организованных детских коллективах общественное питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). В организованных детских коллективах в детских организациях исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Статья: Учреждение предоставляет услуги общественного питания в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 10)Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 10)Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются (п. 8.1.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Вопрос: Как осуществляется контроль за организацией бесплатного горячего питания в школах?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)С жалобами на нарушение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в образовательной организации также можно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)С жалобами на нарушение санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов в образовательной организации также можно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора.
Статья: Питание школьников и студентов в 2025 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам (п. 5.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). При этом использование ртутных термометров запрещено (п. 4.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 8)Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам (п. 5.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). При этом использование ртутных термометров запрещено (п. 4.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Вопрос: Можно ли при закупке услуг по уборке административного здания и прилегающей территории установить в техническом задании требование к местонахождению исполнителя (г. Москва или Московская область)?
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Правовая оценка УФАС: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" не содержит требования к расстоянию, на котором должен быть расположен объект недвижимости от места доставки еды, а указывает на временной промежуток срока хранения готовых горячих блюд, который должен составлять не более 3 часов, включающий время на доставку. Таким образом, условие о месте расположения и удаленности объекта недвижимости от места оказания услуг является необъективным и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, т.к. в силу действующего законодательства для надлежащего исполнения обязанности по обеспечению горячим питанием имеет значение время его доставки, а не местонахождение исполнителя услуг <9>.
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Правовая оценка УФАС: СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" не содержит требования к расстоянию, на котором должен быть расположен объект недвижимости от места доставки еды, а указывает на временной промежуток срока хранения готовых горячих блюд, который должен составлять не более 3 часов, включающий время на доставку. Таким образом, условие о месте расположения и удаленности объекта недвижимости от места оказания услуг является необъективным и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, т.к. в силу действующего законодательства для надлежащего исполнения обязанности по обеспечению горячим питанием имеет значение время его доставки, а не местонахождение исполнителя услуг <9>.
Вопрос: Как открыть ресторан или кафе?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания (п. 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Система приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений должна быть оборудована отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания (п. 2.12 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Вопрос: Какие санитарно-эпидемиологические требования предъявляются к пищеблоку организаций общественного питания?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, мягкого мороженого, кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, цехах и (или) участках порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд должно использоваться бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации (п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, мягкого мороженого, кондитерских цехах по приготовлению крема и отделки тортов и пирожных, цехах и (или) участках порционирования блюд, упаковки и формирования наборов готовых блюд должно использоваться бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации (п. 2.14 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Вопрос: Какие предусмотрены требования к питанию детей в детском саду?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8.1.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питание детей первого года жизни должно назначаться индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими потребностями с учетом своевременного введения дополнительно к грудному вскармливанию всех видов прикорма в соответствии с таблицей 4 Приложения N 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 8.1.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питание детей первого года жизни должно назначаться индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими потребностями с учетом своевременного введения дополнительно к грудному вскармливанию всех видов прикорма в соответствии с таблицей 4 Приложения N 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20.