СаНПиН детские дошкольные
Подборка наиболее важных документов по запросу СаНПиН детские дошкольные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Поверка средств измерений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- средства измерений, применяемые для измерений характеристик среды обитания в детских дошкольных и других образовательных учреждениях, соблюдения в них санитарных правил и норм, а также для измерения характеристик среды в стерильных палатах и боксах лечебных учреждений;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- средства измерений, применяемые для измерений характеристик среды обитания в детских дошкольных и других образовательных учреждениях, соблюдения в них санитарных правил и норм, а также для измерения характеристик среды в стерильных палатах и боксах лечебных учреждений;
Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)В настоящее время законодательство также предусматривает возможность размещения групп по присмотру и уходу за детьми непосредственно в жилом фонде (в квартире, в частном доме). В отличие от муниципального и частного детского сада, условия в котором должны соответствовать СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", обустройство помещения дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми регулируется СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда". Данный нормативный акт существенно упрощает возможность организации дошкольных групп. В частности, к дошкольным группам не предъявляется требование о наличии некоторых разрешений, менее строгие правила установлены в отношении комнат дошкольной группы, разрешается совмещать игровую комнату, спальню и обеденную комнату. Главными требованиями по-прежнему остаются безопасность и функциональность помещений. Для прогулок возможно использование оборудованных детских площадок, внутридомовых территорий, скверов и парков.
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 1)В настоящее время законодательство также предусматривает возможность размещения групп по присмотру и уходу за детьми непосредственно в жилом фонде (в квартире, в частном доме). В отличие от муниципального и частного детского сада, условия в котором должны соответствовать СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", обустройство помещения дошкольных групп по присмотру и уходу за детьми регулируется СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда". Данный нормативный акт существенно упрощает возможность организации дошкольных групп. В частности, к дошкольным группам не предъявляется требование о наличии некоторых разрешений, менее строгие правила установлены в отношении комнат дошкольной группы, разрешается совмещать игровую комнату, спальню и обеденную комнату. Главными требованиями по-прежнему остаются безопасность и функциональность помещений. Для прогулок возможно использование оборудованных детских площадок, внутридомовых территорий, скверов и парков.
Нормативные акты
Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.4.1. Детские дошкольные учреждения
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.4.1. Детские дошкольные учреждения
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнены минимальные среднесуточные наборы пищевой продукции, режим питания в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольной организации, а также таблица замены пищевой продукции с учетом их пищевой ценности.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнены минимальные среднесуточные наборы пищевой продукции, режим питания в зависимости от длительности пребывания детей в дошкольной организации, а также таблица замены пищевой продукции с учетом их пищевой ценности.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Летом 2023 г. интерфейс реестра обязательных требований изменился, он ориентирован на работу исключительно по запросам пользователей и работает не вполне корректно. Так, на запрос "образование дошкольное" реестр выдает отдельные требования, относящиеся к среднему профессиональному образованию, специалитету или к образованию вообще, причем отдельные требования никак не могут быть отнесены к дошкольному образованию, например требования к обучению по заочной форме. Среди 50 011 обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором, Роспотребнадзором, Рострудом, Росздравнадзором <1>, значительная часть носит формальный характер, их соблюдение обеспечивается внесением в документы образовательной организации определенных сведений, например: "в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы" <2>. Многие требования сформулированы как комплексы, например: организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна выполнить требования к материально-техническим условиям реализации основной программы дошкольного образования, включающие требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами", а это тысячи требований санитарных норм и правил. Интересно, что оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований включена в предметы двух видов федерального государственного контроля (надзора): федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Стоит заметить также, что в предмет санитарно-эпидемиологического надзора включены требования к программам дошкольного образования.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Летом 2023 г. интерфейс реестра обязательных требований изменился, он ориентирован на работу исключительно по запросам пользователей и работает не вполне корректно. Так, на запрос "образование дошкольное" реестр выдает отдельные требования, относящиеся к среднему профессиональному образованию, специалитету или к образованию вообще, причем отдельные требования никак не могут быть отнесены к дошкольному образованию, например требования к обучению по заочной форме. Среди 50 011 обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором, Роспотребнадзором, Рострудом, Росздравнадзором <1>, значительная часть носит формальный характер, их соблюдение обеспечивается внесением в документы образовательной организации определенных сведений, например: "в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены способы и направления поддержки детской инициативы" <2>. Многие требования сформулированы как комплексы, например: организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна выполнить требования к материально-техническим условиям реализации основной программы дошкольного образования, включающие требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами", а это тысячи требований санитарных норм и правил. Интересно, что оценка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований включена в предметы двух видов федерального государственного контроля (надзора): федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Стоит заметить также, что в предмет санитарно-эпидемиологического надзора включены требования к программам дошкольного образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков установлены СанПиН 2.4.7.960-00. Содержащиеся в них положения дополняются различными методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности соответствующей организации. Среди них следует назвать Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях (МР 2.4.0259-21), Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (МР 2.4.0242-21), Методические рекомендации "Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения" (МР 2.4.0130-18).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков установлены СанПиН 2.4.7.960-00. Содержащиеся в них положения дополняются различными методическими рекомендациями, учитывающими специфику деятельности соответствующей организации. Среди них следует назвать Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях (МР 2.4.0259-21), Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (МР 2.4.0242-21), Методические рекомендации "Оборудование и организация работы детских игровых комнат, размещаемых в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения" (МР 2.4.0130-18).
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в субъектах Российской Федерации, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 годах" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Изотова Г., Зайцев Д., Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<31> Например, Счетной палатой Республики Адыгея по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в Республике Адыгея, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 гг.", проведенного в 2025 году, отмечается, что в СанПиН 1.2.3685-21 установлено, что при проектной мощности дошкольной организации от 120 до 250 детей площадь музыкального зала должна быть не менее 50 кв. м. По всем объектам дошкольных организаций фактическая площадь музыкальных залов при норме не менее 50 кв. м составляет от 74,1 до 103,6 кв. м, что не противоречит требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
(Изотова Г., Зайцев Д., Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 8)<31> Например, Счетной палатой Республики Адыгея по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в Республике Адыгея, введенных в эксплуатацию в 2019 - 2024 гг.", проведенного в 2025 году, отмечается, что в СанПиН 1.2.3685-21 установлено, что при проектной мощности дошкольной организации от 120 до 250 детей площадь музыкального зала должна быть не менее 50 кв. м. По всем объектам дошкольных организаций фактическая площадь музыкальных залов при норме не менее 50 кв. м составляет от 74,1 до 103,6 кв. м, что не противоречит требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
Ситуация: В каких случаях требуется справка для посещения бассейна?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), действовавшими до 01.01.2021, было предусмотрено, что в случае возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном населенном пункте по заболеваниям, которые могут передаваться через воду, для посещения бассейна требуется медицинская справка. Вне зависимости от такой ситуации детям дошкольного и младшего школьного возраста в обязательном порядке требовалась справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз (п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 4).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН), действовавшими до 01.01.2021, было предусмотрено, что в случае возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном населенном пункте по заболеваниям, которые могут передаваться через воду, для посещения бассейна требуется медицинская справка. Вне зависимости от такой ситуации детям дошкольного и младшего школьного возраста в обязательном порядке требовалась справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз (п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 N 4).
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)Вопрос организации питания для воспитанников дошкольных образовательных организаций устанавливается межведомственным приказом Минздравсоцразвития РФ и Минобрнауки РФ (Приказ Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений"), предусматривает также достаточно жесткие требования к соответствию сырья и продуктов, используемых в питании воспитанников дошкольных образовательных организаций, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции)), техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей")), техническим регламентом на масложировую продукцию (решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию")), Едиными требованиями (решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"), СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы...") (зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833)), СанПиН 2.3.2.1078-01 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с СанПиНом 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326)).
Ситуация: Можно ли отказаться от постановки ребенку пробы Манту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа от проведения ребенку пробы Манту необходимо заключение врача-фтизиатра об отсутствии у него заболевания туберкулезом для того, чтобы он был допущен в дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную организацию, организацию отдыха детей и их оздоровления, а также в медицинскую организацию при госпитализации в плановом порядке (п. 823 СанПиН 3.3686-21).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае отказа от проведения ребенку пробы Манту необходимо заключение врача-фтизиатра об отсутствии у него заболевания туберкулезом для того, чтобы он был допущен в дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную организацию, организацию отдыха детей и их оздоровления, а также в медицинскую организацию при госпитализации в плановом порядке (п. 823 СанПиН 3.3686-21).
Статья: Защита права на образование и охрану здоровья обучающихся детей в контексте добровольности туберкулинодиагностики
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
(Борисова Л.В.)
("Юрист", 2021, N 4)В соответствии с абз. 2 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача от 14 сентября 2020 г. N 26 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. N 60 и санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" <12> с 1 января 2021 г. Правила N 60 признаны утратившими силу. Для предупреждения распространения инфекционных болезней среди населения было принято Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21) <13>. Однако, несмотря на имеющуюся проблему, требование абз. 2 п. 823 СанПиН 3.3686-21 практически полностью повторяет редакцию ранее действовавшего абз. 2 п. 5.7 Правил N 60 о допуске не обследованных на туберкулез детей в дошкольные образовательные и общеобразовательные организации при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом. По новым Правилам данное заключение обязательно для доступа в организации отдыха детей и их оздоровления, плановой госпитализации в медицинские организации.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, например, в соответствии с Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Так, например, в соответствии с Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают: требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; материально-техническое обеспечение программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).