Санкционирование расходов в учетной политике
Подборка наиболее важных документов по запросу Санкционирование расходов в учетной политике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли организация возмещать командировочные расходы после возвращения работника из командировки, если работник представит авансовый отчет с документами?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Для случаев, когда работник, направляемый в командировку, аванс не получает, унифицированная форма отчета о произведенных расходах не установлена. Организация вправе сама в своей учетной политике установить форму отчета о произведенных расходах (при этом никто не запрещает выбрать форму, аналогичную унифицированной форме АО-1).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Для случаев, когда работник, направляемый в командировку, аванс не получает, унифицированная форма отчета о произведенных расходах не установлена. Организация вправе сама в своей учетной политике установить форму отчета о произведенных расходах (при этом никто не запрещает выбрать форму, аналогичную унифицированной форме АО-1).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Налогоплательщику разрешено самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Налогоплательщику разрешено самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)24 - 26 разрядах - аналитический код вида поступлений (увеличений), выбытий (уменьшений) объекта учета по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ, с отражением в случаях, установленных в рамках учетной политики, дополнительной детализации по кодам статей и (или) подстатей КОСГУ. Аналитические коды по счетам раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" формируются в структуре аналитических кодов вида поступлений, выбытий по которым предусмотрены плановые (прогнозные) показатели бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности (кодов КОСГУ, включая дополнительную детализацию статей и (или) подстатей КОСГУ (при наличии).
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)24 - 26 разрядах - аналитический код вида поступлений (увеличений), выбытий (уменьшений) объекта учета по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ, с отражением в случаях, установленных в рамках учетной политики, дополнительной детализации по кодам статей и (или) подстатей КОСГУ. Аналитические коды по счетам раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" формируются в структуре аналитических кодов вида поступлений, выбытий по которым предусмотрены плановые (прогнозные) показатели бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности (кодов КОСГУ, включая дополнительную детализацию статей и (или) подстатей КОСГУ (при наличии).
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)<1> Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий, уменьшениям, увеличениям объекта учета (кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) либо, в случае установления в рамках учетной политики дополнительной детализации КОСГУ, - по кодам дополнительной детализации статей КОСГУ и (или) под статей КОСГУ). Аналитические счета по счетам раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" формируются в структуре аналитических кодов вида поступлений, выбытий объекта учета (КОСГУ, с учетом дополнительной детализации статей КОСГУ, при наличии), предусмотренных при формировании плановых (прогнозных) показателей бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Остатки по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (020500000 "Расчеты по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами, 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами", 021010000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 030402000 "Расчеты с депонентами", 030403000 "Расчеты по удержанием из выплат по оплате труда", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами"), обороты по которым содержат в 24 - 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ "Увеличение прочей дебиторской задолженности", "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", "Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности", "Уменьшение прочей кредиторской задолженности", формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ "Увеличение прочей дебиторской задолженности", "Увеличение прочей кредиторской задолженности", отражающего классификацию институциональных единиц.
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)<1> Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий, уменьшениям, увеличениям объекта учета (кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) либо, в случае установления в рамках учетной политики дополнительной детализации КОСГУ, - по кодам дополнительной детализации статей КОСГУ и (или) под статей КОСГУ). Аналитические счета по счетам раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" формируются в структуре аналитических кодов вида поступлений, выбытий объекта учета (КОСГУ, с учетом дополнительной детализации статей КОСГУ, при наличии), предусмотренных при формировании плановых (прогнозных) показателей бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Остатки по счетам учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности (020500000 "Расчеты по доходам", 020600000 "Расчеты по выданным авансам", 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами, 020900000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами", 021010000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС", 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам", 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты", 030402000 "Расчеты с депонентами", 030403000 "Расчеты по удержанием из выплат по оплате труда", 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами"), обороты по которым содержат в 24 - 26 разрядах номера счета подстатьи КОСГУ "Увеличение прочей дебиторской задолженности", "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", "Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности", "Уменьшение прочей кредиторской задолженности", формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ "Увеличение прочей дебиторской задолженности", "Увеличение прочей кредиторской задолженности", отражающего классификацию институциональных единиц.
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Определяя сумму экономии, застройщик включил в себестоимость строительства ожидаемые, но еще не осуществленные к тому моменту расходы на выполнение работ по благоустройству. На эти ожидаемые и неизбежные расходы общество в соответствии со своей учетной политикой и нормами ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" сформировало резерв предстоящих расходов. Размер резерва рассчитывался по каждому жилому дому отдельно на дату получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Определяя сумму экономии, застройщик включил в себестоимость строительства ожидаемые, но еще не осуществленные к тому моменту расходы на выполнение работ по благоустройству. На эти ожидаемые и неизбежные расходы общество в соответствии со своей учетной политикой и нормами ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" сформировало резерв предстоящих расходов. Размер резерва рассчитывался по каждому жилому дому отдельно на дату получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования расходов экономического субъекта, осуществляется казенными учреждениями в разрезе кредиторов, в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики в соответствии со сформированной учетной политикой. В разрядах 24 - 26 счета бюджетного учета указываются КОСГУ, соответствующая экономическому содержанию факта хозяйственной жизни казенного учреждения.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования расходов экономического субъекта, осуществляется казенными учреждениями в разрезе кредиторов, в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики в соответствии со сформированной учетной политикой. В разрядах 24 - 26 счета бюджетного учета указываются КОСГУ, соответствующая экономическому содержанию факта хозяйственной жизни казенного учреждения.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Организациям разрешено в налоговом учете формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения <92>.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Организациям разрешено в налоговом учете формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения <92>.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)- разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
Готовое решение: Как учреждению провести инвентаризацию счетов санкционирования
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что она необязательна. По мнению Минфина России, показатели, отраженные на счетах санкционирования группы 0 500 00 000 "Санкционирование расходов", не являются объектами инвентаризации: они не соответствуют установленным СГС "Концептуальные основы" определениям активов и обязательств (Письмо от 28.12.2023 N 02-06-09/127444).
(КонсультантПлюс, 2025)Считаем, что она необязательна. По мнению Минфина России, показатели, отраженные на счетах санкционирования группы 0 500 00 000 "Санкционирование расходов", не являются объектами инвентаризации: они не соответствуют установленным СГС "Концептуальные основы" определениям активов и обязательств (Письмо от 28.12.2023 N 02-06-09/127444).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Использование правила пяти процентов - это право, а не обязанность. Если доля расходов по необлагаемым операциям не превышает 5% общей суммы расходов за квартал, у вас есть право (не обязанность!) поставить к вычету всю сумму "входного" НДС по косвенным расходам. При этом НК РФ не запрещает налогоплательщику вести раздельный учет (т.е. делить "входной" НДС между облагаемыми и необлагаемыми операциями) во всех кварталах, в которых имели место облагаемые и необлагаемые операции, независимо от соблюдения пятипроцентного барьера по расходам.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Обратите внимание! Использование правила пяти процентов - это право, а не обязанность. Если доля расходов по необлагаемым операциям не превышает 5% общей суммы расходов за квартал, у вас есть право (не обязанность!) поставить к вычету всю сумму "входного" НДС по косвенным расходам. При этом НК РФ не запрещает налогоплательщику вести раздельный учет (т.е. делить "входной" НДС между облагаемыми и необлагаемыми операциями) во всех кварталах, в которых имели место облагаемые и необлагаемые операции, независимо от соблюдения пятипроцентного барьера по расходам.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей?..
(Консультация эксперта, 2025)Организация в процессе производственной деятельности на объекте осуществляет сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной за предшествующий год, составил (условно) 100 000 руб., сбросы осуществлены в пределах допустимых (временно разрешенных) нормативов. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, относится ко II категории. В учетной политике организации предусмотрено отражение платы за негативное воздействие на окружающую среду на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" <*>. Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
(Консультация эксперта, 2025)Организация в процессе производственной деятельности на объекте осуществляет сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной за предшествующий год, составил (условно) 100 000 руб., сбросы осуществлены в пределах допустимых (временно разрешенных) нормативов. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, относится ко II категории. В учетной политике организации предусмотрено отражение платы за негативное воздействие на окружающую среду на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" <*>. Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Организациям разрешено в налоговом учете формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения <1>.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Организациям разрешено в налоговом учете формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения <1>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации доначисленный в результате налоговой проверки налог на прибыль и пени?..
(Консультация эксперта, 2025)Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Механизм распределения затрат на прямые и косвенные должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив экономически обоснованные показатели (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428). Позицию Минфина России поддерживает и Конституционный Суд РФ (см. Определение от 25.04.2019 N 876-О). В случае неправомерного признания прямых расходов косвенными может быть занижен налог на прибыль, ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ в отличие от косвенных расходов прямые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль не сразу, а по мере реализации готовой продукции, в стоимости которой они учтены.
(Консультация эксперта, 2025)Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ). Механизм распределения затрат на прямые и косвенные должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам, только если нет реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив экономически обоснованные показатели (Письмо Минфина России от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428). Позицию Минфина России поддерживает и Конституционный Суд РФ (см. Определение от 25.04.2019 N 876-О). В случае неправомерного признания прямых расходов косвенными может быть занижен налог на прибыль, ведь согласно п. 2 ст. 318 НК РФ в отличие от косвенных расходов прямые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль не сразу, а по мере реализации готовой продукции, в стоимости которой они учтены.