Санкции за нарушение 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Санкции за нарушение 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"Таким образом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 44 "Обеспечение заявки на участие в закупке" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Доводы жалобы в части отсутствия систематичности нарушений подлежат отклонению, поскольку между участием истца в закупках N 0348100029522000001, N 0348100029522000002 и в закупке N 0373100029622000002 прошло более месяца, и истец мог проявить предусмотрительность и не допустить нарушений требований закона и условий конкурсной документации, повлекших финансовые санкции, предусмотренные ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Поставка товаров.
Должен ли покупатель возместить поставщику убытки, причиненные необоснованным отказом от принятия товара
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суды обоснованно констатировали доказанность обстоятельств поставки истцом товара в согласованный в контракте сторонами срок, и руководствуясь статьями 15, 309, 310, 330, 457, 484, 485, 506, 525, 526, 1064 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", удовлетворили исковые требования в полном объеме, признав доказанным факт несения истцом убытков в виде понесенных транспортных расходов на доставку товара и обоснованность требований о взыскании штрафных санкций за отказ от принятия поставленного товара и нарушение ответчиком срока оплаты товара предусмотренной контрактом соответствующей меры ответственности..."
Должен ли покупатель возместить поставщику убытки, причиненные необоснованным отказом от принятия товара
(КонсультантПлюс, 2025)Исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном в статье 71 АПК РФ, суды обоснованно констатировали доказанность обстоятельств поставки истцом товара в согласованный в контракте сторонами срок, и руководствуясь статьями 15, 309, 310, 330, 457, 484, 485, 506, 525, 526, 1064 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", удовлетворили исковые требования в полном объеме, признав доказанным факт несения истцом убытков в виде понесенных транспортных расходов на доставку товара и обоснованность требований о взыскании штрафных санкций за отказ от принятия поставленного товара и нарушение ответчиком срока оплаты товара предусмотренной контрактом соответствующей меры ответственности..."
Готовое решение: Как внести изменения в закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, закреплены, в частности, в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. За нарушение этих норм могут наказать по ч. 3 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Для должностных лиц санкция составит до 50 тыс. руб., для юрлиц - до 300 тыс. руб. Если это же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств, увеличение цены контракта или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в соответствии с ч. 4 ст. 7.30.2 КоАП РФ. Например, для должностных лиц он составит 1% цены контракта, но не менее 50 тыс. руб. и не более 200 тыс. руб.
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суды не признали недействительными (незаконными) решения УФАС по региону (ФАС России) о включении в РНП сведений в т.ч. о поставщиках (исполнителях), которые не поставили (поставили с нарушением срока) товар по контракту по Закону N 44-ФЗ. Поставщики ссылались в т.ч. на нарушение цепочек поставок, вызванное санкциями, дополнительное экспортное регулирование. В одних делах суды указали, что ограничительные меры в отношении РФ не были внезапными и были известны на момент размещения извещения о закупке (участия в закупке). В других делах суды отметили, что задержка поставки товара от контрагента-поставщика - это предпринимательский риск поставщика, но не форс-мажор, как не форс-мажор неоднократность установления санкций с 2014 г. В ряде случаев суды также указали, что нарушение сроков исполнения контрактов приводит к нарушению интересов не только заказчиков, но и публичных интересов.
(КонсультантПлюс, 2025)Суды не признали недействительными (незаконными) решения УФАС по региону (ФАС России) о включении в РНП сведений в т.ч. о поставщиках (исполнителях), которые не поставили (поставили с нарушением срока) товар по контракту по Закону N 44-ФЗ. Поставщики ссылались в т.ч. на нарушение цепочек поставок, вызванное санкциями, дополнительное экспортное регулирование. В одних делах суды указали, что ограничительные меры в отношении РФ не были внезапными и были известны на момент размещения извещения о закупке (участия в закупке). В других делах суды отметили, что задержка поставки товара от контрагента-поставщика - это предпринимательский риск поставщика, но не форс-мажор, как не форс-мажор неоднократность установления санкций с 2014 г. В ряде случаев суды также указали, что нарушение сроков исполнения контрактов приводит к нарушению интересов не только заказчиков, но и публичных интересов.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.11.2024 N 252
"Об утверждении Положения об Управлении государственных закупок Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"размещает в ЕИС информацию об исполнении государственного контракта, о ненадлежащем исполнении государственного контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении государственного контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий государственного контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении государственного контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении государственного контракта или о расторжении государственного контракта, иную информацию и документы, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
"Об утверждении Положения об Управлении государственных закупок Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"размещает в ЕИС информацию об исполнении государственного контракта, о ненадлежащем исполнении государственного контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении государственного контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий государственного контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении государственного контракта в ходе его исполнения, информацию об изменении государственного контракта или о расторжении государственного контракта, иную информацию и документы, предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
Статья: Закупка обязательного аудита: какие требования законодательства следует учесть корпоративным заказчикам?
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Также отметим, что заказчик вправе предъявить к участникам закупки требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки и упомянутых в ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ собственниках и органах управления участника закупки. При отсутствии такого требования заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП сведений об указанных лицах, если они были включены в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций или мер ограничительного характера (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Также отметим, что заказчик вправе предъявить к участникам закупки требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки и упомянутых в ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ собственниках и органах управления участника закупки. При отсутствии такого требования заказчик обязан установить требование об отсутствии в РНП сведений об указанных лицах, если они были включены в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций или мер ограничительного характера (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Готовое решение: Как составить и разместить отчет об объеме закупок товаров российского происхождения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Отчеты размещаются на официальном сайте ЕИС. Исключения предусмотрены (ч. 8 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 11 Положения):
(КонсультантПлюс, 2025)Отчеты размещаются на официальном сайте ЕИС. Исключения предусмотрены (ч. 8 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 11 Положения):
Готовое решение: Что нужно знать участникам закупок о реестре недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)участник не выполнил требования, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для заключения контракта, из-за обстоятельств непреодолимой силы (в том числе в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций и (или) мер ограничительного характера). Исключение - эти требования не выполнены из-за введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
(КонсультантПлюс, 2025)участник не выполнил требования, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для заключения контракта, из-за обстоятельств непреодолимой силы (в том числе в связи с мобилизацией в РФ, введением санкций и (или) мер ограничительного характера). Исключение - эти требования не выполнены из-за введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Готовое решение: При каких условиях контракт, заключенный по Закону N 44-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)прямо указанное в законе нарушение, которое не влечет недействительности контракта, - непредставление исполнителем сведений о крупных соисполнителях по дорогостоящим контрактам. Информация о нарушении будет размещена в ЕИС, также по контракту могут последовать санкции, однако контракт на таком основании не может быть признан недействительным (ч. 25 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)прямо указанное в законе нарушение, которое не влечет недействительности контракта, - непредставление исполнителем сведений о крупных соисполнителях по дорогостоящим контрактам. Информация о нарушении будет размещена в ЕИС, также по контракту могут последовать санкции, однако контракт на таком основании не может быть признан недействительным (ч. 25 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
Статья: Влияние антикризисных мер на правоприменение: конфликты квалификаций
(Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)В 2015 - 2016 годах действовали временные меры господдержки, которые при определенных условиях указывали на списание, а не взыскание неустойки заказчиком за конкретные нарушения, если размер штрафной санкции был относительно невысок, а обязательство в конечном счете выполнено в полном объеме. В частности, ныне не действующий пункт 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержал указание на то, что "в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" <1>.
(Терещенко Т.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)В 2015 - 2016 годах действовали временные меры господдержки, которые при определенных условиях указывали на списание, а не взыскание неустойки заказчиком за конкретные нарушения, если размер штрафной санкции был относительно невысок, а обязательство в конечном счете выполнено в полном объеме. В частности, ныне не действующий пункт 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержал указание на то, что "в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" <1>.
Статья: Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"
(Тололаева Н.В., Церковников М.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 5, 6)78. Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Тололаева Н.В., Церковников М.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 5, 6)78. Правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например статьями 23, 23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета неустойки за нарушения поставщика используются в основном две формулы и предусмотрены два вида пеней и штрафов. По контрактам ОСАГО кроме пеней предусмотрены еще выплаты финансовой санкции, их расчет осуществляется в особом порядке. Рассмотрим возможные санкции с примерами расчета каждой из них.
(КонсультантПлюс, 2025)Для расчета неустойки за нарушения поставщика используются в основном две формулы и предусмотрены два вида пеней и штрафов. По контрактам ОСАГО кроме пеней предусмотрены еще выплаты финансовой санкции, их расчет осуществляется в особом порядке. Рассмотрим возможные санкции с примерами расчета каждой из них.
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения расходы на уплату неустойки по договору (контракту)
(КонсультантПлюс, 2025)Если оплачиваете по решению суда или мировому соглашению штрафы за нарушение Законов N N 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также штрафные санкции (штрафы, пени) за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ в увязке с КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" (п. 10.9.3 Порядка N 209н, п. 53.8.4.1 Порядка N 82н).
(КонсультантПлюс, 2025)Если оплачиваете по решению суда или мировому соглашению штрафы за нарушение Законов N N 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также штрафные санкции (штрафы, пени) за нарушение условий контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, то такие расходы отражайте по подстатье 293 "Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ в увязке с КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" (п. 10.9.3 Порядка N 209н, п. 53.8.4.1 Порядка N 82н).
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Комиссия УФАС установила, что, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчиком при проведении электронного аукциона не установлено требование о том, что участник закупки не может быть лицом, находящимся под санкциями.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Комиссия УФАС установила, что, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчиком при проведении электронного аукциона не установлено требование о том, что участник закупки не может быть лицом, находящимся под санкциями.