Санкции против Украины
Подборка наиболее важных документов по запросу Санкции против Украины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.02.2024 N 33а-1260/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-009742-67)
Категория: Споры с Минюстом России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Обстоятельства: Истец указал, что на протяжении десятилетий административный истец активно проявлял свою поддержку действующей власти Российской Федерации и в настоящее время является лоялистом, кроме того, являлся членом политической партии, из рядов которой исключен ввиду принятия Минюстом России оспариваемого решения.
Решение: Отказано.Участие административного истца в принятии политически значимых проектах, оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса, поддержание начала СВО, направление техники добровольцам из адрес, призывы политиков ЕС, США и Украины о введении санкций против фио, поддержка действующей власти России, награждение административного истца медалями, почетной грамотой и т.д., на которые административный истец указывает в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправомерности выводов суда о незаконности распоряжения, поскольку из материалов дела следует, что административный истец является физическим лицом, осуществляющим на адрес политическую деятельность и находящимся под иностранным влиянием.
Категория: Споры с Минюстом России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Обстоятельства: Истец указал, что на протяжении десятилетий административный истец активно проявлял свою поддержку действующей власти Российской Федерации и в настоящее время является лоялистом, кроме того, являлся членом политической партии, из рядов которой исключен ввиду принятия Минюстом России оспариваемого решения.
Решение: Отказано.Участие административного истца в принятии политически значимых проектах, оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса, поддержание начала СВО, направление техники добровольцам из адрес, призывы политиков ЕС, США и Украины о введении санкций против фио, поддержка действующей власти России, награждение административного истца медалями, почетной грамотой и т.д., на которые административный истец указывает в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправомерности выводов суда о незаконности распоряжения, поскольку из материалов дела следует, что административный истец является физическим лицом, осуществляющим на адрес политическую деятельность и находящимся под иностранным влиянием.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние санкций на разрешение внешнеэкономических споров: сохранение status quo или поиск альтернативных юрисдикций?
(Старженецкий В.В., Очирова С.Б.)
("Международное правосудие", 2020, N 4)<14> См., например: Холявко А., Бурлакова Е., Трифонова П. Кого не коснутся российские санкции против Украины // Ведомости. 2018. 1 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/01/785455-sanktsii-ukraini (дата обращения: 18.11.2020).
(Старженецкий В.В., Очирова С.Б.)
("Международное правосудие", 2020, N 4)<14> См., например: Холявко А., Бурлакова Е., Трифонова П. Кого не коснутся российские санкции против Украины // Ведомости. 2018. 1 ноября. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/11/01/785455-sanktsii-ukraini (дата обращения: 18.11.2020).
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)В период проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины и введенных против России санкций США, стран Евросоюза, Австралии и еще ряда стран проблема обеспечения энергетической безопасности приобрела особую актуальность.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)В период проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины и введенных против России санкций США, стран Евросоюза, Австралии и еще ряда стран проблема обеспечения энергетической безопасности приобрела особую актуальность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.10.2016 N 381-ФЗ
"О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"а) в отмене Закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений Закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины;
"О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"а) в отмене Закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений Закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины;
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74228)Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия. Специальная военная операция на Украине.
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74228)Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия. Специальная военная операция на Украине.
Статья: Бизнес современной России: новые проблемы и пути их преодоления
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Совет Европы <34> по одному из исков о снятии секторальных санкций, аргументируя соразмерность применения санкционных мер применительно к причиняемому такими санкциями ущербу, отметил, что "эти прискорбные побочные эффекты не имеют отношения к оценке законности ограничительной меры общего применения... Действительно, как постановил Суд, законность такой меры может быть нарушена только в том случае, если она явно неуместна с учетом цели, которую преследует компетентное учреждение" (выделение наше. - И.Ш.) <35>. А по мнению Совета Европы, введение санкций пропорционально тем "агрессивным действиям", которые осуществляет Российская Федерация против Украины.
(Шиткина И.С.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Совет Европы <34> по одному из исков о снятии секторальных санкций, аргументируя соразмерность применения санкционных мер применительно к причиняемому такими санкциями ущербу, отметил, что "эти прискорбные побочные эффекты не имеют отношения к оценке законности ограничительной меры общего применения... Действительно, как постановил Суд, законность такой меры может быть нарушена только в том случае, если она явно неуместна с учетом цели, которую преследует компетентное учреждение" (выделение наше. - И.Ш.) <35>. А по мнению Совета Европы, введение санкций пропорционально тем "агрессивным действиям", которые осуществляет Российская Федерация против Украины.
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<2> По данным на конец 2020 г., только за период 2013 - 2020 гг. санкции США и Европейского союза (ЕС) в связи с присоединением Крыма и событиями на востоке Украины были наложены на 293 физических и 483 юридических лица, имеющих гражданство или зарегистрированных на территории РФ; в связи с гибелью С. Магнитского - на 61 физическое лицо и 7 юридических лиц; санкции по Закону о противодействии противникам Америки (CAATSA) - на 32 физических и 42 юридических лица; в связи с кибератаками против США и ЕС - на 44 физических и 15 юридических лиц; в связи с оказанием поддержки правительству Сирии - на 12 физических и 6 юридических лиц; в связи с продажей товаров или вооружений в КНДР, Иран и Сирию - на 6 физических и 16 юридических лиц; в связи с применением химического оружия - на 10 физических и 1 юридическое лицо, в связи с оказанием поддержки правительству Венесуэлы - на 3 юридических лица. См.: Демурина Г. Семь лет санкций против России. Главное // РБК. 2020. 24 нояб. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2020/5bffb-0f09a79470ff5378627 (дата обращения: 26.01.2021).
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)<2> По данным на конец 2020 г., только за период 2013 - 2020 гг. санкции США и Европейского союза (ЕС) в связи с присоединением Крыма и событиями на востоке Украины были наложены на 293 физических и 483 юридических лица, имеющих гражданство или зарегистрированных на территории РФ; в связи с гибелью С. Магнитского - на 61 физическое лицо и 7 юридических лиц; санкции по Закону о противодействии противникам Америки (CAATSA) - на 32 физических и 42 юридических лица; в связи с кибератаками против США и ЕС - на 44 физических и 15 юридических лиц; в связи с оказанием поддержки правительству Сирии - на 12 физических и 6 юридических лиц; в связи с продажей товаров или вооружений в КНДР, Иран и Сирию - на 6 физических и 16 юридических лиц; в связи с применением химического оружия - на 10 физических и 1 юридическое лицо, в связи с оказанием поддержки правительству Венесуэлы - на 3 юридических лица. См.: Демурина Г. Семь лет санкций против России. Главное // РБК. 2020. 24 нояб. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2020/5bffb-0f09a79470ff5378627 (дата обращения: 26.01.2021).
Статья: Строительство пенитенциарной системы в Российской Федерации и Российской Советской Федеративной Социалистической Республике: сравнительный анализ
(Степанов М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)В статье рассмотрены особенности строительства уголовно-исполнительной системы России в 90-е годы XX века и первые годы советской власти. Отмечается, что в кризисные периоды истории нашего государства возникающие перед пенитенциарной системой России вызовы имеют много общего. В первую очередь появляются проблемы, связанные с материальным обеспечением функционирования системы исполнения наказаний. Это приводит к текучке кадрового состава и снижению профессиональной подготовки ее сотрудников. Возникают затруднения с обеспечением осужденных работой, питанием и иными видами довольствия, другие негативные последствия. В то же время происходит смена подходов к строительству пенитенциарной системы и проведению уголовно-исполнительной политики, что закрепляется в соответствующих актах. В результате кардинально меняется нормативно-правовая основа деятельности по исполнению уголовных наказаний. Для преодоления возникающих в процессе совершенствования отечественной пенитенциарной системы проблем не только возможно, но и необходимо использовать имеющийся отечественный опыт. Представляется, что он будет полезен и в настоящее время, в период введения против Российской Федерации беспрецедентных санкций, связанных с проведением специальной военной операции на Украине.
(Степанов М.М.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)В статье рассмотрены особенности строительства уголовно-исполнительной системы России в 90-е годы XX века и первые годы советской власти. Отмечается, что в кризисные периоды истории нашего государства возникающие перед пенитенциарной системой России вызовы имеют много общего. В первую очередь появляются проблемы, связанные с материальным обеспечением функционирования системы исполнения наказаний. Это приводит к текучке кадрового состава и снижению профессиональной подготовки ее сотрудников. Возникают затруднения с обеспечением осужденных работой, питанием и иными видами довольствия, другие негативные последствия. В то же время происходит смена подходов к строительству пенитенциарной системы и проведению уголовно-исполнительной политики, что закрепляется в соответствующих актах. В результате кардинально меняется нормативно-правовая основа деятельности по исполнению уголовных наказаний. Для преодоления возникающих в процессе совершенствования отечественной пенитенциарной системы проблем не только возможно, но и необходимо использовать имеющийся отечественный опыт. Представляется, что он будет полезен и в настоящее время, в период введения против Российской Федерации беспрецедентных санкций, связанных с проведением специальной военной операции на Украине.
Статья: О новациях в конституционно-правовом регулировании организации публичной власти в субъектах Российской Федерации и некоторых проблемах их реализации
(Хатуаев В.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Такое решение предполагает переосмысление порядка организации судебных участков <11>, определения научно обоснованных критериев нагрузки на судей в контексте общей тенденции развития общества и государства в условиях действия беспрецедентного количества разнообразных санкций против России недружественными странами и их сторонниками, проведения специальной военной операции в Украине.
(Хатуаев В.У.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Такое решение предполагает переосмысление порядка организации судебных участков <11>, определения научно обоснованных критериев нагрузки на судей в контексте общей тенденции развития общества и государства в условиях действия беспрецедентного количества разнообразных санкций против России недружественными странами и их сторонниками, проведения специальной военной операции в Украине.
Статья: Нейтральность арбитров в санкционных спорах
(Купцов Д.А., Очирова С.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)В связи с этим у многих еще в 2021 году возник закономерный вопрос: каким бы был вывод ВС РФ, если бы спор администрировался арбитражным учреждением из нейтральной юрисдикции, но рассматривался при этом арбитрами из не нейтральных юрисдикций? Иными словами, свидетельствует ли рассмотрение спора арбитром, связанным с юрисдикцией, которая ввела санкции против одной из сторон спора (например, гражданином такой юрисдикции), о наличии оправданных сомнений в непредвзятости такого арбитра?
(Купцов Д.А., Очирова С.Б.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 2)В связи с этим у многих еще в 2021 году возник закономерный вопрос: каким бы был вывод ВС РФ, если бы спор администрировался арбитражным учреждением из нейтральной юрисдикции, но рассматривался при этом арбитрами из не нейтральных юрисдикций? Иными словами, свидетельствует ли рассмотрение спора арбитром, связанным с юрисдикцией, которая ввела санкции против одной из сторон спора (например, гражданином такой юрисдикции), о наличии оправданных сомнений в непредвзятости такого арбитра?
Статья: О противодействии отдельным санкциям недружественных государств на банковский сектор и рынок золота Российской Федерации
(Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 4)Предполагалось, что санкции против России будут носить стратегический характер и ударят по многим сферам экономики. Так, экономические санкции были направлены против судоходства и торговли с Россией, под санкциями оказались несколько ведущих отечественных банков с государственным участием, однако рынка золота они практически не коснулись. К примеру, Г.Ф. Ручкина в своей работе отмечала проблему ограничения иностранных инвестиций ввиду введения санкций <1>.
(Киселев А.С.)
("Банковское право", 2024, N 4)Предполагалось, что санкции против России будут носить стратегический характер и ударят по многим сферам экономики. Так, экономические санкции были направлены против судоходства и торговли с Россией, под санкциями оказались несколько ведущих отечественных банков с государственным участием, однако рынка золота они практически не коснулись. К примеру, Г.Ф. Ручкина в своей работе отмечала проблему ограничения иностранных инвестиций ввиду введения санкций <1>.
Статья: Финансово-правовое регулирование организации обращения цифровых валют
(Яковлева В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 9)<28> ЕС принял пятый пакет санкций против России в связи с военной агрессией против Украины (08.03.2022) // Пресс-релиз Совета Европы. URL: https://clck.ru/eozih.
(Яковлева В.В.)
("Финансовое право", 2022, N 9)<28> ЕС принял пятый пакет санкций против России в связи с военной агрессией против Украины (08.03.2022) // Пресс-релиз Совета Европы. URL: https://clck.ru/eozih.
"Эволюция права под воздействием цифровых технологий"
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Таким образом, защита прав обладателей цифровых валют в качестве начального условия требует решения вопроса об их правовой сущности. Дискуссии 2022 г. показали, что руководство страны, судя по всему, не поддержит позицию Банка России о полном запрете операций с цифровыми валютами <2>. Введение против Российской Федерации масштабных экономических санкций в связи со спецоперацией на Украине, на наш взгляд, должно поспособствовать такому решению в еще большей степени. Уже в настоящее время многие российские бизнесмены перешли на расчеты с зарубежными партнерами в криптовалюте из-за невозможности проводить платежи традиционными способами. В перспективе распределенные технологии могут стать способом установления альтернативных экономических связей между различными регионами планеты, разделенными между противоборствующими сторонами и находящимися на уровне государств в жестком экономическом и информационном противостоянии <3>. В этих условиях разработка законодательства, обеспечивающего защиту прав на цифровые валюты в Российской Федерации, становится уже насущной необходимостью.
(Амелин Р.В., Чаннов С.Е.)
("НОРМА", 2023)Таким образом, защита прав обладателей цифровых валют в качестве начального условия требует решения вопроса об их правовой сущности. Дискуссии 2022 г. показали, что руководство страны, судя по всему, не поддержит позицию Банка России о полном запрете операций с цифровыми валютами <2>. Введение против Российской Федерации масштабных экономических санкций в связи со спецоперацией на Украине, на наш взгляд, должно поспособствовать такому решению в еще большей степени. Уже в настоящее время многие российские бизнесмены перешли на расчеты с зарубежными партнерами в криптовалюте из-за невозможности проводить платежи традиционными способами. В перспективе распределенные технологии могут стать способом установления альтернативных экономических связей между различными регионами планеты, разделенными между противоборствующими сторонами и находящимися на уровне государств в жестком экономическом и информационном противостоянии <3>. В этих условиях разработка законодательства, обеспечивающего защиту прав на цифровые валюты в Российской Федерации, становится уже насущной необходимостью.
Статья: Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Экономические санкции против России вследствие проведения специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине с целью демилитаризации и денацификации страны коснулись и сферы высшего образования Российской Федерации. Так, 11 апреля 2022 г. Болонская группа приняла решение прекратить представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса вследствие того, что руководители вузов подписались под обращением Российского союза ректоров в поддержку президента России в связи со специальной операцией на Украине. Таким образом, фактически все российские образовательные организации исключены из Болонского процесса <42>.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Экономические санкции против России вследствие проведения специальной военной операции российских вооруженных сил на Украине с целью демилитаризации и денацификации страны коснулись и сферы высшего образования Российской Федерации. Так, 11 апреля 2022 г. Болонская группа приняла решение прекратить представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса вследствие того, что руководители вузов подписались под обращением Российского союза ректоров в поддержку президента России в связи со специальной операцией на Украине. Таким образом, фактически все российские образовательные организации исключены из Болонского процесса <42>.
Статья: Доктринальные аспекты односторонних ограничительных мер и перспективы их оспаривания в рамках ВТО
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2022, N 8)В рамках данной статьи особенно примечательно то, что наличие "чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях" было найдено третейской группой в конфликте между Украиной и Россией, правда, для этого группа сослалась на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, подтверждающие резкое ухудшение отношений между этими странами и перетекание ситуации в вооруженный конфликт, а также на то, что с 2014 года ряд стран ввели санкции против России в связи с этой ситуацией <47>. Отдельно группа отметила, что в ее задачу не входит давать оценку ситуации между Украиной и Россией с точки зрения международного права, а также решать, кто должен нести за это ответственность <48>.
(Кадышева О.В.)
("Закон", 2022, N 8)В рамках данной статьи особенно примечательно то, что наличие "чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях" было найдено третейской группой в конфликте между Украиной и Россией, правда, для этого группа сослалась на резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, подтверждающие резкое ухудшение отношений между этими странами и перетекание ситуации в вооруженный конфликт, а также на то, что с 2014 года ряд стран ввели санкции против России в связи с этой ситуацией <47>. Отдельно группа отметила, что в ее задачу не входит давать оценку ситуации между Украиной и Россией с точки зрения международного права, а также решать, кто должен нести за это ответственность <48>.