Санитарный разрыв
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарный разрыв (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как организовать парковку у дома?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом санитарные разрывы в целях соблюдения гигиенических нормативов, касающихся загрязнения воздуха, шума, вибрации и др., для гостевых автостоянок жилых домов не устанавливаются (п. 2.6 разд. II, п. 11 Таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.А2.1.1.1200-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом санитарные разрывы в целях соблюдения гигиенических нормативов, касающихся загрязнения воздуха, шума, вибрации и др., для гостевых автостоянок жилых домов не устанавливаются (п. 2.6 разд. II, п. 11 Таблицы 7.1.1 СанПиН 2.2.А2.1.1.1200-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74).
Нормативные акты
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
(ред. от 17.06.2025)
"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995)Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2016 N 1634-р
(ред. от 13.11.2025)
<Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики>В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами устанавливаются санитарные разрывы, которыми является территория вдоль трассы высоковольтной линии с напряжением электрического поля, превышающем 1 кВ/м.
(ред. от 13.11.2025)
<Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики>В целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами устанавливаются санитарные разрывы, которыми является территория вдоль трассы высоковольтной линии с напряжением электрического поля, превышающем 1 кВ/м.
Статья: Стоянки авто - споры разного уровня (анализ споров)
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Помимо нарушения ПДД РФ, споры в отношении стоянок автомобилей возникают при оставлении транспортных средств во дворах жилых домов, часть жильцов считают, что это нарушает их право на благоприятную окружающую среду, и ведут борьбу с автовладельцами в правовом поле. Так, Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации <1> с административным исковым заявлением о признании недействующими п. 2.3, 2.10 Санитарных правил в части возможности размещения на территории дворов жилых зданий гостевых стоянок автотранспорта, ссылаясь на их противоречие ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Требование мотивировал тем, что оспариваемые нормативные положения позволяют размещать на придомовых территориях стоянки автомобилей без необходимости выдерживания установленных санитарных разрывов от них до объектов застройки, в том числе фасадов жилых зданий, а также расположенных на указанных территориях детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта, путем присвоения им статуса гостевых стоянок автотранспорта, что не обеспечивает соблюдение гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне. Кроме того, по его мнению, возможность парковки транспортных средств на придомовых территориях в условиях плотной городской застройки снижает антитеррористическую защищенность жилых многоквартирных домов и граждан, проживающих в районе застройки. Считает, что оспариваемые пункты нарушают и не обеспечивают его права на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и среду обитания.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Помимо нарушения ПДД РФ, споры в отношении стоянок автомобилей возникают при оставлении транспортных средств во дворах жилых домов, часть жильцов считают, что это нарушает их право на благоприятную окружающую среду, и ведут борьбу с автовладельцами в правовом поле. Так, Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации <1> с административным исковым заявлением о признании недействующими п. 2.3, 2.10 Санитарных правил в части возможности размещения на территории дворов жилых зданий гостевых стоянок автотранспорта, ссылаясь на их противоречие ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Требование мотивировал тем, что оспариваемые нормативные положения позволяют размещать на придомовых территориях стоянки автомобилей без необходимости выдерживания установленных санитарных разрывов от них до объектов застройки, в том числе фасадов жилых зданий, а также расположенных на указанных территориях детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта, путем присвоения им статуса гостевых стоянок автотранспорта, что не обеспечивает соблюдение гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне. Кроме того, по его мнению, возможность парковки транспортных средств на придомовых территориях в условиях плотной городской застройки снижает антитеррористическую защищенность жилых многоквартирных домов и граждан, проживающих в районе застройки. Считает, что оспариваемые пункты нарушают и не обеспечивают его права на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены п. 6.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ограничения использования земельных участков в границах санитарных разрывов линий электропередачи установлены п. 6.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74.
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)СанПиН 2.1.3684-21 вопросы СЗЗ практически не регулируются - в пункте 72 указывается только то, что СЗЗ устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренных Законом N 342-ФЗ. Закон N 342-ФЗ, в свою очередь, делегирует определение содержания правового режима СЗЗ и иных ЗОУИТ Правительству Российской Федерации. При этом законодательство различает СЗЗ и "санитарные разрывы", к примеру, так: характеристики санитарных разрывов (санитарных полос отчуждения) магистральных трубопроводов, которые определяются минимальными расстояниями от магистральных трубопроводов до смежных зданий, строений и сооружений <29>. В ряде ПЗЗ отображаются санитарные разрывы и СЗЗ, не утвержденные в установленном порядке, что признается судами незаконным <30>.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)СанПиН 2.1.3684-21 вопросы СЗЗ практически не регулируются - в пункте 72 указывается только то, что СЗЗ устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренных Законом N 342-ФЗ. Закон N 342-ФЗ, в свою очередь, делегирует определение содержания правового режима СЗЗ и иных ЗОУИТ Правительству Российской Федерации. При этом законодательство различает СЗЗ и "санитарные разрывы", к примеру, так: характеристики санитарных разрывов (санитарных полос отчуждения) магистральных трубопроводов, которые определяются минимальными расстояниями от магистральных трубопроводов до смежных зданий, строений и сооружений <29>. В ряде ПЗЗ отображаются санитарные разрывы и СЗЗ, не утвержденные в установленном порядке, что признается судами незаконным <30>.