Санитарные требования к контейнерным площадкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарные требования к контейнерным площадкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13.4 "Требования к местам (площадкам) накопления отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""При заключении договора ответчиком не представлено уведомления из органа местного самоуправления о внесении контейнерной площадки в Реестр мест накопления ТКО, соответственно данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии контейнерной площадки, соответствующей санитарным требованиям."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(Арбитражный суд Уральского округа)При рассмотрении дела суды признали контейнерную площадку общества не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но при этом признали обоснованным расчет долга, выполненный региональным оператором, в том числе исходя из количества и объема контейнеров, указанных в приложении к типовому договору.
(Арбитражный суд Уральского округа)При рассмотрении дела суды признали контейнерную площадку общества не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Но при этом признали обоснованным расчет долга, выполненный региональным оператором, в том числе исходя из количества и объема контейнеров, указанных в приложении к типовому договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Закон N 89-ФЗ (ч. 1 ст. 13.4) требует, чтобы места (площадки) накопления отходов соответствовали требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом принятые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <6> СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <7> устанавливают требования лишь к контейнерным площадкам и специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов (п. 3). Санитарные требования к так называемым бесконтейнерным площадкам в СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Закон N 89-ФЗ (ч. 1 ст. 13.4) требует, чтобы места (площадки) накопления отходов соответствовали требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. При этом принятые в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <6> СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" <7> устанавливают требования лишь к контейнерным площадкам и специальным площадкам для складирования крупногабаритных отходов (п. 3). Санитарные требования к так называемым бесконтейнерным площадкам в СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют.
Вопрос: Какие установлены требования по содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-эпидемиологические требования к контейнерным площадкам (местам накопления ТКО) заключаются в следующем.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Санитарно-эпидемиологические требования к контейнерным площадкам (местам накопления ТКО) заключаются в следующем.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 4 Санитарных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Однако, как установил суд первой инстанции, планировка частного сектора поселения, в том числе длина и ширина улиц, не позволяет соблюдать названные требования при оборудовании контейнерных площадок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Согласно пункту 4 Санитарных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Однако, как установил суд первой инстанции, планировка частного сектора поселения, в том числе длина и ширина улиц, не позволяет соблюдать названные требования при оборудовании контейнерных площадок.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в данном пункте СанПиН расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к правилам.
Статья: Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит четких нормативных требований к количеству мусорных баков на придомовых территориях, оставляя данный вопрос в местных властей. Например, на территории г. Москвы количество площадок и контейнеров определяется исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов накопления ТКО <27>. В то же время существующие в населенных пунктах среднегодовые нормативы накопления ТКО определяются без разделения общей массы отходов на отдельные фракции (пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.) <28>. Таким образом, местное законодательство в сфере отходов большинства городов на текущий момент не приспособлено для создания условий внедрения РСО. Требуют пересмотра правила определения нормативов накопления ТКО, определения количества мусорных контейнеров, размеров мусорных площадок. Аналогичным образом необходимо скорректировать применимые федеральные санитарные и строительные правила и нормы. В частности, нуждается в пересмотре требование об обязательном наличии мусоропровода в строящихся и проектируемых многоквартирных жилых домах высотой более пяти этажей <29>, поскольку он исключает возможность раздельного сбора отходов.
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит четких нормативных требований к количеству мусорных баков на придомовых территориях, оставляя данный вопрос в местных властей. Например, на территории г. Москвы количество площадок и контейнеров определяется исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов накопления ТКО <27>. В то же время существующие в населенных пунктах среднегодовые нормативы накопления ТКО определяются без разделения общей массы отходов на отдельные фракции (пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.) <28>. Таким образом, местное законодательство в сфере отходов большинства городов на текущий момент не приспособлено для создания условий внедрения РСО. Требуют пересмотра правила определения нормативов накопления ТКО, определения количества мусорных контейнеров, размеров мусорных площадок. Аналогичным образом необходимо скорректировать применимые федеральные санитарные и строительные правила и нормы. В частности, нуждается в пересмотре требование об обязательном наличии мусоропровода в строящихся и проектируемых многоквартирных жилых домах высотой более пяти этажей <29>, поскольку он исключает возможность раздельного сбора отходов.
Вопрос: Каковы код ОКОФ и амортизационная группа у контейнера (для мусора, грузового, блок-контейнера) и контейнерной площадки?
(Консультация эксперта, 2025)Контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, соответствующее требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства территории муниципального образования. Такая площадка расположена вне зданий, на ней устанавливают контейнеры и (или) бункеры (п. 3 Правил N 293).
(Консультация эксперта, 2025)Контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, соответствующее требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил благоустройства территории муниципального образования. Такая площадка расположена вне зданий, на ней устанавливают контейнеры и (или) бункеры (п. 3 Правил N 293).
Статья: Спортивные сооружения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6.1 Санитарных правил эксплуатации помещений к размещению, устройству и содержанию объектов спорта, в частности, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 6.1 Санитарных правил эксплуатации помещений к размещению, устройству и содержанию объектов спорта, в частности, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)При этом в силу пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 <10> (далее - СанПиН 2.1.3684-21), владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки контейнерной и (или) специальной площадки.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)При этом в силу пункта 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 <10> (далее - СанПиН 2.1.3684-21), владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки контейнерной и (или) специальной площадки.