Санитарные правила эпидемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарные правила эпидемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.11.2023 N 77-4565/2023 (УИД 21RS0011-01-2022-000401-18)
Приговор: По ч. 4 ст. 274.1, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 291.2, ч. 2 ст. 292 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации; злоупотребление должностными полномочиями; мелкое взяточничество; служебный подлог).
Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение осужденной за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 292 УК РФ и ч. 4 ст. 274.1 УК РФ, дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных полномочий и организационно-распорядительных функций в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.Данные обстоятельства подтверждаются положениями действующего законодательства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отсутствие профилактических прививок влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Приговор: По ч. 4 ст. 274.1, ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 291.2, ч. 2 ст. 292 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации; злоупотребление должностными полномочиями; мелкое взяточничество; служебный подлог).
Определение: Приговор изменен, исключено указание на назначение осужденной за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 292 УК РФ и ч. 4 ст. 274.1 УК РФ, дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением административно-хозяйственных полномочий и организационно-распорядительных функций в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.Данные обстоятельства подтверждаются положениями действующего законодательства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", отсутствие профилактических прививок влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Временная юридическая невозможность в российской судебной практике
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)<100> См.: CA Paris, 25 September 1998, no. 1996/08159; CA Saint-Denis de la , 29 December 2009, no. 08/02114; CA Nancy, 22 November 2010, no. 09/00003; CA Paris, 17 March 2016, no. 15/04263; CA Paris, 29 March 2016, no. 15/05607. Например, про эпидемию гриппа H1N1 было сказано, что "о ней было широко объявлено еще до введения санитарных правил" ( Court of Appeal 8 January 2014 (no. 12/02291)).
(Григорьев В.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 3)<100> См.: CA Paris, 25 September 1998, no. 1996/08159; CA Saint-Denis de la , 29 December 2009, no. 08/02114; CA Nancy, 22 November 2010, no. 09/00003; CA Paris, 17 March 2016, no. 15/04263; CA Paris, 29 March 2016, no. 15/05607. Например, про эпидемию гриппа H1N1 было сказано, что "о ней было широко объявлено еще до введения санитарных правил" ( Court of Appeal 8 January 2014 (no. 12/02291)).
Статья: Международные медико-санитарные правила: эволюция и современное состояние
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)ММСП постоянно нарушались без каких-либо последствий для нарушителей. Причем нарушения имели место как в части уведомления о вспышках заболеваний, так и в отношении адекватности мер реагирования - карантинных мер <7>. Можно предположить, что изначально сами государства (и, к сожалению, впоследствии ВОЗ) исходили из презумпции, что санитарные правила носят рекомендательный характер (хотя de jure они обязательны) и могут соблюдаться по мере необходимости и целесообразности по усмотрению самих государств. Одна из причин такого состояния дел в том, что международная борьба с инфекционными болезнями не составляла большого интереса для развитых государств. Эпидемии перестали представлять собой массовую угрозу для людей и экономики. Связано это было прежде всего с прогрессом медицины - внедрением новых технологий, широким применением антибиотиков, разработкой вакцин против опасных заболеваний. Все это снизило риск массового распространения известных миру инфекционных заболеваний (включая риск их проникновения на территории развитых государств) и притупило бдительность.
(Смбатян А.С.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)ММСП постоянно нарушались без каких-либо последствий для нарушителей. Причем нарушения имели место как в части уведомления о вспышках заболеваний, так и в отношении адекватности мер реагирования - карантинных мер <7>. Можно предположить, что изначально сами государства (и, к сожалению, впоследствии ВОЗ) исходили из презумпции, что санитарные правила носят рекомендательный характер (хотя de jure они обязательны) и могут соблюдаться по мере необходимости и целесообразности по усмотрению самих государств. Одна из причин такого состояния дел в том, что международная борьба с инфекционными болезнями не составляла большого интереса для развитых государств. Эпидемии перестали представлять собой массовую угрозу для людей и экономики. Связано это было прежде всего с прогрессом медицины - внедрением новых технологий, широким применением антибиотиков, разработкой вакцин против опасных заболеваний. Все это снизило риск массового распространения известных миру инфекционных заболеваний (включая риск их проникновения на территории развитых государств) и притупило бдительность.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
(ред. от 25.12.2023)
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;";
(ред. от 07.06.2025)
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;";
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок (см. Международные медико-санитарные правила от 23.05.2005);
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок (см. Международные медико-санитарные правила от 23.05.2005);
Статья: Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В российском "чрезвычайном" и санитарно-эпидемиологическом законодательстве неурегулированными остаются отношения, связанные с объявлением эпидемии опасных заболеваний, которые могут стать источником чрезвычайной ситуации. Для решения этого вопроса целесообразно расширение полномочий Главного государственного санитарного врача РФ, поскольку он определяет перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории страны, в том числе инфекционных заболеваний, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. При этом возникает вопрос в отношении регулятивных полномочий Главного государственного санитарного врача РФ, которым принимается большое количество методических рекомендаций, в том числе в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Как отмечается в научной литературе, хотя методические рекомендации и не содержат нормы права, т.е. в юридическом смысле не имеют обязательной силы, на практике точное следование их положениям становится обязательным к исполнению во всех государственных органах <22>. По мере накопления опыта организации и осуществления управленческой деятельности в условиях пандемии следует определить правила, требующие закрепления в законодательстве о чрезвычайных ситуациях и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе на подзаконном уровне, уточнив нормы, применение которых требует разработки и утверждения методических рекомендаций, а также принятия санитарных правил.
(Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)В российском "чрезвычайном" и санитарно-эпидемиологическом законодательстве неурегулированными остаются отношения, связанные с объявлением эпидемии опасных заболеваний, которые могут стать источником чрезвычайной ситуации. Для решения этого вопроса целесообразно расширение полномочий Главного государственного санитарного врача РФ, поскольку он определяет перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории страны, в том числе инфекционных заболеваний, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку. При этом возникает вопрос в отношении регулятивных полномочий Главного государственного санитарного врача РФ, которым принимается большое количество методических рекомендаций, в том числе в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Как отмечается в научной литературе, хотя методические рекомендации и не содержат нормы права, т.е. в юридическом смысле не имеют обязательной силы, на практике точное следование их положениям становится обязательным к исполнению во всех государственных органах <22>. По мере накопления опыта организации и осуществления управленческой деятельности в условиях пандемии следует определить правила, требующие закрепления в законодательстве о чрезвычайных ситуациях и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе на подзаконном уровне, уточнив нормы, применение которых требует разработки и утверждения методических рекомендаций, а также принятия санитарных правил.
Ситуация: Как отказаться от вакцинации (прививки)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)запрет на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ, требует конкретных профилактических прививок;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)запрет на выезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ, требует конкретных профилактических прививок;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Практика борьбы с эпидемиями и массовыми отравлениями показывает, что от быстроты реакции органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, от ее своевременного анализа и прогноза развития, выполнения всех предусмотренных санитарными правилами мероприятий в полном объеме напрямую зависит эффективность всех предпринимаемых государством мер в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Неполнота проведения противоэпидемических (профилактических) мероприятий может усугубить развитие санитарно-эпидемиологической ситуации, создав угрозу жизни и здоровью не только отдельных граждан, но и для населения страны в целом (даже для целого этноса, если принять во внимание информацию об имеющих место разработках биологического оружия).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Практика борьбы с эпидемиями и массовыми отравлениями показывает, что от быстроты реакции органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на сложившуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку, от ее своевременного анализа и прогноза развития, выполнения всех предусмотренных санитарными правилами мероприятий в полном объеме напрямую зависит эффективность всех предпринимаемых государством мер в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Неполнота проведения противоэпидемических (профилактических) мероприятий может усугубить развитие санитарно-эпидемиологической ситуации, создав угрозу жизни и здоровью не только отдельных граждан, но и для населения страны в целом (даже для целого этноса, если принять во внимание информацию об имеющих место разработках биологического оружия).