Санитарные нормы ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарные нормы ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13.4 "Требования к местам (площадкам) накопления отходов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""В силу Закона N 52-ФЗ, Санитарных правил периодичность вывоза твердых коммунальных отходов не должна противоречить законодательству. Вывоз твердых коммунальных отходов должен осуществляться в соответствии с нормами СанПин вне зависимости от заполнения контейнеров, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения."
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023 N 12АП-7928/2023 по делу N А57-32217/2022
Требование: О признании незаконным отказа административного органа во включении контейнерной площадки в реестр сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В апелляционной жалобе ИП Паршиков В.М. указывает на то, что Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Балаковском районе (далее - Роспотребнадзор) выдал заключение от 23.08.2022 о соответствии места (площадки) накопления ТКО санитарным нормам и требованиям, в связи с чем, Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области письмом от 02.09.2022 N 01-28/4273 сообщила предпринимателю о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по испрашиваемому адресу. Однако, позднее в адрес предпринимателя направлен отказ.
Требование: О признании незаконным отказа административного органа во включении контейнерной площадки в реестр сведений о месте накопления твердых коммунальных отходов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В апелляционной жалобе ИП Паршиков В.М. указывает на то, что Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Балаковском районе (далее - Роспотребнадзор) выдал заключение от 23.08.2022 о соответствии места (площадки) накопления ТКО санитарным нормам и требованиям, в связи с чем, Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области письмом от 02.09.2022 N 01-28/4273 сообщила предпринимателю о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО по испрашиваемому адресу. Однако, позднее в адрес предпринимателя направлен отказ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесконтейнерная система удаления отходов: проблемы правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
(Менкенов А.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Органы власти субъектов Российской Федерации рассматривают в качестве основания для использования бесконтейнерной системы удаления ТКО п. 10 Правил обращения с ТКО <5> (далее - Правила 2016 г.), который разрешает складировать ТКО в местах (площадках) накопления не только в контейнеры и бункеры, но и в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Однако Правила 2016 г. не освобождают органы публичной власти от организации мест (площадок) накопления ТКО, соответствующих санитарным нормам и правилам.
Вопрос: Можно ли дополнить договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО обязанностью информировать об изменении тарифа письменно и за подписью уполномоченного лица? Установлена ли периодичность вывоза ТКО?
(Консультация эксперта, 2025)Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО можно дополнить условием об обязательном письменном информировании об изменении тарифа. Периодичность вывоза мусора определяется сторонами договора в соответствии со сроками временного накопления ТКО, установленными санитарными правилами и нормами.
(Консультация эксперта, 2025)Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО можно дополнить условием об обязательном письменном информировании об изменении тарифа. Периодичность вывоза мусора определяется сторонами договора в соответствии со сроками временного накопления ТКО, установленными санитарными правилами и нормами.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)47. Действия (бездействие) лица, осуществляющего сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживание ТКО, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (санитарных норм и правил) подлежат квалификации по соответствующей части статьи 6.35 КоАП РФ, если они совершены (выявлены) после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)47. Действия (бездействие) лица, осуществляющего сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживание ТКО, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований (санитарных норм и правил) подлежат квалификации по соответствующей части статьи 6.35 КоАП РФ, если они совершены (выявлены) после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"По договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены конкретным договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156). При этом периодичность вывоза региональным оператором твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет: при температуре плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; при температуре плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3).
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"По договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены конкретным договором, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156). При этом периодичность вывоза региональным оператором твердых коммунальных отходов с мест (площадок) их накопления должна устанавливаться таким образом, чтобы обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию соответствующих территорий, в частности допустимого срока временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов, который определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток и составляет: при температуре плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; при температуре плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (пункт 11 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3).
Статья: Вывоз и утилизация отходов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического и санитарного законодательства (п. 3 Правил N 1156). Поэтому периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического и санитарного законодательства (п. 3 Правил N 1156). Поэтому периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
Статья: Вывоз ТКО в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического и санитарного законодательства (п. 3 Правил N 1156). Поэтому периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического и санитарного законодательства (п. 3 Правил N 1156). Поэтому периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами.
Статья: О проблемах, возникающих в ходе исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, и путях их решения
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<8> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 по делу N 88-5794/2022 "Об обязании устранить нарушения санитарных норм и правил" // СПС "КонсультантПлюс".
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 1)<8> Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 по делу N 88-5794/2022 "Об обязании устранить нарушения санитарных норм и правил" // СПС "КонсультантПлюс".
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по содержанию мест накопления ТКО включают в себя, в частности, обслуживание и очистку контейнерных площадок. К работам по содержанию контейнерной площадки относятся в том числе уборка ТКО в контейнеры и (или) бункеры в границах контейнерной площадки, включая перемещение в них складированных на контейнерной площадке ТКО, ремонт контейнерной площадки, размещение в ней информации в соответствии с установленными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и правилами благоустройства муниципального образования (п. 26(1) Минимального перечня N 290; п. 3 Правил N 293).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Работы по содержанию мест накопления ТКО включают в себя, в частности, обслуживание и очистку контейнерных площадок. К работам по содержанию контейнерной площадки относятся в том числе уборка ТКО в контейнеры и (или) бункеры в границах контейнерной площадки, включая перемещение в них складированных на контейнерной площадке ТКО, ремонт контейнерной площадки, размещение в ней информации в соответствии с установленными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и правилами благоустройства муниципального образования (п. 26(1) Минимального перечня N 290; п. 3 Правил N 293).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования к мероприятиям по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности установлены в п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01. Такие мероприятия должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров. Рассматриваемые Санитарные правила утрачивают силу с 1 января 2025 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования к мероприятиям по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности установлены в п. 3.2 СП 2.1.5.1059-01. Такие мероприятия должны обеспечивать: водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов; предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты; герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов; рекультивацию отработанных карьеров. Рассматриваемые Санитарные правила утрачивают силу с 1 января 2025 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21".
Статья: Влияние новых угроз безопасности жилого помещения на изменение содержания принципа безопасности жилых помещений
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
(Ковалева О.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 1)2. Экологическая угроза. Особую тревожность создает проблема увеличения объемов образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Надвигается экологическая угроза загрязнения городов. За первое полугодие 2023 г. доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), в Российской Федерации составила всего 52,9%, на утилизацию - 12,6% <7>. Необходимо внедрять на территории России систему раздельного сбора ТКО и ввести ее в право как обязанность для проживающих в жилом помещении лиц, управляющих организаций и региональных операторов. Кроме того, этот положительный опыт уже известен нашей стране: Н.А. Путинцева, например, анализируя эффективность командно-административной модели экономики СССР, приходит к выводу о важности раздельного сбора мусора, применяемого в стране, существовали унифицированные формы бутылок, упаковочной тары, имелась система сбора макулатуры и металлолома <8>. О.В. Глеба и К.А. Чудакова говорят о необходимости планирования раздельного сбора отходов на этапе подготовки к строительству жилых объектов <9>. М.Г. Гирич и А.Д. Левашенко, изучая принцип раздельного сбора отходов, ссылаясь на зарубежных коллег M. Agovino, M. Cerciello и G. Musella <10>, призывают усилить информированность граждан о целесообразности разделения мусора <11>. R. Gardiner, P. Hajek в своем труде приходят к выводу о безусловной эффективности применения принципа раздельного сбора отходов и его благоприятном влиянии на повышение экологического состояния жилой среды <12>. Хочется присоединиться к выводам ученых о необходимости изучения разработок ученых разных стран о внедрении системы раздельного сбора мусора и его переработке на территории всей России. Здесь наблюдается следующее правовое положение: для регулирования раздельного сбора ТКО уже работающих норм ЖК РФ по оказанию услуги вывоза отходов недостаточно, возникает потребность в моделировании новых норм. Но проблема в том, что новые нормы должны отвечать заложенным в жилищном праве принципам, а принципа экологической безопасности жилого помещения с аспектом обязательного соблюдения раздельного сбора мусора и преобладающей его дальнейшей переработки, а не утилизации в жилищном законодательстве пока нет. Таким образом, необходимо расширять содержание принципа безопасности жилого помещения с учетом развития окружающей человека среды и вносить соответствующие изменения в ЖК РФ, заложив новый базовый принцип, который будет реализовываться в будущем жилищном законодательстве. Необходимо перестроить систему переработки отходов так, чтоб застройщику проще и дешевле было направить отходы от строительства на вторичную переработку, чем утилизировать. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <13> хотя и постоянно обновляется, все еще требует существенной корректировки и дополнения. Кроме того, разрозненность норм об обращении с ТКО требует определенных усилий при работе с ними правоприменителей. Однако для обеспечения экологической, биологической и санитарно-гигиенической безопасности жилого пространства необходимо создать такую систему утилизации и переработки ТКО, которая будет гармонично встроена в экосистему городов, а значит, не нанесет вреда природе.
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Для достижения указанных целей санитарные нормы и правила классифицируют отходы по классам опасности: А, Б, В, Г и Д. При этом запрещается смешивание отходов в одной емкости на стадии сбора. Вывоз на полигоны твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) допускается исключительно для отходов класса А, приравниваемых согласно правилам к ТКО (твердым коммунальным отходам), а также для отходов классов Б и В [1] после применения аппаратных способов обеззараживания при условии изменения их внешнего вида (например, путем измельчения, спекания, прессования и т.д.) с целью предотвращения их дальнейшего использования.
Статья: Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит четких нормативных требований к количеству мусорных баков на придомовых территориях, оставляя данный вопрос в местных властей. Например, на территории г. Москвы количество площадок и контейнеров определяется исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов накопления ТКО <27>. В то же время существующие в населенных пунктах среднегодовые нормативы накопления ТКО определяются без разделения общей массы отходов на отдельные фракции (пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.) <28>. Таким образом, местное законодательство в сфере отходов большинства городов на текущий момент не приспособлено для создания условий внедрения РСО. Требуют пересмотра правила определения нормативов накопления ТКО, определения количества мусорных контейнеров, размеров мусорных площадок. Аналогичным образом необходимо скорректировать применимые федеральные санитарные и строительные правила и нормы. В частности, нуждается в пересмотре требование об обязательном наличии мусоропровода в строящихся и проектируемых многоквартирных жилых домах высотой более пяти этажей <29>, поскольку он исключает возможность раздельного сбора отходов.
(Моторин Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Необходимо учитывать, что санитарно-эпидемиологическое законодательство не содержит четких нормативных требований к количеству мусорных баков на придомовых территориях, оставляя данный вопрос в местных властей. Например, на территории г. Москвы количество площадок и контейнеров определяется исходя из утвержденных Правительством Москвы нормативов накопления ТКО <27>. В то же время существующие в населенных пунктах среднегодовые нормативы накопления ТКО определяются без разделения общей массы отходов на отдельные фракции (пластик, бумага, пищевые отходы и т.д.) <28>. Таким образом, местное законодательство в сфере отходов большинства городов на текущий момент не приспособлено для создания условий внедрения РСО. Требуют пересмотра правила определения нормативов накопления ТКО, определения количества мусорных контейнеров, размеров мусорных площадок. Аналогичным образом необходимо скорректировать применимые федеральные санитарные и строительные правила и нормы. В частности, нуждается в пересмотре требование об обязательном наличии мусоропровода в строящихся и проектируемых многоквартирных жилых домах высотой более пяти этажей <29>, поскольку он исключает возможность раздельного сбора отходов.