Санитарно-защитные зоны земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарно-защитные зоны земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Сведения об использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов. Форма N 1-ФД (квартальная) (Форма по ОКУД 0601028) (образец заполнения)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)строительство жилья для жителей домов, попадающих в зону строительных работ или санитарную защитную зону и сносимых при строительстве автомобильной дороги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)строительство жилья для жителей домов, попадающих в зону строительных работ или санитарную защитную зону и сносимых при строительстве автомобильной дороги
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 02.02.2016 N 305-ЭС15-18586 по делу N А41-10973/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент покупки земельного участка истцу было известно об имеющихся обременениях данного земельного участка, а законодательством РФ обязанность электросетевой организации уплачивать денежные средства за обременение участков электросетевыми объектами, в том числе охранными зонами ЛЭП, не предусмотрена, бремя содержания земельного участка, в том числе в части, обремененной наличием охранных зон ЛЭП, лежит на собственнике этого участка, в данном случае - на истце.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что на момент покупки спорного земельного участка предприниматель знал об имеющихся у данного земельного участка обременениях, и, учитывая, что действующим законодательством обязанность электросетевой организации оплачивать денежные средства за обременение участков охранными зонами ЛЭП, не предусмотрено, признал, что бремя содержания земельного участка, в том числе в части, обремененной наличием охранных зон ЛЭП, лежит на собственнике участка. Руководствуясь статьями 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав также необоснованным расчет цены иска исходя из расчета уплаченного земельного налога относительно площади санитарно-защитной зоны ЛЭП, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент покупки земельного участка истцу было известно об имеющихся обременениях данного земельного участка, а законодательством РФ обязанность электросетевой организации уплачивать денежные средства за обременение участков электросетевыми объектами, в том числе охранными зонами ЛЭП, не предусмотрена, бремя содержания земельного участка, в том числе в части, обремененной наличием охранных зон ЛЭП, лежит на собственнике этого участка, в данном случае - на истце.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что на момент покупки спорного земельного участка предприниматель знал об имеющихся у данного земельного участка обременениях, и, учитывая, что действующим законодательством обязанность электросетевой организации оплачивать денежные средства за обременение участков охранными зонами ЛЭП, не предусмотрено, признал, что бремя содержания земельного участка, в том числе в части, обремененной наличием охранных зон ЛЭП, лежит на собственнике участка. Руководствуясь статьями 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав также необоснованным расчет цены иска исходя из расчета уплаченного земельного налога относительно площади санитарно-защитной зоны ЛЭП, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Автор рассматривает особенности земельных участков, предоставленных для пользования недрами, обусловленные, в частности, экологическими и инфраструктурными факторами. Делается вывод об ограниченных возможностях использования при их оценке в качестве аналогов участков иного назначения. Предлагает изменить подход к индивидуальной и массовой оценке этой группы объектов, что позволит избежать принципиальных различий в подходах регионов к установлению базы по земельному налогу и арендной плате за такие земельные участки.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Автор рассматривает особенности земельных участков, предоставленных для пользования недрами, обусловленные, в частности, экологическими и инфраструктурными факторами. Делается вывод об ограниченных возможностях использования при их оценке в качестве аналогов участков иного назначения. Предлагает изменить подход к индивидуальной и массовой оценке этой группы объектов, что позволит избежать принципиальных различий в подходах регионов к установлению базы по земельному налогу и арендной плате за такие земельные участки.
Нормативные акты
Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и физическим лицам.
Письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 N 12-349
(ред. от 25.04.1996)
"О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений"площадь, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, выносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
(ред. от 25.04.1996)
"О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений"площадь, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, выносимых с отводимых земель или с земель санитарной (охранной) или защитной зоны;
Вопрос: Постановлением администрации муниципального образования организации установлена величина санитарно-защитной зоны от производственных объектов. Вид пользования данным земельным участком в постановлении не определен. Должна ли организация уплачивать земельный налог за земельный участок под санитарно-защитной зоной?
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 38)"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 38
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 38)"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 38
Вопрос: В связи с исчислением с 01.01.2006 земельного налога по нормам гл. 31 НК РФ просим разъяснить, облагаются ли земельным налогом площади земельных участков, занятых санитарно-защитными зонами объектов.
(Консультация эксперта, 2006)Вопрос: В связи с исчислением с 01.01.2006 земельного налога по нормам гл. 31 НК РФ просим разъяснить, облагаются ли земельным налогом площади земельных участков, занятых санитарно-защитными зонами объектов.
(Консультация эксперта, 2006)Вопрос: В связи с исчислением с 01.01.2006 земельного налога по нормам гл. 31 НК РФ просим разъяснить, облагаются ли земельным налогом площади земельных участков, занятых санитарно-защитными зонами объектов.
Вопрос: Уплачивается ли земельный налог за земельные участки, занятые санитарно-защитными зонами промышленных объектов?
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49)"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, 2004
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 49)"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 49, 2004
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 24.06.2004 N 03-05-10/75 "По вопросу применения в 2004 году коэффициента индексации к ставкам земельного налога"
(Голубева Н.В.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 11)Рассмотрим, применяется ли в соответствии с Письмом Минфина России от 24.06.2004 коэффициент индексации 1,1 в 2004 г. к землям промышленности, расположенным за пределами населенных пунктов. К землям промышленности относятся земли, расположенные за чертой поселений и используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В составе земель промышленности самый большой удельный вес (по территориальному пространству) имеют территории, находящиеся в государственной федеральной собственности (земли обороны, безопасности, земли федерального железнодорожного, автомобильного транспорта, земли промышленных и энергетических предприятий, земли, обеспечивающие космическую деятельность). В составе земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов имеются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны, например промышленных объектов, подлежат налогообложению. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), земли транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, определенных в соответствии с Приложением N 2 (таблица 1) к Закону N 1738-1 для поселений численностью до 20 тыс. человек. Поскольку в Письме Минфина России от 24.06.2004 содержится положение о неприменении коэффициента 1,1 к землям сельскохозяйственных угодий, приведенным в ст.5 Закона N 1738-1, то в 2004 г. к ставкам налога за земли промышленности применяется коэффициент индексации - 1,1.
(Голубева Н.В.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 11)Рассмотрим, применяется ли в соответствии с Письмом Минфина России от 24.06.2004 коэффициент индексации 1,1 в 2004 г. к землям промышленности, расположенным за пределами населенных пунктов. К землям промышленности относятся земли, расположенные за чертой поселений и используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В составе земель промышленности самый большой удельный вес (по территориальному пространству) имеют территории, находящиеся в государственной федеральной собственности (земли обороны, безопасности, земли федерального железнодорожного, автомобильного транспорта, земли промышленных и энергетических предприятий, земли, обеспечивающие космическую деятельность). В составе земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов имеются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны, например промышленных объектов, подлежат налогообложению. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), земли транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, определенных в соответствии с Приложением N 2 (таблица 1) к Закону N 1738-1 для поселений численностью до 20 тыс. человек. Поскольку в Письме Минфина России от 24.06.2004 содержится положение о неприменении коэффициента 1,1 к землям сельскохозяйственных угодий, приведенным в ст.5 Закона N 1738-1, то в 2004 г. к ставкам налога за земли промышленности применяется коэффициент индексации - 1,1.
Вопрос: Признается ли организация плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной?
(Письмо Минфина РФ от 01.08.2007 N 03-05-06-02/88)Вопрос: Признается ли организация плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной?
(Письмо Минфина РФ от 01.08.2007 N 03-05-06-02/88)Вопрос: Признается ли организация плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной?
Вопрос: В каком порядке уплачивается земельный налог за земельные участки, занятые санитарно-защитными зонами промышленных объектов?
("Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 4)"Бухгалтерия в вопросах и ответах", N 4, 2004
("Бухгалтерия в вопросах и ответах", 2004, N 4)"Бухгалтерия в вопросах и ответах", N 4, 2004
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением имущественных налогов (за 2-е полугодие 2007 г.)"
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Пункт 2 статьи 389 НК РФ не устанавливает, что земли, представляющие из себя санитарно-защитные зоны, освобождаются от налогообложения земельным налогом.
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)Пункт 2 статьи 389 НК РФ не устанавливает, что земли, представляющие из себя санитарно-защитные зоны, освобождаются от налогообложения земельным налогом.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
(постатейный)
(Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Так, Б. обратилась в суд с иском к администрации К-го муниципального района, требуя обязать ответчика изъять для муниципальных нужд земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, взыскав в ее пользу рыночную стоимость указанного земельного участка, расположенного на нем объекта незавершенного строительства, а также сумму уплаченного земельного налога. В обоснование исковых требований указала, что приобрела спорный участок для строительства жилого дома, однако в результате действий ответчика в настоящее время земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны кладбища, где строительство жилых домов недопустимо.
(постатейный)
(Грачев Р.Ю., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)Так, Б. обратилась в суд с иском к администрации К-го муниципального района, требуя обязать ответчика изъять для муниципальных нужд земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, взыскав в ее пользу рыночную стоимость указанного земельного участка, расположенного на нем объекта незавершенного строительства, а также сумму уплаченного земельного налога. В обоснование исковых требований указала, что приобрела спорный участок для строительства жилого дома, однако в результате действий ответчика в настоящее время земельный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны кладбища, где строительство жилых домов недопустимо.
Статья: Благоустройство территории промышленного предприятия
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)Еще один важный нюанс связан с исчислением земельного налога. Площадь санитарно-защитной зоны предприятия бухгалтеру необходимо учитывать при его расчете. Правда, только в том случае, если границы СЗЗ установлены соответствующими документами. Иначе предприятие может избежать обязанности уплаты земельного налога. Данный вывод подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС ВСО от 02.11.2006 N А19-10767/06-50-Ф02-5737/06-С1, ФАС ЗСО от 11.12.2006 N Ф04-8060/2006(29109-А27-33), от 01.11.2006 N Ф04-7388/2006(28151-А27-37) и др.).
(Кошкина Т.Ю.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1)Еще один важный нюанс связан с исчислением земельного налога. Площадь санитарно-защитной зоны предприятия бухгалтеру необходимо учитывать при его расчете. Правда, только в том случае, если границы СЗЗ установлены соответствующими документами. Иначе предприятие может избежать обязанности уплаты земельного налога. Данный вывод подтверждает арбитражная практика (Постановления ФАС ВСО от 02.11.2006 N А19-10767/06-50-Ф02-5737/06-С1, ФАС ЗСО от 11.12.2006 N Ф04-8060/2006(29109-А27-33), от 01.11.2006 N Ф04-7388/2006(28151-А27-37) и др.).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)так, Постановлением главы администрации города Волжского Волгоградской области от 10 апреля 2003 г. N 1394 "О предоставлении льгот предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды" предусмотрено для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды путем создания специального производства по переработке отработанных автомобильных шин и неармированных резинотехнических изделий, как составной части областной системы безопасного обращения с отходами производства и потребления, установить арендную плату в размере величины земельного налога с коэффициентом 0,3 за земельные участки, отведенные под территории санитарно-защитных зон;
(постатейный)
(под ред. А.П. Анисимова)
("Деловой двор", 2010)так, Постановлением главы администрации города Волжского Волгоградской области от 10 апреля 2003 г. N 1394 "О предоставлении льгот предприятиям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды" предусмотрено для предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в целях охраны окружающей среды путем создания специального производства по переработке отработанных автомобильных шин и неармированных резинотехнических изделий, как составной части областной системы безопасного обращения с отходами производства и потребления, установить арендную плату в размере величины земельного налога с коэффициентом 0,3 за земельные участки, отведенные под территории санитарно-защитных зон;