Санитарно-эпидемиологическое законодательство
Подборка наиболее важных документов по запросу Санитарно-эпидемиологическое законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Понятие медицинских отходов и порядок их обращения, учитывая особенности этих объектов гражданских прав (опасность для здоровья населения и окружающей среды), регулируются преимущественно медицинским и санитарно-эпидемиологическим законодательством, а не экологическим; совершение сделок по обращению с отходами и возмещение ущерба подпадает под действие гражданского законодательства, в то время как установление государственных ограничений, таких как лицензирование деятельности, является предметом административно-правового регулирования.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Понятие медицинских отходов и порядок их обращения, учитывая особенности этих объектов гражданских прав (опасность для здоровья населения и окружающей среды), регулируются преимущественно медицинским и санитарно-эпидемиологическим законодательством, а не экологическим; совершение сделок по обращению с отходами и возмещение ущерба подпадает под действие гражданского законодательства, в то время как установление государственных ограничений, таких как лицензирование деятельности, является предметом административно-правового регулирования.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(ред. от 04.11.2025)Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Ситуация: Что делать, если в результате ремонта соседи нарушили шумоизоляцию пола?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также для привлечения соседей к административной ответственности вы можете обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ. В качестве доказательства нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений представьте отчет, выданный специализированной аккредитованной организацией (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также для привлечения соседей к административной ответственности вы можете обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ. В качестве доказательства нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и (или) санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений представьте отчет, выданный специализированной аккредитованной организацией (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4, ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования, направленные на охрану водных объектов от негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов, содержатся также в нормах санитарно-эпидемиологического законодательства, которым предусмотрено государственное санитарно-эпидемиологические нормирование в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания <1>. Результатами такого нормирования в том числе являются установленные предельно допустимые концентрации пестицидов в воде водных объектов, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатываются нормативы допустимого воздействия на водные объекты и нормативы допустимых сбросов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Требования, направленные на охрану водных объектов от негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов, содержатся также в нормах санитарно-эпидемиологического законодательства, которым предусмотрено государственное санитарно-эпидемиологические нормирование в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания <1>. Результатами такого нормирования в том числе являются установленные предельно допустимые концентрации пестицидов в воде водных объектов, в соответствии с которыми в дальнейшем разрабатываются нормативы допустимого воздействия на водные объекты и нормативы допустимых сбросов.
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Работодателю может грозить ответственность (штраф) за неисполнение требований, связанных с обязательной вакцинацией сотрудников. Так, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ст. 6.3 КоАП РФ. В частности, штраф для юрлица может составлять по ч. 1 данной статьи - от 10 000 до 20 000 руб., по ч. 2 (например, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)) - от 200 000 до 500 000 руб. А если действия, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, то в соответствии с ч. 3 данной нормы штраф может составить от 500 000 до 1 000 000 руб.
(КонсультантПлюс, 2023)Работодателю может грозить ответственность (штраф) за неисполнение требований, связанных с обязательной вакцинацией сотрудников. Так, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ст. 6.3 КоАП РФ. В частности, штраф для юрлица может составлять по ч. 1 данной статьи - от 10 000 до 20 000 руб., по ч. 2 (например, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)) - от 200 000 до 500 000 руб. А если действия, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, то в соответствии с ч. 3 данной нормы штраф может составить от 500 000 до 1 000 000 руб.
Статья: Судебное административное понуждение к исполнению предписаний контрольно-надзорных органов: анализ правоприменительной практики и проблемы законодательного регулирования
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)2) судебные дела по искам органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора для обеспечения исполнения различных видов предписаний, в том числе об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований <16>, подаваемым в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <17>, согласно которому установлено право "предъявлять иски в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства". Применяя некорректно данную норму, контрольно-надзорные органы обращаются в суды общей юрисдикции и арбитражный суд с исками различной формулировки, чтобы понудить к исполнению предписаний, а суды удовлетворяют заявленные требования. Например, иск о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений, указанных в ранее выданном предписании, удовлетворяется, и суд принимает решение о понуждении к исполнению обязанности по их устранению <18>; иск о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений, указанных в ранее выданном предписании, удовлетворяется, и суд принимает решение о присуждении к исполнению обязанности по устранению данных нарушений <19>, иск о понуждении к совершению действий, связанных с устранением нарушений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворяется, и суд принимает решение согласно заявленному требованию <20>, и др. В юридической литературе, по мнению ученых, анализирующих складывающуюся судебную практику по данной категории судебных дел, поднимается данная проблемная ситуация и делается вывод о том, что "суд формально (чтобы обойти ограничение прав контрольно-надзорных органов на подачу заявления о понуждении к исполнению предписаний) подменяет формулировку на понуждение к исполнению требований, указанных в предписании" <21>.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)2) судебные дела по искам органов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора для обеспечения исполнения различных видов предписаний, в том числе об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований <16>, подаваемым в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <17>, согласно которому установлено право "предъявлять иски в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства". Применяя некорректно данную норму, контрольно-надзорные органы обращаются в суды общей юрисдикции и арбитражный суд с исками различной формулировки, чтобы понудить к исполнению предписаний, а суды удовлетворяют заявленные требования. Например, иск о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений, указанных в ранее выданном предписании, удовлетворяется, и суд принимает решение о понуждении к исполнению обязанности по их устранению <18>; иск о понуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений, указанных в ранее выданном предписании, удовлетворяется, и суд принимает решение о присуждении к исполнению обязанности по устранению данных нарушений <19>, иск о понуждении к совершению действий, связанных с устранением нарушений в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворяется, и суд принимает решение согласно заявленному требованию <20>, и др. В юридической литературе, по мнению ученых, анализирующих складывающуюся судебную практику по данной категории судебных дел, поднимается данная проблемная ситуация и делается вывод о том, что "суд формально (чтобы обойти ограничение прав контрольно-надзорных органов на подачу заявления о понуждении к исполнению предписаний) подменяет формулировку на понуждение к исполнению требований, указанных в предписании" <21>.
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В результате были выявлены многочисленные нарушения требований трудового, противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В штате организации не было работников, осуществляющих уход за постояльцами, меры по антитеррористической защищенности объекта руководство не принимало, правила и нормы к организации питания граждан, к размещению маломобильных лиц не соблюдались, не было пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения и др.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)В результате были выявлены многочисленные нарушения требований трудового, противопожарного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В штате организации не было работников, осуществляющих уход за постояльцами, меры по антитеррористической защищенности объекта руководство не принимало, правила и нормы к организации питания граждан, к размещению маломобильных лиц не соблюдались, не было пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения и др.
Ситуация: Кто несет обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок (мест накопления ТКО)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время обязанность по созданию мест накопления ТКО может быть возложена на орган местного самоуправления, если решение о создании места накопления ТКО собственниками помещений не принималось, а также если отсутствует возможность обустроить на земельном участке место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям законодательства (в частности, санитарно-эпидемиологическим) и правилам благоустройства муниципального образования (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; п. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ; п. 2 Правил N 1039; п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В то же время обязанность по созданию мест накопления ТКО может быть возложена на орган местного самоуправления, если решение о создании места накопления ТКО собственниками помещений не принималось, а также если отсутствует возможность обустроить на земельном участке место накопления ТКО, соответствующее установленным требованиям законодательства (в частности, санитарно-эпидемиологическим) и правилам благоустройства муниципального образования (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ; п. 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ; п. 2 Правил N 1039; п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
Ситуация: Что делать, если шумят соседи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, уровень шума в жилых помещениях должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, поэтому административным законодательством РФ предусмотрена ответственность за правонарушения (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4 КоАП РФ; ст. 23 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, уровень шума в жилых помещениях должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, поэтому административным законодательством РФ предусмотрена ответственность за правонарушения (ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.4 КоАП РФ; ст. 23 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ):
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- различное законодательное регулирование: контроль атмосферного воздуха регулируется санитарно-эпидемиологическим законодательством, контроль промышленных выбросов регулируется воздухоохранным законодательством;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- различное законодательное регулирование: контроль атмосферного воздуха регулируется санитарно-эпидемиологическим законодательством, контроль промышленных выбросов регулируется воздухоохранным законодательством;