Самозанятые пенсионные отчисления
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые пенсионные отчисления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Самозанятым разрешили не отчитываться в органах статистики
(Третьяков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 4)Социальный фонд России. Социальный фонд владеет информацией о трудовой истории граждан, а также об уплате ими страховых взносов - если самозанятый добровольно платит взносы за себя. Это помогает Росстату оценивать, сколько самозанятых думают о пенсии и готовы делать отчисления.
(Третьяков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 4)Социальный фонд России. Социальный фонд владеет информацией о трудовой истории граждан, а также об уплате ими страховых взносов - если самозанятый добровольно платит взносы за себя. Это помогает Росстату оценивать, сколько самозанятых думают о пенсии и готовы делать отчисления.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал и риски
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
(Солодимова Т.Ю., Иванова О.Е.)
("Финансы", 2024, N 6)Что касается самозанятых, то им следует, прежде всего для себя, решить, с какой целью они стали плательщиками НПД: чтобы работать по найму (им предложили сначала зарегистрироваться в качестве самозанятых) или самостоятельно осуществлять свою деятельность, направленную на получение прибыли. И если плательщик вынужденно стал самозанятым, то ему необходимо понимать, что никаких отчислений в фонд пенсионного и социального страхования со стороны дающего работу не будет, впрочем, как оплаты и отпусков и больничных.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Постановлением от 24 февраля 1998 года положения пунктов "б" и "в" статьи 1 данного Федерального закона, устанавливавшие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и трудовыми пенсиями, в настоящее время практически одинаковыми для всех плательщиков страховых взносов; указанный тариф этим требованиям не отвечает, так как правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) для разных категорий плательщиков страховых взносов оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование: при прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие самозанятые граждане, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов"Постановлением от 24 февраля 1998 года положения пунктов "б" и "в" статьи 1 данного Федерального закона, устанавливавшие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и трудовыми пенсиями, в настоящее время практически одинаковыми для всех плательщиков страховых взносов; указанный тариф этим требованиям не отвечает, так как правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) для разных категорий плательщиков страховых взносов оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование: при прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие самозанятые граждане, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов"Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, в настоящее время практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечает. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей.
Статья: Показатели бюджета, основные налоги и налоговый контроль во Франции
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Еще одной особенностью налоговой системы Франции являются обязательные отчисления в социальные фонды [7]. Для примера: установлена ставка взносов на медицинское страхование в 19,4% от оплаты труда, при этом 2/3 суммы выплачивает сотрудник, остальную часть отчислений переводит работодатель. Наниматель перечисляет 8,2% на пенсионные взносы, а служащий - 6,55% от заработной платы. Граждане свободных профессий (самозанятые) обязаны выплачивать 16,35% в полном объеме <15>.
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)Еще одной особенностью налоговой системы Франции являются обязательные отчисления в социальные фонды [7]. Для примера: установлена ставка взносов на медицинское страхование в 19,4% от оплаты труда, при этом 2/3 суммы выплачивает сотрудник, остальную часть отчислений переводит работодатель. Наниматель перечисляет 8,2% на пенсионные взносы, а служащий - 6,55% от заработной платы. Граждане свободных профессий (самозанятые) обязаны выплачивать 16,35% в полном объеме <15>.
Статья: О развитии накопительного компонента пенсионной системы России
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Отчисления в социальные фонды, в случае незаинтересованности работников, оказываются труднодоступными для учета и могут сокращаться. В ответ на это государство устанавливает для соответствующих видов деятельности льготные ставки социальных платежей. По разным причинам растет количество отраслей, страховые взносы в которых далеки от необходимых для покрытия возникающих в будущем затрат на пенсионное обеспечение (самозанятые, списки 1 и 2, "малые" списки, врачи и учителя, территории опережающего развития, Сколково, Крым, Владивосток, Калининград, отрасль IT и т.д.). Так что введение льготных ставок вряд ли может быть признано адекватным: они приводят к тому, что поступления в разы меньше того, что требуется для обеспечения минимальных выплат соответствующим категориям работников.
(Козлов Н.Б.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, NN 3, 4)Отчисления в социальные фонды, в случае незаинтересованности работников, оказываются труднодоступными для учета и могут сокращаться. В ответ на это государство устанавливает для соответствующих видов деятельности льготные ставки социальных платежей. По разным причинам растет количество отраслей, страховые взносы в которых далеки от необходимых для покрытия возникающих в будущем затрат на пенсионное обеспечение (самозанятые, списки 1 и 2, "малые" списки, врачи и учителя, территории опережающего развития, Сколково, Крым, Владивосток, Калининград, отрасль IT и т.д.). Так что введение льготных ставок вряд ли может быть признано адекватным: они приводят к тому, что поступления в разы меньше того, что требуется для обеспечения минимальных выплат соответствующим категориям работников.
Статья: Налог на профессиональный доход в России и за рубежом: особенности правового регулирования
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)Анализируя зарубежный опыт, можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах данного режима в России. В частности, положительным является наличие самого специального режима, который строго устанавливает основные характеристики налога на профессиональный доход и порядок его уплаты, величину получаемых доходов и ставки налога для физических и юридических лиц. Помимо прочего, в России самозанятые граждане, которые уплачивают НПД, вправе самостоятельно выбирать необходимость отчислений в фонды страхования и в Пенсионный фонд РФ. Также отсутствует необходимость лицензирования деятельности.
(Лукьянов К.Ю.)
("Юрист", 2023, N 4)Анализируя зарубежный опыт, можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах данного режима в России. В частности, положительным является наличие самого специального режима, который строго устанавливает основные характеристики налога на профессиональный доход и порядок его уплаты, величину получаемых доходов и ставки налога для физических и юридических лиц. Помимо прочего, в России самозанятые граждане, которые уплачивают НПД, вправе самостоятельно выбирать необходимость отчислений в фонды страхования и в Пенсионный фонд РФ. Также отсутствует необходимость лицензирования деятельности.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Относительно взносов с адвокатов Конституционный Суд РФ разъяснил, что правовое регулирование, предоставляющее самозанятым возможность формировать свои пенсионные права независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Относительно взносов с адвокатов Конституционный Суд РФ разъяснил, что правовое регулирование, предоставляющее самозанятым возможность формировать свои пенсионные права независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а поэтому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Принципы справедливости и равенства требуют не только соразмерности (нечрезмерности) тарифов страховых взносов заработку (доходу) плательщика, что может обеспечиваться введением пропорциональных тарифов, но и соотносимости между тарифами и размерами пенсий, на момент вынесения определения практически одинаковыми для разных категорий плательщиков страховых взносов. Этим требованиям оспариваемый заявителями тариф страховых взносов не отвечал. Правовое регулирование, избранное законодателем в данном случае, привело к тому, что равное право на трудовую пенсию (ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ) для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями на его финансирование. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в ПФР значительно большую часть своего дохода, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов работодателей <22>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такое положение представляется несправедливым по отношению к тем гражданам, которые своим трудом создавали финансовую основу своего пенсионного обеспечения, в отличие от тех, кто не принимал в этом никакого участия, но тем не менее приобрел право на пенсию от государства. Кроме того, размеры социальной и страховой пенсий по старости у подавляющего большинства пенсионеров одинаковые за счет доплат к социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ. В результате страховые отчисления для работающих по трудовому договору граждан не дают никаких преимуществ перед самозанятыми и лицами свободных профессий, которые не оформили никакого статуса.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Такое положение представляется несправедливым по отношению к тем гражданам, которые своим трудом создавали финансовую основу своего пенсионного обеспечения, в отличие от тех, кто не принимал в этом никакого участия, но тем не менее приобрел право на пенсию от государства. Кроме того, размеры социальной и страховой пенсий по старости у подавляющего большинства пенсионеров одинаковые за счет доплат к социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ. В результате страховые отчисления для работающих по трудовому договору граждан не дают никаких преимуществ перед самозанятыми и лицами свободных профессий, которые не оформили никакого статуса.
Статья: Актуальные правовые аспекты деятельности самозанятых граждан
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В части уплаты страховых взносов в сфере обязательного пенсионного страхования законодатель устанавливает добровольные основы для граждан, получающих доход от самостоятельной занятости, что закреплено в ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ <4>. Анализируя законодательно закрепленные добровольные основы по уплате страховых взносов, с одной стороны, видим положительный момент в части минимизации расходов самозанятых граждан, но, с другой стороны, бремя по распределению пенсионных платежей ляжет на граждан, исправно уплачивающих отчисления по обязательному пенсионному страхованию.
(Ефимова Е.О.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В части уплаты страховых взносов в сфере обязательного пенсионного страхования законодатель устанавливает добровольные основы для граждан, получающих доход от самостоятельной занятости, что закреплено в ст. 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ <4>. Анализируя законодательно закрепленные добровольные основы по уплате страховых взносов, с одной стороны, видим положительный момент в части минимизации расходов самозанятых граждан, но, с другой стороны, бремя по распределению пенсионных платежей ляжет на граждан, исправно уплачивающих отчисления по обязательному пенсионному страхованию.
Статья: Проблемные аспекты распространения специального налогового режима: налогово-правовые критерии
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)3. Отсутствие возможности накопления трудового стажа. Данная причина связана с необязательностью отчисления страховых взносов в различные фонды. Самозанятые граждане имеют возможность самостоятельно определять размер начислений и направлять их в соответствующие фонды, однако при этом как такового начисления трудового стажа не происходит. Таким образом, для граждан, полагающихся на будущее пенсионное обеспечение, выбор режима самозанятости не актуален.
(Лукьянов К.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 2)3. Отсутствие возможности накопления трудового стажа. Данная причина связана с необязательностью отчисления страховых взносов в различные фонды. Самозанятые граждане имеют возможность самостоятельно определять размер начислений и направлять их в соответствующие фонды, однако при этом как такового начисления трудового стажа не происходит. Таким образом, для граждан, полагающихся на будущее пенсионное обеспечение, выбор режима самозанятости не актуален.
Статья: Права граждан в сфере труда и занятости в Российской Федерации: современное прочтение
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)Наконец, изменяются и организационные основы труда в контексте применения цифровых сервисов и развития технологий. Так, в одном из недавних докладов МОТ, посвященном цифровым сервисам в сфере труда, отмечено, что существует экспоненциальный рост как цифровых платформ занятости, так и доли занятых в них <16>. В докладе отмечается, что цифровые платформы труда снижают ранее существовавшие различия между трудоустройством и самозанятостью. При этом количество привлеченных к труду на указанных платформах лиц постоянно увеличивается, а формат деятельности подобных платформ становится экстерриториальным (либо полностью, когда услуги выполняются дистанционно, либо частично, когда оказание услуг привязано к какой-либо местности). По подсчетам экспертов МОТ, у платформенных работников до 30% затраченного времени не оплачивается, а количество рабочих часов в неделю достигает 80. Ситуация отягощается и тем, что место платформенных работников в современной системе нормативного регулирования пока не определено в должной мере, что угрожает осуществлению ими прав и свобод и требует активного включения государства в регулятивную деятельность. В Российской Федерации отношение к "платформенным работникам" выстраивается на основе гражданско-правового подхода, однако истинное место соответствующей формы занятости в системе общественных отношений до сих пор не найдено, что порождает проблемы на будущее в части социальной защиты соответствующих лиц. При сохранении существующих тенденций регулирования и продолжении восприятия "платформенных работников" как "самозанятых" бремя их социального обеспечения будет возложено на иных участников системы социального и пенсионного страхования вместо того, чтобы на законодательном уровне обязать соответствующие цифровые платформы и их собственников платить соответствующие отчисления.
(Осетров С.А.)
("Российский судья", 2025, N 10)Наконец, изменяются и организационные основы труда в контексте применения цифровых сервисов и развития технологий. Так, в одном из недавних докладов МОТ, посвященном цифровым сервисам в сфере труда, отмечено, что существует экспоненциальный рост как цифровых платформ занятости, так и доли занятых в них <16>. В докладе отмечается, что цифровые платформы труда снижают ранее существовавшие различия между трудоустройством и самозанятостью. При этом количество привлеченных к труду на указанных платформах лиц постоянно увеличивается, а формат деятельности подобных платформ становится экстерриториальным (либо полностью, когда услуги выполняются дистанционно, либо частично, когда оказание услуг привязано к какой-либо местности). По подсчетам экспертов МОТ, у платформенных работников до 30% затраченного времени не оплачивается, а количество рабочих часов в неделю достигает 80. Ситуация отягощается и тем, что место платформенных работников в современной системе нормативного регулирования пока не определено в должной мере, что угрожает осуществлению ими прав и свобод и требует активного включения государства в регулятивную деятельность. В Российской Федерации отношение к "платформенным работникам" выстраивается на основе гражданско-правового подхода, однако истинное место соответствующей формы занятости в системе общественных отношений до сих пор не найдено, что порождает проблемы на будущее в части социальной защиты соответствующих лиц. При сохранении существующих тенденций регулирования и продолжении восприятия "платформенных работников" как "самозанятых" бремя их социального обеспечения будет возложено на иных участников системы социального и пенсионного страхования вместо того, чтобы на законодательном уровне обязать соответствующие цифровые платформы и их собственников платить соответствующие отчисления.
Статья: Самозанятые граждане: понятие и правовое регулирование
(Малинина Л.Ю.)
("Юрист", 2021, N 3)В ходе действия эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход возникают вопросы по его применению, к примеру, относится ли оказание услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд к профессиональной или предпринимательской деятельности, почему лица, осуществляющие профессиональную деятельность (частную практику) (нотариусы, адвокаты и т.д.), по сути, исключаются из числа налогоплательщиков, хотя налог "на профессиональный доход", насколько оправданным является то, что с налога не предусмотрены отчисления в Пенсионный фонд России. Представляется, что эти и другие вопросы, связанные с установлением и взиманием налога на профессиональный доход, должны быть разрешены в ходе эксперимента.
(Малинина Л.Ю.)
("Юрист", 2021, N 3)В ходе действия эксперимента по взиманию налога на профессиональный доход возникают вопросы по его применению, к примеру, относится ли оказание услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд к профессиональной или предпринимательской деятельности, почему лица, осуществляющие профессиональную деятельность (частную практику) (нотариусы, адвокаты и т.д.), по сути, исключаются из числа налогоплательщиков, хотя налог "на профессиональный доход", насколько оправданным является то, что с налога не предусмотрены отчисления в Пенсионный фонд России. Представляется, что эти и другие вопросы, связанные с установлением и взиманием налога на профессиональный доход, должны быть разрешены в ходе эксперимента.