Самозанятые охрана труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые охрана труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Самозанятые не были интегрированы в штат организации, не располагали постоянным рабочим местом и не подчинялись внутренним нормативным актам работодателя относительно охраны труда и дисциплины. Процесс труда не организовывался и не регулировался обществом. Отсутствие признака организации труда работодателем подтверждает гражданско-правовую природу спорных отношений.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Самозанятые не были интегрированы в штат организации, не располагали постоянным рабочим местом и не подчинялись внутренним нормативным актам работодателя относительно охраны труда и дисциплины. Процесс труда не организовывался и не регулировался обществом. Отсутствие признака организации труда работодателем подтверждает гражданско-правовую природу спорных отношений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Суммируя вышесказанное, следует признать приобретение статуса самозанятого лица формой реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, отметить незавершенность норм о его правовом положении (по сути, в настоящее время урегулировано положение самозанятого с точки зрения налогового законодательства и нет определенности в части отнесения (либо неотнесения) его к субъектам предпринимательской деятельности) и высказать уверенность в необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемой формы занятости. Сформированная на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ дихотомия в определении форм реализации гражданами своих способностей к труду должна в этой связи быть дополнена особыми нормами о самозанятых, которых нельзя в полной мере отнести ни к работникам, ни к субъектам предпринимательской деятельности. Им необходим свой статус, основанный на разделении социальных рисков совместно с заказчиком его труда, который законодателю только предстоит сформировать. В отсутствие такого статуса самозанятые пополняют ряды прекаризованных лиц, находящихся в секторе нестандартной занятости <41>, не получая равноценного социального обеспечения при применении своих способностей к труду. Особенно уязвимой сферой при применении труда самозанятых следует признать сферу охраны труда. Не будучи субъектом трудовых отношений, при которых ответственность за организацию безопасных условий труда возлагается на работодателя, самозанятый должен самостоятельно позаботиться об этой стороне своего труда. В ситуации причинения ему вреда спор между самозанятым и заказчиком его услуг при сохранении текущего регулирования должен будет рассматриваться по правилам гражданского законодательства (ст. 1069 ГК РФ). При этом самозанятый не является лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не может им стать даже по собственной инициативе. В качестве временной меры (до внесения изменений в законодательство в целях комплексного регулирования самозанятости именно как формы занятости) можно было бы предложить обращение самозанятого в частную страховую организацию, однако, учитывая в целом невысокий доход, получаемый самозанятыми, маловероятно, что этот способ будет востребованным. В этой связи следует поддержать позицию Н.Л. Лютова, в равной степени относящуюся ко всем формам нетипичной занятости (включая и самозанятость): "Модификация российского законодательства в сфере нетипичных форм занятости допустима... исключительно в сторону установления правовых механизмов, выводящих фактически существующие нетипичные формы занятости из неформального сектора и в равной степени учитывающих интересы обеих сторон трудовых отношений" <42>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Суммируя вышесказанное, следует признать приобретение статуса самозанятого лица формой реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, отметить незавершенность норм о его правовом положении (по сути, в настоящее время урегулировано положение самозанятого с точки зрения налогового законодательства и нет определенности в части отнесения (либо неотнесения) его к субъектам предпринимательской деятельности) и высказать уверенность в необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемой формы занятости. Сформированная на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ дихотомия в определении форм реализации гражданами своих способностей к труду должна в этой связи быть дополнена особыми нормами о самозанятых, которых нельзя в полной мере отнести ни к работникам, ни к субъектам предпринимательской деятельности. Им необходим свой статус, основанный на разделении социальных рисков совместно с заказчиком его труда, который законодателю только предстоит сформировать. В отсутствие такого статуса самозанятые пополняют ряды прекаризованных лиц, находящихся в секторе нестандартной занятости <41>, не получая равноценного социального обеспечения при применении своих способностей к труду. Особенно уязвимой сферой при применении труда самозанятых следует признать сферу охраны труда. Не будучи субъектом трудовых отношений, при которых ответственность за организацию безопасных условий труда возлагается на работодателя, самозанятый должен самостоятельно позаботиться об этой стороне своего труда. В ситуации причинения ему вреда спор между самозанятым и заказчиком его услуг при сохранении текущего регулирования должен будет рассматриваться по правилам гражданского законодательства (ст. 1069 ГК РФ). При этом самозанятый не является лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не может им стать даже по собственной инициативе. В качестве временной меры (до внесения изменений в законодательство в целях комплексного регулирования самозанятости именно как формы занятости) можно было бы предложить обращение самозанятого в частную страховую организацию, однако, учитывая в целом невысокий доход, получаемый самозанятыми, маловероятно, что этот способ будет востребованным. В этой связи следует поддержать позицию Н.Л. Лютова, в равной степени относящуюся ко всем формам нетипичной занятости (включая и самозанятость): "Модификация российского законодательства в сфере нетипичных форм занятости допустима... исключительно в сторону установления правовых механизмов, выводящих фактически существующие нетипичные формы занятости из неформального сектора и в равной степени учитывающих интересы обеих сторон трудовых отношений" <42>.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Выступая на Всероссийской неделе охраны труда, вице-премьер Т. Голикова сказала, что в законодательстве появятся правила охраны труда для самозанятых, над разработкой которых сейчас работает правительство <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Выступая на Всероссийской неделе охраны труда, вице-премьер Т. Голикова сказала, что в законодательстве появятся правила охраны труда для самозанятых, над разработкой которых сейчас работает правительство <1>.
Статья: Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Так, в итальянском Законе от 22 мая 2017 г. N 81/2017 "Меры по защите непредпринимательской самозанятости и меры, направленные на содействие гибкости определения времени и места подчиненной работы" <30> установлены особенности непредпринимательской самозанятости, которая обладает признаками подчиненной занятости ввиду "личного, непрерывного рабочего сотрудничества, методы выполнения которого организуются клиентом, в том числе с привязкой к времени и месту работы" <31>: определены нечестные условия договоров самозанятых с клиентами и случаи нечестного поведения, усилено социальное обеспечение самозанятых, обеспечен доступ к текущему обучению, конкретизированы правила охраны труда.
(Головина С.Ю., Серова А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 8)Так, в итальянском Законе от 22 мая 2017 г. N 81/2017 "Меры по защите непредпринимательской самозанятости и меры, направленные на содействие гибкости определения времени и места подчиненной работы" <30> установлены особенности непредпринимательской самозанятости, которая обладает признаками подчиненной занятости ввиду "личного, непрерывного рабочего сотрудничества, методы выполнения которого организуются клиентом, в том числе с привязкой к времени и месту работы" <31>: определены нечестные условия договоров самозанятых с клиентами и случаи нечестного поведения, усилено социальное обеспечение самозанятых, обеспечен доступ к текущему обучению, конкретизированы правила охраны труда.
Статья: Применение искусственного интеллекта и связанной с ним робототехники в сфере охраны труда
(Томашевский К.Л., Киямова Д.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В Бразилии предпринимались попытки урегулирования применения технологии ИИ в форме закона. Так, согласно законопроекту (PL) N 2338/2023, регулирующему использование ИИ в Бразилии, принятие которого было запланировано на 2024 г., к системам ИИ высокого уровня риска отнесены, в частности, те из них, которые используются для следующих целей: подбор, отбор, фильтрация, оценка кандидатов, принятие решений о повышении в должности или прекращении договорных отношений, разделение задач, контроль и оценка выполнения и поведения людей, затронутых такими интеллектуальными приложениями ИИ в сфере занятости, управления работниками и доступа к самозанятости. Заметим, что отдельно вопросы безопасности и охраны труда применительно к использованию систем ИИ с высоким уровнем риска в Бразилии не выделены, что является, на наш взгляд, упущением со стороны разработчиков закона.
(Томашевский К.Л., Киямова Д.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)В Бразилии предпринимались попытки урегулирования применения технологии ИИ в форме закона. Так, согласно законопроекту (PL) N 2338/2023, регулирующему использование ИИ в Бразилии, принятие которого было запланировано на 2024 г., к системам ИИ высокого уровня риска отнесены, в частности, те из них, которые используются для следующих целей: подбор, отбор, фильтрация, оценка кандидатов, принятие решений о повышении в должности или прекращении договорных отношений, разделение задач, контроль и оценка выполнения и поведения людей, затронутых такими интеллектуальными приложениями ИИ в сфере занятости, управления работниками и доступа к самозанятости. Заметим, что отдельно вопросы безопасности и охраны труда применительно к использованию систем ИИ с высоким уровнем риска в Бразилии не выделены, что является, на наш взгляд, упущением со стороны разработчиков закона.