Самовольная постройка на муниципальной земле
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольная постройка на муниципальной земле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФПри этом из буквального толкования подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что наличие на земельном участке самовольной постройки, в отношении которой принято решение о ее сносе либо приведении в соответствие с установленными требованиями, является препятствием для его выставления на торги; напротив, наличие решения о сносе самовольной постройки является одним из исключений, позволяющих выставить земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на аукцион."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 45 "Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком" ЗК РФ"Вместе с тем, как следует из системного толкования статей 45 и 46 ЗК РФ и 55.32 ГрК РФ, муниципальный собственник земельного участка вправе как самостоятельно принять решение о сносе самовольной постройки, так и обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд. При этом, одностороннее расторжение договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя в данном случае возможно как при установлении факта возведения на земельном участке самовольной постройки, так и при невыполнении соответствующего решения муниципального органа. Иное толкование данных норм приводит к ситуации, когда обращение в суд с требованиями о сносе самовольной постройки влечет ограничение права муниципального собственника на одностороннее расторжение договора аренды, прямо предусмотренное законом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как могут по ст. 222 ГК РФ снести самовольную постройку
(КонсультантПлюс, 2025)Если в аренду передается государственная или муниципальная земля, то снести находящуюся на ней самовольную постройку должен арендатор за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. Такое условие включается в договор (п. 7.1 ст. 39.8 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в аренду передается государственная или муниципальная земля, то снести находящуюся на ней самовольную постройку должен арендатор за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. Такое условие включается в договор (п. 7.1 ст. 39.8 ЗК РФ).
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Если истец является органом государственного или муниципального контроля (надзора) и одновременно действует от имени обладателя субъективного гражданского права, нарушенного самовольной постройкой (например, администрация муниципального образования, являющегося собственником земельного участка, не предоставленного в установленном порядке для возведения или создания здания, сооружения, другого строения), предъявленный таким органом иск о сносе самовольной постройки (приведении ее в соответствие с установленными параметрами) должен рассматриваться в качестве "частного" требования о защите нарушенного субъективного гражданского права. Иначе наблюдается отступление от принципа равенства участников гражданского правоотношения, поскольку обладатель нарушенного субъективного гражданского права оказывается наделенным по отношению к нарушителю полномочиями, носящими публичный (властный) характер. Представляется, что в подобных случаях орган местного самоуправления не вправе принимать в административном порядке решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Если истец является органом государственного или муниципального контроля (надзора) и одновременно действует от имени обладателя субъективного гражданского права, нарушенного самовольной постройкой (например, администрация муниципального образования, являющегося собственником земельного участка, не предоставленного в установленном порядке для возведения или создания здания, сооружения, другого строения), предъявленный таким органом иск о сносе самовольной постройки (приведении ее в соответствие с установленными параметрами) должен рассматриваться в качестве "частного" требования о защите нарушенного субъективного гражданского права. Иначе наблюдается отступление от принципа равенства участников гражданского правоотношения, поскольку обладатель нарушенного субъективного гражданского права оказывается наделенным по отношению к нарушителю полномочиями, носящими публичный (властный) характер. Представляется, что в подобных случаях орган местного самоуправления не вправе принимать в административном порядке решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
Статья: Снос (приведение в соответствие с установленными требованиями) самовольной постройки в судебном порядке: некоторые вопросы материального и процессуального права
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Если истец является органом государственного или муниципального контроля (надзора) и одновременно действует от имени обладателя субъективного гражданского права, нарушенного самовольной постройкой (например, администрация муниципального образования, являющегося собственником земельного участка, не предоставленного в установленном порядке для возведения или создания здания, сооружения, другого строения), предъявленный таким органом иск о сносе самовольной постройки (приведении ее в соответствие с установленными параметрами) должен рассматриваться в качестве "частного" требования о защите нарушенного субъективного гражданского права. Иначе наблюдается отступление от принципа равенства участников гражданского правоотношения, поскольку обладатель нарушенного субъективного гражданского права оказывается наделенным по отношению к нарушителю полномочиями, носящими публичный (властный) характер. Представляется, что в подобных случаях орган местного самоуправления не вправе принимать в административном порядке решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.
(Груздев В.В., Горбачева Ж.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 8)Если истец является органом государственного или муниципального контроля (надзора) и одновременно действует от имени обладателя субъективного гражданского права, нарушенного самовольной постройкой (например, администрация муниципального образования, являющегося собственником земельного участка, не предоставленного в установленном порядке для возведения или создания здания, сооружения, другого строения), предъявленный таким органом иск о сносе самовольной постройки (приведении ее в соответствие с установленными параметрами) должен рассматриваться в качестве "частного" требования о защите нарушенного субъективного гражданского права. Иначе наблюдается отступление от принципа равенства участников гражданского правоотношения, поскольку обладатель нарушенного субъективного гражданского права оказывается наделенным по отношению к нарушителю полномочиями, носящими публичный (властный) характер. Представляется, что в подобных случаях орган местного самоуправления не вправе принимать в административном порядке решение о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.