Самостоятельный контролируемый выезд
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельный контролируемый выезд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Иммигрант (Организация, ИП, Должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за нарушение иммиграционных правил
(КонсультантПлюс, 2025)постановление в части административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ уже исполнено Иммигрантом
(КонсультантПлюс, 2025)постановление в части административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ уже исполнено Иммигрантом
Важнейшая практика по ст. 4.5 КоАП РФ Признается длящимся правонарушение, которое выражается в уклонении иностранного гражданина (лица без гражданства) от исполнения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нее >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Предполагается, что лицо, в отношении которого введен режим высылки и которое подлежит депортации или административному выдворению (за исключением лиц, в отношении которых принято решение о самостоятельном контролируемом выезде), будет помещено в специально отведенные для этого помещения ОВД без судебного решения на срок до 48 часов. Продление данного периода возможно только после судебного решения, которое позволит судебному приставу-исполнителю контролировать исполнение судебных решений и продолжительность нахождения поднадзорного лица в специальном учреждении.
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Предполагается, что лицо, в отношении которого введен режим высылки и которое подлежит депортации или административному выдворению (за исключением лиц, в отношении которых принято решение о самостоятельном контролируемом выезде), будет помещено в специально отведенные для этого помещения ОВД без судебного решения на срок до 48 часов. Продление данного периода возможно только после судебного решения, которое позволит судебному приставу-исполнителю контролировать исполнение судебных решений и продолжительность нахождения поднадзорного лица в специальном учреждении.
Статья: Правовые и организационные вопросы межведомственного взаимодействия МВД России в сфере миграции
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)4. Сложности при закрытии въезда иностранным гражданам в Российскую Федерацию. Районным судом г. Москвы в адрес иностранного гражданина вынесено постановление за совершение административного правонарушения по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Иностранный гражданин на следующий день после вынесения постановления совершает выезд и въезд на территорию Российской Федерации, получает новую миграционную карту, делает официальную регистрацию и официально устраивается на работу, что приводит к неисполнению постановления суда в части дополнительного наказания в виде выдворения.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 9)4. Сложности при закрытии въезда иностранным гражданам в Российскую Федерацию. Районным судом г. Москвы в адрес иностранного гражданина вынесено постановление за совершение административного правонарушения по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Иностранный гражданин на следующий день после вынесения постановления совершает выезд и въезд на территорию Российской Федерации, получает новую миграционную карту, делает официальную регистрацию и официально устраивается на работу, что приводит к неисполнению постановления суда в части дополнительного наказания в виде выдворения.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)1. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. В целях обеспечения контроля за самостоятельным выездом контролируемого лица за пределы Российской Федерации маршрут следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо изменение маршрута следования контролируемого лица согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического нахождения (пребывания) контролируемого лица.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)13. В целях обеспечения контроля за самостоятельным выездом контролируемого лица за пределы Российской Федерации маршрут следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо изменение маршрута следования контролируемого лица согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического нахождения (пребывания) контролируемого лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Согласно же общей норме ч. 1 ст. 32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Согласно же общей норме ч. 1 ст. 32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы России.
Статья: Роль федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на современном этапе
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 4)МВД России и его территориальными органами за последнее время активно принимаются меры по снижению количества незаконно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, к которым в том числе относятся лица, не исполнившие обязанность по выезду из Российской Федерации в связи с вынесенными в отношении них решениями об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, сокращении срока временного пребывания, аннулировании разрешительных документов на право проживания в Российской Федерации.
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 4)МВД России и его территориальными органами за последнее время активно принимаются меры по снижению количества незаконно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, к которым в том числе относятся лица, не исполнившие обязанность по выезду из Российской Федерации в связи с вынесенными в отношении них решениями об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, сокращении срока временного пребывания, аннулировании разрешительных документов на право проживания в Российской Федерации.
Статья: О перспективной модели правового обеспечения миграционных амнистий в Российской Федерации
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Не подпадали под амнистию иностранные граждане, которым был наложен запрет на въезд в Российскую Федерацию по п. п. 2, 9, 10 ст. 26, а также ст. 27 (все пункты) Федерального закона N 114-ФЗ. К числу таких граждан также относились внесенные в так называемый "черный список" решением судебных органов России, в том числе не исполнившие судебные решения об административном выдворении путем самостоятельного контролируемого выезда.
(Сандугей А.Н.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Не подпадали под амнистию иностранные граждане, которым был наложен запрет на въезд в Российскую Федерацию по п. п. 2, 9, 10 ст. 26, а также ст. 27 (все пункты) Федерального закона N 114-ФЗ. К числу таких граждан также относились внесенные в так называемый "черный список" решением судебных органов России, в том числе не исполнившие судебные решения об административном выдворении путем самостоятельного контролируемого выезда.
Статья: Миграционная политика и актуальность ее реформирования в современной России
(Сальников В.П., Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Поэтому рекомендовано дополнить Кодекс административных нарушений РФ (далее - КоАП РФ) положениями, регламентирующими порядок контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановления об их административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нашей страны.
(Сальников В.П., Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Поэтому рекомендовано дополнить Кодекс административных нарушений РФ (далее - КоАП РФ) положениями, регламентирующими порядок контроля за исполнением иностранными гражданами или лицами без гражданства постановления об их административном выдворении за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из нашей страны.
Статья: О некоторых проблемах правоприменительной практики в сфере миграции в период пандемии коронавируса
(Масюк В.В., Горбунов В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Следует отметить, что с учетом происходящих изменений в криминогенной обстановке, в рамках задач в сфере правоохранительной деятельности по инициативе МВД России 23 сентября 2020 г. были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 580 <4>, позволяющие в отношении иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации, принимать решения о выдворении за пределы Российской Федерации с самостоятельным контролируемым выездом и отложенным сроком их исполнения.
(Масюк В.В., Горбунов В.В.)
("Российский следователь", 2022, N 8)Следует отметить, что с учетом происходящих изменений в криминогенной обстановке, в рамках задач в сфере правоохранительной деятельности по инициативе МВД России 23 сентября 2020 г. были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 580 <4>, позволяющие в отношении иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации, принимать решения о выдворении за пределы Российской Федерации с самостоятельным контролируемым выездом и отложенным сроком их исполнения.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С этой точки зрения в ходе третьей кодификации административно-деликтного законодательства к компетенции органов исполнительной власти было бы логично отнести применение таких наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Нам, например, так же как и В.В. Денисенко, не ясно, почему органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по предоставлению физическим лицам специального права в виде права управления транспортными средствами и права на охоту, не имеют полномочий по лишению лиц, совершивших административное правонарушение, такого права <1>.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)С этой точки зрения в ходе третьей кодификации административно-деликтного законодательства к компетенции органов исполнительной власти было бы логично отнести применение таких наказаний, как предупреждение, административный штраф, лишение специального права, конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения и административное выдворение за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда. Нам, например, так же как и В.В. Денисенко, не ясно, почему органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по предоставлению физическим лицам специального права в виде права управления транспортными средствами и права на охоту, не имеют полномочий по лишению лиц, совершивших административное правонарушение, такого права <1>.
Статья: О реализации территориальными органами полиции на районном уровне правоохранительной функции (на примере сферы миграции)
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В частности, согласно ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ МВД России осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В исполнении данного вида административного наказания согласно КоАП РФ участвуют должностные лица Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в целях исполнения решений суда осуществляют контроль за принудительным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако по факту исполнителем данного вида наказания являются не ФССП, а ТО МВД России. Исполнение административного выдворения обозначенных лиц в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляется также ТО МВД России, что существенно повышает служебную нагрузку на подразделения полиции, отвлекает от реализации правоохранительной функции, и норма, закрепленная в ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ, требует пересмотра. В законодательстве имеются случаи, когда допущено нарушение логики правовых механизмов, в том числе связанных с административной ответственностью, которые учеными были выявлены <17>.
(Быков К.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)В частности, согласно ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ МВД России осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В исполнении данного вида административного наказания согласно КоАП РФ участвуют должностные лица Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которые в целях исполнения решений суда осуществляют контроль за принудительным выдворением за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако по факту исполнителем данного вида наказания являются не ФССП, а ТО МВД России. Исполнение административного выдворения обозначенных лиц в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляется также ТО МВД России, что существенно повышает служебную нагрузку на подразделения полиции, отвлекает от реализации правоохранительной функции, и норма, закрепленная в ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ, требует пересмотра. В законодательстве имеются случаи, когда допущено нарушение логики правовых механизмов, в том числе связанных с административной ответственностью, которые учеными были выявлены <17>.
Статья: Лишение права управления транспортными средствами как вид административного наказания
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Вместе с тем механизм его реализации пока не создан, так как в Особенной части КоАП РФ состав административного правонарушения, выразившегося в уклонении от исполнения административного наказания, отсутствует, а установленная в ст. 20.25 КоАП РФ ответственность за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ) и за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ) никакого отношения к ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, очевидно, не имеет.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2023, N 4)Вместе с тем механизм его реализации пока не создан, так как в Особенной части КоАП РФ состав административного правонарушения, выразившегося в уклонении от исполнения административного наказания, отсутствует, а установленная в ст. 20.25 КоАП РФ ответственность за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ) и за уклонение от отбывания обязательных работ (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ) никакого отношения к ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, очевидно, не имеет.
Статья: Меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административное выдворение за пределы территории страны пребывания иностранцев является наиболее распространенной мерой административного принуждения. Современная национальная правовая система выделяет два вида административного выдворения: первый вид - это административное выдворение иностранцев в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы территории Российской Федерации, а второй - административное выдворение с обязательным помещением в специальное учреждение (Центр временного содержания иностранных граждан - ЦВСИГ) <1>.
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Административное выдворение за пределы территории страны пребывания иностранцев является наиболее распространенной мерой административного принуждения. Современная национальная правовая система выделяет два вида административного выдворения: первый вид - это административное выдворение иностранцев в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы территории Российской Федерации, а второй - административное выдворение с обязательным помещением в специальное учреждение (Центр временного содержания иностранных граждан - ЦВСИГ) <1>.
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.