Самостоятельность бюджетов



Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельность бюджетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

показать больше документов

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Бюджет сельского поселения
(КонсультантПлюс, 2025)
...суды правомерно указали, что не подлежит удовлетворению требование о приостановлении операций по лицевым счетам, открытым Управлению финансов для сельских поселений, в связи с тем, что в силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельным элементом бюджетной системы Российской Федерации, а не составной частью бюджета муниципального района; статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и принцип самостоятельности бюджетов; кроме того, городские и сельские поселения не несут субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений, учредителем которых является муниципальный район..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)
В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Налоговые последствия при получении дивидендов участником, применяющим УСН, от российской организации
(Григорьева О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)
Участник, применяющий УСН, при получении дивидендов от российского ООО не должен ничего перечислять самостоятельно в бюджет. Однако его доход в виде дивидендов облагается налогом на прибыль по ставке 13%, этот налог уплачивается не им. Налог должен заплатить источник выплаты дивидендов (то есть российская организация) в качестве налогового агента. Обоснования этого вывода приведены ниже.
Статья: Организационно-правовые модели управления крупными городами: городской округ с делением на административные районы, не являющиеся муниципальными образованиями, и городской округ с внутригородским делением
(Джимбиев А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)
Вторая модель является относительно новой для отечественного правопорядка, и для ее внедрения существовал ряд причин. Наметилась тенденция в более тесном сближении местных властей и населения крупных городов для более качественного решения вопросов местного значения. Также насущной необходимостью стало создание гарантий для повышения активности на местах, что позволило бы усовершенствовать механизм принятия важных решений, затрагивавших интересы жителей определенной части города. В результате в 2014 г. возникла новая модель городского округа с внутригородским делением. Ее качественной особенностью является наличие сложной двухуровневой системы органов местного самоуправления (в таких городских округах органы местного самоуправления стали функционировать не только в рамках города, но и на уровне внутригородских районов, ставших отдельными муниципальными образованиями), а каждый из ее элементов наделен собственной компетенцией и обладает организационно-правовой самостоятельностью. Однако на практике она оказалась не такой востребованной и, по мнению автора, по сей день носит скорее экспериментальный характер. Причиной для такого вывода является совокупность выявленных в ходе ее реализации недостатков и нюансов, не учтенных при законодательной разработке. Во-первых, для успешного внедрения данной модели необходимым шагом является принятие закона субъекта РФ и внесение соответствующих изменений в устав города. Следовательно, инициатива о преобразовании городского округа должна исходить от региональных властей, тогда как принятие соответствующего решения его представительным органом в самостоятельном порядке юридически невозможно <5>. Во-вторых, в ходе реализации реформы стала отчетливо видна проблема отсутствия четкого распределения полномочий между городом и внутригородскими районами. Хотя Федеральный закон содержит рамочный перечень вопросов местного значения для каждого уровня, тем не менее определение компетенции городского округа и его районов в большей степени зависит от усмотрения региональных властей, ведь основополагающим нормативным правовым актом в данном случае является именно закон субъекта РФ <6>. Более того, источники доходов, состав муниципального имущества определяются ровно таким же вертикальным способом, что ставит под вопрос самостоятельность бюджетов внутригородских районов и фактически предопределяет характер выполнения ими вопросов местного значения. В-третьих, существует проблема неразработанности эффективных механизмов комплектования органов власти общегородского и районного уровней. Это отчетливо проявляется применительно к порядку формирования городской думы, которая состоит из делегатов от внутригородских районов. В настоящее время именно таким способом формируются представительные органы всех городских округов с внутригородским делением <7>, хотя Федеральный закон в качестве альтернативы предусматривает также прямые выборы (но в конечном счете все опять же зависит от усмотрения регионов). С одной стороны, такая процедура имеет немало преимуществ: к ним относятся экономия бюджетных средств, отсутствие больших временных затрат на ее проведение, более профессиональный подход к подбору кандидатов и иные. Однако в таком случае остается спорным характер представительства городских депутатов (в частности, возникает вопрос, представляют они интересы выдвинувших их районных советов или же их жителей) и формат их взаимодействия с избирателями. Данный пример может привести к выводу о том, что внутригородские районы скорее выполняют роль промежуточных территориальных единиц, назначение которых состоит в выполнении вертикально определенных задач, нежели в построении более тесной связи с населением, хотя именно это являлось первоначальной целью нововведений <8>. Этот вывод также подтверждается тем, что главы этих городов <9> и их внутригородских районов <10> являются лицами, назначаемыми на должность по контракту, а данная модель главы администрации ориентирована в первую очередь на взаимодействие с другими органами публичной власти, тогда как обеспечение обратной связи с населением носит для нее скорее второстепенный характер. В-четвертых, функционирование двухуровневой системы органов местного самоуправления существенно увеличивает расходы на содержание разветвленного управленческого аппарата, ведь становится очевидным, что финансирование деятельности органов местного самоуправления районного уровня ляжет на плечи городских властей ввиду недостатка средств на это в бюджетах внутригородских районов. Таким образом, приходится констатировать, что модель городского округа с внутригородским делением хотя и представляет собой довольно перспективную и интересную разработку, однако на данный момент она нуждается в более качественном нормативно-правовом регулировании.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.
показать больше документов