Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2023 N Ф04-143/2023 по делу N А27-1908/2022
Требование: Об обязании вернуть излишне уплаченный налоговым агентом налог на доходы иностранной компании в виде выплаченных дивидендов и налог на прибыль с суммы полученных обществом процентов, взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
Обстоятельства: Дочерней иностранной компанией приобретены акции общества на полученные от него заемные средства. С выплаченных обществом компании дивидендов налоговый агент перечислил в бюджет налог на прибыль. Обществу, признавшему право на дивиденды, налоговым органом и депозитарием отказано в возврате излишне уплаченных сумм ввиду отсутствия переплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствовало право на доход с выплаты дивидендов.В силу пункта 2 статьи 7 НК РФ для признания заявителя лицом, имеющим право на фактический доход, необходимо установить не только наличие у него статуса лица, контролирующего деятельность иностранной компании в силу прямого и (или) косвенного участия в ней либо права самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой компанией, но и наличие права на доход применительно к конкретной выплате.
Требование: Об обязании вернуть излишне уплаченный налоговым агентом налог на доходы иностранной компании в виде выплаченных дивидендов и налог на прибыль с суммы полученных обществом процентов, взыскании процентов за несвоевременный возврат налога.
Обстоятельства: Дочерней иностранной компанией приобретены акции общества на полученные от него заемные средства. С выплаченных обществом компании дивидендов налоговый агент перечислил в бюджет налог на прибыль. Обществу, признавшему право на дивиденды, налоговым органом и депозитарием отказано в возврате излишне уплаченных сумм ввиду отсутствия переплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствовало право на доход с выплаты дивидендов.В силу пункта 2 статьи 7 НК РФ для признания заявителя лицом, имеющим право на фактический доход, необходимо установить не только наличие у него статуса лица, контролирующего деятельность иностранной компании в силу прямого и (или) косвенного участия в ней либо права самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой компанией, но и наличие права на доход применительно к конкретной выплате.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить и представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 1.3 "Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации" проставьте (пп. 3 п. 6.2 Порядка заполнения):
(КонсультантПлюс, 2025)В поле 1.3 "Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации" проставьте (пп. 3 п. 6.2 Порядка заполнения):
Статья: Перспективы развития российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Во многих странах законодательство о КИК имеет общие характеристики: чаще всего контролирующими лицами признаются резиденты, осуществляющие правовой и/или экономический контроль над иностранной организацией. При этом в качестве критерия правового контроля учитывается доля как прямого, так и косвенного участия резидента в иностранной организации. В некоторых странах, к которым относится и Российская Федерация, законодательство о КИК в качестве самостоятельно основания для признания лица контролирующим иностранную компанию предусматривает также фактический контроль, например если резидент является стороной договора об управлении иностранной организацией <4>.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Во многих странах законодательство о КИК имеет общие характеристики: чаще всего контролирующими лицами признаются резиденты, осуществляющие правовой и/или экономический контроль над иностранной организацией. При этом в качестве критерия правового контроля учитывается доля как прямого, так и косвенного участия резидента в иностранной организации. В некоторых странах, к которым относится и Российская Федерация, законодательство о КИК в качестве самостоятельно основания для признания лица контролирующим иностранную компанию предусматривает также фактический контроль, например если резидент является стороной договора об управлении иностранной организацией <4>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-13/671@
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)3) в поле 1.3 "Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации" - цифра "1" в случае, если лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, самостоятельно признает себя контролирующим лицом иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 6 статьи 25.13 Кодекса. В иных случаях указывается цифра "0".
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)3) в поле 1.3 "Самостоятельное признание контролирующим лицом иностранной организации" - цифра "1" в случае, если лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, самостоятельно признает себя контролирующим лицом иностранной организации по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 6 статьи 25.13 Кодекса. В иных случаях указывается цифра "0".
Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ
(ред. от 12.11.2018)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"6. Лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации (иностранной структуры без образования юридического лица, указанной в пункте 2 настоящей статьи) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 настоящей статьи, о чем направляет соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
(ред. от 12.11.2018)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"6. Лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации (иностранной структуры без образования юридического лица, указанной в пункте 2 настоящей статьи) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5 настоящей статьи, о чем направляет соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Вопрос: О представлении документации в целях налогового контроля при осуществлении контролируемых сделок.
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)- самостоятельное признание взаимозависимости (пункт 6 статьи 105.1 Кодекса);
(Письмо ФНС России от 01.09.2025 N ШЮ-17-13/2296)- самостоятельное признание взаимозависимости (пункт 6 статьи 105.1 Кодекса);
Вопрос: Об НДФЛ при совершении обмена (замещения) еврооблигаций на замещающие облигации российских организаций.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-04-05/126776)Также лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-04-05/126776)Также лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
Вопрос: Об уведомлении налогового органа о КИК и исполнении обязанностей контролирующего лица и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-11/2/43048)Кроме того, такие лица вправе самостоятельно признать себя контролирующими лицами иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 28.04.2025 N 03-12-11/2/43048)Кроме того, такие лица вправе самостоятельно признать себя контролирующими лицами иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
Готовое решение: Контролируемые иностранные компании: порядок признания и обязанности контролирующих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Если лицо участвует в иностранной организации (иностранной структуре) через договор простого или инвестиционного товарищества (заключенный по законодательству РФ), нужно учитывать некоторые особенности. Само товарищество не признается контролирующим лицом. Непосредственно участники (резиденты РФ) такого товарищества, которые участвуют в иностранной организации, будут ее контролирующими лицами. Важно соблюдение условия: отношения такого товарищества и иностранной организации (иностранной структуры) соответствуют критериям признания лица контролирующим (Письма Минфина России от 16.11.2023 N 03-12-11/2/109593, от 11.12.2018 N 03-12-11/2/89795, от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395 (п. 4)).
(КонсультантПлюс, 2025)2.3. Если лицо участвует в иностранной организации (иностранной структуре) через договор простого или инвестиционного товарищества (заключенный по законодательству РФ), нужно учитывать некоторые особенности. Само товарищество не признается контролирующим лицом. Непосредственно участники (резиденты РФ) такого товарищества, которые участвуют в иностранной организации, будут ее контролирующими лицами. Важно соблюдение условия: отношения такого товарищества и иностранной организации (иностранной структуры) соответствуют критериям признания лица контролирующим (Письма Минфина России от 16.11.2023 N 03-12-11/2/109593, от 11.12.2018 N 03-12-11/2/89795, от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395 (п. 4)).
Вопрос: О признании иностранной организации КИК и о представлении уведомления об участии в КИК в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 31.01.2023 N 03-12-11/2/7436)2) контролирующими лицами организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 31.01.2023 N 03-12-11/2/7436)2) контролирующими лицами организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Вопрос: О признании российской организации налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации - резиденту Гонконга через платежного посредника.
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 03-08-09/48210)Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).
(Письмо Минфина России от 16.05.2025 N 03-08-09/48210)Согласно пункту 2 статьи 7 Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой без образования юридического лица).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)- информация о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)- информация о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В настоящее время правила КИК применяются более чем в 30 государствах <2>. В России они были введены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ <3>. Этим же Законом было закреплено понятие "лицо, имеющее фактическое право на доходы", определен критерий установления статуса налогового резидента для организаций - по месту управления. Контролируемая иностранная компания, согласно российским правилам, - это иностранная организация, в отношении которой соблюдаются одновременно два условия: сама она не признается российским налоговым резидентом, а вот ее контролирующим лицом (лицами) является субъект, который таким резидентом признается (организация и (или) физическое лицо). Причем, если у иностранной организации в России есть обособленное подразделение, через которое она осуществляет деятельность, это дает ей право самостоятельно признать себя российским резидентом и тем самым избежать статуса контролируемой иностранной компании. Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной контролирующим лицом, и учитывается при определении его налоговой базы по налогу на прибыль организаций либо налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) <4> (по общему правилу - в доле, соответствующей доле участия в КИК).
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В настоящее время правила КИК применяются более чем в 30 государствах <2>. В России они были введены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ <3>. Этим же Законом было закреплено понятие "лицо, имеющее фактическое право на доходы", определен критерий установления статуса налогового резидента для организаций - по месту управления. Контролируемая иностранная компания, согласно российским правилам, - это иностранная организация, в отношении которой соблюдаются одновременно два условия: сама она не признается российским налоговым резидентом, а вот ее контролирующим лицом (лицами) является субъект, который таким резидентом признается (организация и (или) физическое лицо). Причем, если у иностранной организации в России есть обособленное подразделение, через которое она осуществляет деятельность, это дает ей право самостоятельно признать себя российским резидентом и тем самым избежать статуса контролируемой иностранной компании. Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), полученной контролирующим лицом, и учитывается при определении его налоговой базы по налогу на прибыль организаций либо налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) <4> (по общему правилу - в доле, соответствующей доле участия в КИК).
Вопрос: О признании лица контролирующим лицом иностранной организации и его обязанностях.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 03-12-11/2/76913)Кроме того, такие лица вправе самостоятельно признать себя контролирующими лицами иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 03-12-11/2/76913)Кроме того, такие лица вправе самостоятельно признать себя контролирующими лицами иностранной организации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.
Вопрос: Российская организация выплачивает проценты резиденту Катара (организации), 100% акций которого принадлежит катарскому "Холдингу", 100% акций которого контролируется Управлением по инвестициям Катара, суверенным инвестиционным фондом Государства Катар. Какие документы нужны для освобождения процентов от налогов в РФ?
(Консультация эксперта, 2023)Пунктом 2 ст. 7 НК РФ определено, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица):
(Консультация эксперта, 2023)Пунктом 2 ст. 7 НК РФ определено, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ признается лицо (иностранная структура без образования юридического лица):