Самопроизвольное движение транспортного средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Самопроизвольное движение транспортного средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием: вопросы квалификации
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)При применении положений ч. 1 и 2 ст. 12.27 КоАП РФ сложным для практики оказался вопрос о том, отвечает ли признакам ДТП наезд на стоящий автомобиль, препятствие или пешехода в результате самопроизвольного движения транспортного средства с неработающим двигателем, в котором на момент случившегося сам водитель за рулем не находился.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)При применении положений ч. 1 и 2 ст. 12.27 КоАП РФ сложным для практики оказался вопрос о том, отвечает ли признакам ДТП наезд на стоящий автомобиль, препятствие или пешехода в результате самопроизвольного движения транспортного средства с неработающим двигателем, в котором на момент случившегося сам водитель за рулем не находился.
Статья: Управление транспортным средством как признак преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)По этому пути в целом идет и судебная практика. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значения, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство <21>. Однако с учетом длящегося характера данного преступления начало перемещения транспорта в пространстве образует лишь юридический момент его окончания. Фактический же момент окончания данного преступления следует связывать с прекращением лицом функций и исполнения обязанностей водителя в смысле п. 12.8 Правил дорожного движения: "Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя". В связи с этим следует признать необоснованной практику привлечения к ответственности лиц, находящихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования уже после прекращения функций управления (переносят вещи, находятся в другом месте и т.д.) <22>.
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)По этому пути в целом идет и судебная практика. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значения, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство <21>. Однако с учетом длящегося характера данного преступления начало перемещения транспорта в пространстве образует лишь юридический момент его окончания. Фактический же момент окончания данного преступления следует связывать с прекращением лицом функций и исполнения обязанностей водителя в смысле п. 12.8 Правил дорожного движения: "Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя". В связи с этим следует признать необоснованной практику привлечения к ответственности лиц, находящихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования уже после прекращения функций управления (переносят вещи, находятся в другом месте и т.д.) <22>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
(ред. от 16.07.2025)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Приказ Минтруда России от 19.11.2020 N 815н
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61647)21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач - в положение "Паркинг") и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61647)21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач - в положение "Паркинг") и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики, связанной с применением законодательства о страховании
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Страховая компания сообщила предпринимателю об отказе в осуществлении страховой выплаты со ссылкой на подпункт "к" пункта 12.1 приложения N 1 к Правилам страхования, указав, что самопроизвольное движение транспортного средства не является страховым случаем.
(Михайловская Е.А., Малышева Д.Д.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)Страховая компания сообщила предпринимателю об отказе в осуществлении страховой выплаты со ссылкой на подпункт "к" пункта 12.1 приложения N 1 к Правилам страхования, указав, что самопроизвольное движение транспортного средства не является страховым случаем.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- дополнены способом, исключающим возможность самопроизвольного движения транспортного средства: под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков);
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- дополнены способом, исключающим возможность самопроизвольного движения транспортного средства: под колесо грузового транспортного средства (автобуса) установлены не менее двух специальных упоров (башмаков);