Самоисполнимые нормы
Подборка наиболее важных документов по запросу Самоисполнимые нормы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Pacta sunt servanda международно-правового стандарта как составляющей конституционного регулирования
(Грачева С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Стоит подчеркнуть, что Конституцией РФ признается значение определенных норм как обладающих особой функциональностью, что является существенной особенностью действующего Основного Закона в сравнении с конституционным регулированием советского типа. Речь идет о тех общепризнанных и конституционных правоположениях, которые обладают свойством непосредственного действия и не требуют конкретизации норм соответствующего уровня правового порядка в законодательстве (в логике развития общих норм через специальные нормы). В этой части конституционное право допускает свою организацию по принципу "неоднородной нормативности", позволяющей учесть проблематику "самоисполнимых" норм <18>. И здесь становится важным обозначение таких норм и по форме, и по содержанию, во многом служащее ключевым показателем определения возможностей монистического ракурса международного права в контексте его конституционного опосредования.
(Грачева С.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Стоит подчеркнуть, что Конституцией РФ признается значение определенных норм как обладающих особой функциональностью, что является существенной особенностью действующего Основного Закона в сравнении с конституционным регулированием советского типа. Речь идет о тех общепризнанных и конституционных правоположениях, которые обладают свойством непосредственного действия и не требуют конкретизации норм соответствующего уровня правового порядка в законодательстве (в логике развития общих норм через специальные нормы). В этой части конституционное право допускает свою организацию по принципу "неоднородной нормативности", позволяющей учесть проблематику "самоисполнимых" норм <18>. И здесь становится важным обозначение таких норм и по форме, и по содержанию, во многом служащее ключевым показателем определения возможностей монистического ракурса международного права в контексте его конституционного опосредования.
Статья: Национальное право Соединенных Штатов Америки о коммерциализации космической деятельности и его соотношение с нормами международного космического права
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В отношении космических ресурсов национальный закон был принят после международных самоисполнимых норм Договора по космосу, и следовательно, положения международного договора перестают обладать обязательной силой для американских судов и органов, но сохраняют юридическую силу в международном плане. Выходит, что при разрешении спора суд США будет опираться на положения Закона 2015 г., а не Договора по космосу, учитывая также тот факт, что последние десятилетия Верховный суд США тяготеет к тому, чтобы не придавать нормам международного права непосредственное действие во внутригосударственной правовой системе <60>.
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В отношении космических ресурсов национальный закон был принят после международных самоисполнимых норм Договора по космосу, и следовательно, положения международного договора перестают обладать обязательной силой для американских судов и органов, но сохраняют юридическую силу в международном плане. Выходит, что при разрешении спора суд США будет опираться на положения Закона 2015 г., а не Договора по космосу, учитывая также тот факт, что последние десятилетия Верховный суд США тяготеет к тому, чтобы не придавать нормам международного права непосредственное действие во внутригосударственной правовой системе <60>.
Статья: Действие норм международного права в правовой системе Китайской Народной Республики
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)В рамках второго способа имплементации международных договоров в правовой системе КНР китайский законодатель включает в состав своих национальных нормативных правовых актов положения, предусматривающие возможность прямого действия международных юридических норм на китайской территории. При этом в ряде случаев происходит развитие правила о приоритете в отношении самоисполнимых норм международных соглашений посредством указания на возможность их непосредственного применения для регулирования определенных разновидностей общественных отношений.
(Гаврилов В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)В рамках второго способа имплементации международных договоров в правовой системе КНР китайский законодатель включает в состав своих национальных нормативных правовых актов положения, предусматривающие возможность прямого действия международных юридических норм на китайской территории. При этом в ряде случаев происходит развитие правила о приоритете в отношении самоисполнимых норм международных соглашений посредством указания на возможность их непосредственного применения для регулирования определенных разновидностей общественных отношений.
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Консульским департаментом МИДа России на основе разработанного в Генеральной прокуратуре РФ и согласованного с заинтересованными федеральными государственными органами вопросника осуществлен сбор в иностранных государствах пребывания страновой информации о возможности и порядке реализации в иностранных государствах российскими консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами консульской правовой помощи по вручению повесток, других процессуальных документов и допросу участников уголовного судопроизводства, в том числе посредством видеоконференции (возможны на основе ч. 3 ст. 1 УПК РФ, п. 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 05.11.1998 N 1330, самоисполнимых норм международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, консульских конвенций, законодательства об их ратификации и иных правовых актов к ним, с учетом в том числе Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 560-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П) <2>. Генеральной прокуратурой РФ в 2022 г. подготовлен законопроект об имплементации в УПК РФ данного правового института, который в настоящее время проходит межведомственное согласование. Инициировано рассмотрение актуальных вопросов консульской правовой помощи по уголовным делам на площадке Совета Европы <3>.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Консульским департаментом МИДа России на основе разработанного в Генеральной прокуратуре РФ и согласованного с заинтересованными федеральными государственными органами вопросника осуществлен сбор в иностранных государствах пребывания страновой информации о возможности и порядке реализации в иностранных государствах российскими консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами консульской правовой помощи по вручению повесток, других процессуальных документов и допросу участников уголовного судопроизводства, в том числе посредством видеоконференции (возможны на основе ч. 3 ст. 1 УПК РФ, п. 8 Положения о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 05.11.1998 N 1330, самоисполнимых норм международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, консульских конвенций, законодательства об их ратификации и иных правовых актов к ним, с учетом в том числе Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 560-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П) <2>. Генеральной прокуратурой РФ в 2022 г. подготовлен законопроект об имплементации в УПК РФ данного правового института, который в настоящее время проходит межведомственное согласование. Инициировано рассмотрение актуальных вопросов консульской правовой помощи по уголовным делам на площадке Совета Европы <3>.
Статья: Межсистемные (комплексные) правоотношения в сфере международного сотрудничества по уголовным делам
(Клевцов К.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Думается, стоит согласиться с размышлениями указанного выше автора, что "трансграничные отношения, хотя и обладают иностранным элементом (в силу чего выходят за пределы юрисдикции одного государства), не могут рассматриваться в качестве международных межгосударственных отношений, даже если они будут урегулированы нормами международных договоров. Не будут они являться и внутригосударственными отношениями, даже если будут урегулированы нормой того или иного национального права. Иными словами, факт применения для урегулирования трансграничного отношения самоисполнимой нормы международного права или нормы отечественного или иностранного национального права вовсе не трансформирует эти отношения и не превращает их субъектов в отношения и субъекты соответствующей правовой системы" <18>.
(Клевцов К.К.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 4)Думается, стоит согласиться с размышлениями указанного выше автора, что "трансграничные отношения, хотя и обладают иностранным элементом (в силу чего выходят за пределы юрисдикции одного государства), не могут рассматриваться в качестве международных межгосударственных отношений, даже если они будут урегулированы нормами международных договоров. Не будут они являться и внутригосударственными отношениями, даже если будут урегулированы нормой того или иного национального права. Иными словами, факт применения для урегулирования трансграничного отношения самоисполнимой нормы международного права или нормы отечественного или иностранного национального права вовсе не трансформирует эти отношения и не превращает их субъектов в отношения и субъекты соответствующей правовой системы" <18>.