С ндс и без ндс от 1 юл
Подборка наиболее важных документов по запросу С ндс и без ндс от 1 юл (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 по делу N 77-4300/2022 (УИД 37RS0023-01-2019-002229-46)
Приговор: По ч. 1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).
Постановление: Акты оставлены без изменения.Доводы защиты о неправильном применении налоговым органом, органами следствия и судом норм действующего налогового законодательства, регулирующих вопросы уплаты налогов, обоснованно признаны несостоятельными. Показания допрошенных по делу свидетелей в совокупности с письменными доказательствами, в том числе с заключениями налоговых судебных экспертиз, подтверждают правильность суммы недоимки по НДС за 1 квартал 2018 года, поскольку ООО ПК "Астрамет" в 1 квартале уплатило НДС в бюджет только в размере не более 1% от подлежащей уплате суммы НДС, и, несмотря на неоднократные указания налоговым органом на незаконность включения в налоговую декларацию суммы НДС в качестве налогового вычета, Л. каждый раз представлял в налоговый орган уточненные декларации с теми же, заведомо ложными сведениями, о налогооблагаемой базе и налоговых вычетах, на которые юридическое лицо права не имело.
Приговор: По ч. 1 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов).
Постановление: Акты оставлены без изменения.Доводы защиты о неправильном применении налоговым органом, органами следствия и судом норм действующего налогового законодательства, регулирующих вопросы уплаты налогов, обоснованно признаны несостоятельными. Показания допрошенных по делу свидетелей в совокупности с письменными доказательствами, в том числе с заключениями налоговых судебных экспертиз, подтверждают правильность суммы недоимки по НДС за 1 квартал 2018 года, поскольку ООО ПК "Астрамет" в 1 квартале уплатило НДС в бюджет только в размере не более 1% от подлежащей уплате суммы НДС, и, несмотря на неоднократные указания налоговым органом на незаконность включения в налоговую декларацию суммы НДС в качестве налогового вычета, Л. каждый раз представлял в налоговый орган уточненные декларации с теми же, заведомо ложными сведениями, о налогооблагаемой базе и налоговых вычетах, на которые юридическое лицо права не имело.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик сдавал консульству в аренду офисное помещение и не уплачивал НДС на основании п. 1 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган доначислил НДС, исходя из подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежал применению, так как консульство не является представительством иностранного юридического лица, аккредитованного в РФ. Данное обстоятельство подтверждалось отсутствием записи о включении консульства в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) и письмом МИ ФНС N 47 по г. Москве, которая ведет реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Суд признал доначисление правомерным, указав, что консульство не является субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется положение п. 1 ст. 149 НК РФ. Поскольку консульство поставлено на учет как представительство иностранного государства, приравненное к дипломатическому, НДС должен исчисляться в порядке, предусмотренном подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик сдавал консульству в аренду офисное помещение и не уплачивал НДС на основании п. 1 ст. 149 НК РФ. Налоговый орган доначислил НДС, исходя из подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежал применению, так как консульство не является представительством иностранного юридического лица, аккредитованного в РФ. Данное обстоятельство подтверждалось отсутствием записи о включении консульства в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП) и письмом МИ ФНС N 47 по г. Москве, которая ведет реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Суд признал доначисление правомерным, указав, что консульство не является субъектом налоговых правоотношений, на который распространяется положение п. 1 ст. 149 НК РФ. Поскольку консульство поставлено на учет как представительство иностранного государства, приравненное к дипломатическому, НДС должен исчисляться в порядке, предусмотренном подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом п. 7 Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях плательщик ЕСХН платит НДС и подает декларацию
(КонсультантПлюс, 2025)Крестьянское (фермерское) хозяйство является плательщиком НДС. Если хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, то плательщиком НДС является индивидуальный предприниматель - глава КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, п. 1 ст. 1.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ). Применение ЕСХН не освобождает от обязанностей плательщика НДС (п. 1 ст. 143, п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Крестьянское (фермерское) хозяйство является плательщиком НДС. Если хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица, то плательщиком НДС является индивидуальный предприниматель - глава КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, п. 1 ст. 1.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ). Применение ЕСХН не освобождает от обязанностей плательщика НДС (п. 1 ст. 143, п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.11.2025 N 618
(ред. от 18.11.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"Аналогичные товары, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных для потребления на месте, показываются по строке 01 и по строке 27 формы N П-1 (с учетом НДС и аналогичных обязательных платежей).
(ред. от 18.11.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"Аналогичные товары, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных для потребления на месте, показываются по строке 01 и по строке 27 формы N П-1 (с учетом НДС и аналогичных обязательных платежей).
Приказ Росстата от 29.11.2024 N 590
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"Аналогичные товары, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных для потребления на месте, показываются по строке 01 и по строке 27 формы N П-1 (с учетом НДС и аналогичных обязательных платежей).
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"Аналогичные товары, включенные в меню и проданные в обеденных залах ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных для потребления на месте, показываются по строке 01 и по строке 27 формы N П-1 (с учетом НДС и аналогичных обязательных платежей).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вопрос 2: При условии применения п. 1 ст. 145 НК РФ надо ли указывать "без НДС" при реализации услуг?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Вопрос 2: При условии применения п. 1 ст. 145 НК РФ надо ли указывать "без НДС" при реализации услуг?
Вопрос: Об НДС при передаче ИП-физлицом в состав личного фонда недвижимого имущества, не используемого им для предпринимательской деятельности.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-14/72776)Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
(Письмо Минфина России от 28.07.2025 N 03-07-14/72776)Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Готовое решение: Облагаются ли НДС коммунальные услуги, которые предоставляют управляющие компании, ТСЖ
(КонсультантПлюс, 2025)При несоблюдении любого из указанных условий управляющая компания (ТСЖ) должна начислить и уплатить НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Например, если управляющая компания продает коммунальные услуги, оказанные собственными силами, или цена для продажи выше закупочной стоимости услуг. При этом если цена продажи выше закупочной цены, то налог, по нашему мнению, нужно рассчитать с разницы. Освобождение от НДС действует независимо от того, кому эти услуги оказаны - физическим или юридическим лицам, кто они - собственники или наниматели помещений, не имеет значения и вид помещения - жилое или нежилое (Письма Минфина России от 23.01.2017 N 03-07-11/2838, от 08.06.2015 N 03-07-07/33108, ФНС России от 28.05.2010 N ШС-37-3/2791@).
(КонсультантПлюс, 2025)При несоблюдении любого из указанных условий управляющая компания (ТСЖ) должна начислить и уплатить НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Например, если управляющая компания продает коммунальные услуги, оказанные собственными силами, или цена для продажи выше закупочной стоимости услуг. При этом если цена продажи выше закупочной цены, то налог, по нашему мнению, нужно рассчитать с разницы. Освобождение от НДС действует независимо от того, кому эти услуги оказаны - физическим или юридическим лицам, кто они - собственники или наниматели помещений, не имеет значения и вид помещения - жилое или нежилое (Письма Минфина России от 23.01.2017 N 03-07-11/2838, от 08.06.2015 N 03-07-07/33108, ФНС России от 28.05.2010 N ШС-37-3/2791@).
Вопрос: Об НДС при передаче коммерческого объекта недвижимости физлицом в личный фонд, который в дальнейшем будет сдавать его в аренду.
(Письмо Минфина России от 05.09.2025 N 03-07-14/86956)Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
(Письмо Минфина России от 05.09.2025 N 03-07-14/86956)Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статья: Упрощенная система налогообложения как инструмент налогового демпинга в публичных закупках
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Законодательство Российской Федерации о публичных закупках, основу которого составляют Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ), продолжает совершенствоваться быстрыми темпами. Многочисленные изменения, содержащие ряд новаций, в своей совокупности демонстрируют отсутствие должной проработанности ряда концептуальных проблем, к одной из которых справедливо можем отнести проблему учета и соотношения НДС (налог на добавленную стоимость) и УСН (упрощенная система налогообложения). Несмотря на то что законы о налогах должны быть конкретными и понятными, указанное свидетельствует о проблеме применения норм гражданского и публичного права в сфере публичных закупок <3>. Кроме того, ранее уже отмечено, что неопределенность норм налогового законодательства может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками <4>.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Законодательство Российской Федерации о публичных закупках, основу которого составляют Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ), продолжает совершенствоваться быстрыми темпами. Многочисленные изменения, содержащие ряд новаций, в своей совокупности демонстрируют отсутствие должной проработанности ряда концептуальных проблем, к одной из которых справедливо можем отнести проблему учета и соотношения НДС (налог на добавленную стоимость) и УСН (упрощенная система налогообложения). Несмотря на то что законы о налогах должны быть конкретными и понятными, указанное свидетельствует о проблеме применения норм гражданского и публичного права в сфере публичных закупок <3>. Кроме того, ранее уже отмечено, что неопределенность норм налогового законодательства может привести к произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками <4>.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Плательщиками НДС признаются организации (юридические лица). Филиал не является юридическим лицом и, соответственно, плательщиком НДС. Это следует из п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ. Организация исчисляет НДС по месту своей постановки на учет без распределения налога на филиал (п. 2 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411). Налог уплачивается посредством единого налогового платежа (ЕНП). Об уплате НДС см. Готовое решение.
(Консультация эксперта, 2025)Плательщиками НДС признаются организации (юридические лица). Филиал не является юридическим лицом и, соответственно, плательщиком НДС. Это следует из п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ. Организация исчисляет НДС по месту своей постановки на учет без распределения налога на филиал (п. 2 ст. 174 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411). Налог уплачивается посредством единого налогового платежа (ЕНП). Об уплате НДС см. Готовое решение.
Вопрос: Об исполнении обязанностей налогового агента по НДС при приобретении IT-организацией у иностранной организации электронных услуг (прав на использование в сети Интернет изображений, музыки и видео).
(Письмо УФНС России по г. Москве от 02.07.2024 N 16-18/081555@)Учитывая, что интернет-обращение содержит вопросы применения налога на добавленную стоимость юридическим лицом (ООО), при этом не представлен документ, подтверждающий полномочия действовать в качестве представителя указанного налогоплательщика, отсутствуют основания, по которым налоговые органы обязаны осуществлять информирование по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 02.07.2024 N 16-18/081555@)Учитывая, что интернет-обращение содержит вопросы применения налога на добавленную стоимость юридическим лицом (ООО), при этом не представлен документ, подтверждающий полномочия действовать в качестве представителя указанного налогоплательщика, отсутствуют основания, по которым налоговые органы обязаны осуществлять информирование по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации (автосалона) продажу нового автомобиля физическому лицу по системе "трейд-ин", если сделка между сторонами оформлена договором мены, а также дальнейшую продажу полученного подержанного автомобиля?..
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что по общему правилу прием наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером. Его можно оформить по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, к которым в том числе относится кассовый чек (пп. 4.1 п. 4, п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Напомним, что по общему правилу прием наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером. Его можно оформить по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, к которым в том числе относится кассовый чек (пп. 4.1 п. 4, п. 5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Статья: Оценка юридического лица: утверждена методика
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- учредителем (участником) юридического лица либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени лица, не являются лица, указанные в абз. 2 - 5 пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- учредителем (участником) юридического лица либо лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени лица, не являются лица, указанные в абз. 2 - 5 пп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете торговой организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, передачу филиалу товара и его продажу филиалом, если в соответствии с положением о филиале финансовый результат от продажи товаров в головной организации и филиале формируется отдельно, но расчеты с покупателями осуществляются через головную организацию и передаются на баланс головной организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая база определяется как стоимость товара, установленная договором купли-продажи (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая база определяется как стоимость товара, установленная договором купли-продажи (без учета НДС) (п. 1 ст. 154 НК РФ).