С чего начать воинский учет
Подборка наиболее важных документов по запросу С чего начать воинский учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Воинский учет в организацииДокументы воинского учета необходимо хранить в организации в течение сроков, предусмотренных Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденных Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 (далее - Перечень типовых управленческих архивных документов). Например, журналы проверок осуществления воинского учета должны храниться в течение пяти лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было завершено их ведение (ст. 459 Перечня типовых управленческих архивных документов, п. 4.1 Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденной Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237). Сокращать эти сроки нельзя (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ, п. п. 2.1, 4.3, 4.10 указанной Инструкции).
Статья: Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?
(Свистунова Н., Стародубцев В., Цуркан Н., Шамбер О., Черемисова С., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)С другой стороны, хоть поправки и были ожидаемые, они сильно повлияли на работодателей. Начнем с воинского учета. Текущие всем известные события не могли не отразиться на отношениях работодателей и государства. Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ <6> серьезно изменил порядок ведения воинского учета, возложив дополнительные обязанности на работодателей. Вслед за этим вступившее в силу в августе Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211 <7> уточнило процесс взаимодействия работодателей с военкоматами. И вишенка на торте - начавшие действовать с 1 октября 2023 года поправки в КоАП РФ, устанавливающие новые, кратно увеличенные штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета. Государство без всяких намеков, открытым текстом сказало работодателям, что теперь все очень серьезно и что нужно в любом случае делать то, что требуется.
(Свистунова Н., Стародубцев В., Цуркан Н., Шамбер О., Черемисова С., Рейзман Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)С другой стороны, хоть поправки и были ожидаемые, они сильно повлияли на работодателей. Начнем с воинского учета. Текущие всем известные события не могли не отразиться на отношениях работодателей и государства. Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 14.04.2023 N 127-ФЗ <6> серьезно изменил порядок ведения воинского учета, возложив дополнительные обязанности на работодателей. Вслед за этим вступившее в силу в августе Постановление Правительства РФ от 25.07.2023 N 1211 <7> уточнило процесс взаимодействия работодателей с военкоматами. И вишенка на торте - начавшие действовать с 1 октября 2023 года поправки в КоАП РФ, устанавливающие новые, кратно увеличенные штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета. Государство без всяких намеков, открытым текстом сказало работодателям, что теперь все очень серьезно и что нужно в любом случае делать то, что требуется.
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь кадровика на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утверждение документов по ведению воинского учета в организациях
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Утверждение документов по ведению воинского учета в организациях
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 7.1. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Статья 7.1. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата
Ситуация: Что считается уклонением от призыва на военную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако если гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не получил повестку военного комиссариата в период проведения призыва, то он обязан в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета (п. 2.1 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако если гражданин, подлежащий призыву на военную службу, не получил повестку военного комиссариата в период проведения призыва, то он обязан в двухнедельный срок со дня начала следующего призыва лично явиться в военный комиссариат для сверки данных воинского учета (п. 2.1 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).
Статья: Особенности правового статуса военнослужащих военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении функций дознания
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 50 в части, касающейся определения всех начальников органов дознания, начиная от командиров частей и заканчивая военной полицией с учетом ее организационно-штатной структуры;
(Минтягов С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 2)- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2015 г. N 50 в части, касающейся определения всех начальников органов дознания, начиная от командиров частей и заканчивая военной полицией с учетом ее организационно-штатной структуры;
Статья: Уголовный кодекс РФ: новый этап поспешных изменений
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Показанная в названной публикации история появления в УК РФ статьи 284.3 подтверждает, что тема, о которой мы говорим, стала еще более актуальной в связи с началом Россией специальной военной операции. Данное событие, с учетом его масштабов и значения, не может не вызывать необходимости корректировки национального законодательства, включая уголовное. Однако это не значит, что появилось основание для перехода к "поспешному законодательству", к принятию в немыслимо короткие сроки законов, имеющих мало общего с их проектами, внесенными в Госдуму для рассмотрения или уже принятыми в первом чтении. В работе обосновываются возможности совершенствования порядка внесения и рассмотрения законопроектов об изменениях и о дополнениях УК РФ. Одна из таких возможностей - установление в Регламенте Государственной Думы нормы о том, что такие законопроекты вносятся одновременно с официальным отзывом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и отзывами юридических университетов, имеющих опыт сотрудничества с Государственной Думой в части проведения научной правовой экспертизы законопроектов (в частности, МГЮА). При этом отзывы должны быть также на законопроекты, принятые во втором чтении, а представлять их должны профильные кафедры как наиболее компетентные научные подразделения университетов.
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Показанная в названной публикации история появления в УК РФ статьи 284.3 подтверждает, что тема, о которой мы говорим, стала еще более актуальной в связи с началом Россией специальной военной операции. Данное событие, с учетом его масштабов и значения, не может не вызывать необходимости корректировки национального законодательства, включая уголовное. Однако это не значит, что появилось основание для перехода к "поспешному законодательству", к принятию в немыслимо короткие сроки законов, имеющих мало общего с их проектами, внесенными в Госдуму для рассмотрения или уже принятыми в первом чтении. В работе обосновываются возможности совершенствования порядка внесения и рассмотрения законопроектов об изменениях и о дополнениях УК РФ. Одна из таких возможностей - установление в Регламенте Государственной Думы нормы о том, что такие законопроекты вносятся одновременно с официальным отзывом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и отзывами юридических университетов, имеющих опыт сотрудничества с Государственной Думой в части проведения научной правовой экспертизы законопроектов (в частности, МГЮА). При этом отзывы должны быть также на законопроекты, принятые во втором чтении, а представлять их должны профильные кафедры как наиболее компетентные научные подразделения университетов.
Статья: Самовольное оставление части или места службы в период мобилизации: проблемы квалификации и вопросы назначения наказания
(Харитонов С.С., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)В статье рассмотрены вопросы квалификации самовольного оставления части или места службы в связи с проведением специальной военной операции. Показана необходимость учета влияния начала мобилизации на преступные действия, связанные с самовольным оставлением воинской части или места службы.
(Харитонов С.С., Шарапов С.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)В статье рассмотрены вопросы квалификации самовольного оставления части или места службы в связи с проведением специальной военной операции. Показана необходимость учета влияния начала мобилизации на преступные действия, связанные с самовольным оставлением воинской части или места службы.
Статья: Организация воинского учета
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) обязывает все организации вести воинский учет. Однако зачастую из-за отсутствия сотрудника, который может осуществлять такой учет, или из-за несерьезного отношения к этой обязанности воинский учет попросту не ведется. В основном так происходит в коммерческих организациях. Некоторым работодателям проще уплатить штраф, так как его размер даже после повышения небольшой. Как бы то ни было, лучше не ждать, когда "грянет гром", и начать вести воинский учет уже сейчас. Как это сделать - расскажем в статье.
(Шадрина Т.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) обязывает все организации вести воинский учет. Однако зачастую из-за отсутствия сотрудника, который может осуществлять такой учет, или из-за несерьезного отношения к этой обязанности воинский учет попросту не ведется. В основном так происходит в коммерческих организациях. Некоторым работодателям проще уплатить штраф, так как его размер даже после повышения небольшой. Как бы то ни было, лучше не ждать, когда "грянет гром", и начать вести воинский учет уже сейчас. Как это сделать - расскажем в статье.