Руководства ОЭСР по трансфертному ценообрАзованию
Подборка наиболее важных документов по запросу Руководства ОЭСР по трансфертному ценообрАзованию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О формировании новых подходов к определению и подтверждению таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
(Власенко Д.С., Ионичева В.Н., Кожанков А.Ю.)
("Таможенное дело", 2025, N 2)Существующая практика контроля трансфертного ценообразования, применяемая Федеральной налоговой службой, оценивается экспортерами как более прозрачная за счет использования более широкого перечня используемых ценовых источников информации. Более того, согласно Налоговому кодексу РФ у экспортеров есть обязанность по раскрытию цепочки формирования стоимости в контролируемых трансграничных сделках с взаимозависимыми лицами. Информация о последующей реализации товара взаимозависимым лицом направляется налоговым органам <6>. Это свидетельствует о том, что деятельность компании прозрачна и она не ставит перед собой цели сокрытия цепочки формирования стоимости. Раздел V.1 НК РФ основан на положениях Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию, согласно которому в ряде стран сотрудничество между налоговыми и таможенными органами в пределах юрисдикции при оценке трансфертных цен становится все более распространенным.
Статья: Общие и специальные налоговые антиуклонительные меры в налоговом праве РФ: использование чужого опыта
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)В Основных направлениях налоговой политики страны на 2013 - 2015 годы говорилось, что "новый раздел Кодекса приближает российские стандарты налогового регулирования в этой области к международным, в основе которых в большинстве развитых экономик мира лежит Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств, и должен повысить эффективность налогового администрирования" <20>.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2024, N 11)В Основных направлениях налоговой политики страны на 2013 - 2015 годы говорилось, что "новый раздел Кодекса приближает российские стандарты налогового регулирования в этой области к международным, в основе которых в большинстве развитых экономик мира лежит Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств, и должен повысить эффективность налогового администрирования" <20>.
Нормативные акты
<Разъяснения> Минфина РФ
<По вопросам применения раздела V.1 Налогового кодекса РФ>Так, согласно пункту 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (далее - Руководство ОЭСР) <*> уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.
<По вопросам применения раздела V.1 Налогового кодекса РФ>Так, согласно пункту 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (далее - Руководство ОЭСР) <*> уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.
Статья: Проблема квалификации долговых обязательств, осложненных иностранным элементом в налоговых правоотношениях
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)<1> ОЭСР. Руководство по трансфертному ценообразованию в отношении финансовых сделок: Всеобъемлющие рамочные механизмы плана BEPS: Задачи 4, 8 - 10 // ОЭСР, Париж, 2020. URL: www.oecd.org/tax/beps/transfer-pricing-guidance-on-financial-transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10.html. (дата обращения: 20.12.2024).
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)<1> ОЭСР. Руководство по трансфертному ценообразованию в отношении финансовых сделок: Всеобъемлющие рамочные механизмы плана BEPS: Задачи 4, 8 - 10 // ОЭСР, Париж, 2020. URL: www.oecd.org/tax/beps/transfer-pricing-guidance-on-financial-transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10.html. (дата обращения: 20.12.2024).
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)3. ОЭСР. Руководство по трансфертному ценообразованию в отношении финансовых сделок. 2020. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/transfer-pricing-guidance-on-financial-transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10.htm.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)3. ОЭСР. Руководство по трансфертному ценообразованию в отношении финансовых сделок. 2020. URL: https://www.oecd.org/tax/beps/transfer-pricing-guidance-on-financial-transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10.htm.
Статья: Международное налогообложение в начале XXI века: новая реальность
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)Запуск глобального проекта, который побуждает отдельные страны к известной степени единомыслия в области борьбы с налоговым уклонением, способно снизить риск наступления хаоса. Хотя и переоценивать фактическое влияние проекта БЭПС на действия отдельных стран тоже не стоит. Дж. Шварц приводит пример того, как Великобритания и Канада, являясь ведущими странами ОЭСР, проигнорировали требования организации внести предложения, содержащиеся в финальных отчетах по Действиям N 8-10, в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию и в одностороннем порядке реализовали собственный сепаратный подход, что скорее будет порождать, чем решать конфликты в международном налогообложении <25>.
(Мачехин В.А.)
("Закон", 2023, N 11)Запуск глобального проекта, который побуждает отдельные страны к известной степени единомыслия в области борьбы с налоговым уклонением, способно снизить риск наступления хаоса. Хотя и переоценивать фактическое влияние проекта БЭПС на действия отдельных стран тоже не стоит. Дж. Шварц приводит пример того, как Великобритания и Канада, являясь ведущими странами ОЭСР, проигнорировали требования организации внести предложения, содержащиеся в финальных отчетах по Действиям N 8-10, в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию и в одностороннем порядке реализовали собственный сепаратный подход, что скорее будет порождать, чем решать конфликты в международном налогообложении <25>.
Статья: Общее и особенное при имплементации стандарта обмена межстрановой отчетностью в России и США
(Агеев С.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Таким образом, цель действия 13 Плана BEPS двойственна. С одной стороны, она состоит в том, чтобы внести в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию <5> дополнительную гл. V и четыре приложения к ней. С другой стороны, цель данного действия заключается в том, чтобы реализовать автоматический обмен межстрановой отчетностью. Этого вопроса касаются непосредственно приложения III и IV, первое из которых посвящено вопросам структуры межстрановой отчетности, а второе - модельному законодательству и моделям межправительственных соглашений.
(Агеев С.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 4)Таким образом, цель действия 13 Плана BEPS двойственна. С одной стороны, она состоит в том, чтобы внести в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию <5> дополнительную гл. V и четыре приложения к ней. С другой стороны, цель данного действия заключается в том, чтобы реализовать автоматический обмен межстрановой отчетностью. Этого вопроса касаются непосредственно приложения III и IV, первое из которых посвящено вопросам структуры межстрановой отчетности, а второе - модельному законодательству и моделям межправительственных соглашений.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Значительные изменения в налоговом регулировании трансфертного ценообразования произошли с начала 2024 г., среди них внедрение медианного значения рыночного интервала цен (финансовых показателей). Это новый инструмент в регулировании трансфертного ценообразования, внедрение которого не было обосновано в период обсуждения законопроекта, но эффект которого значителен для налоговых обязательств российских организаций. Новый инструмент в системе трансфертного ценообразования создает дополнительные риски как для налогоплательщиков, так и для государства в экономических отношениях по поводу своевременного и полного исчисления и уплаты налогов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для внутренних отношений. Это предопределяет предмет исследования - условия и порядок применения медианного значения в целях налогового контроля цен по внутрифирменным операциям. Методология исследования основана на анализе рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию в части применения статистических инструментов для определения цены анализируемой сделки, положений зарубежных нормативных правовых актов, определяющих порядок ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами. Отдельное внимание уделено анализу зарубежных судебных решений по определению рыночной цены по внутрифирменным операциям. Анализ положений рекомендаций ОЭСР позволил выделить обязательные условия для применения медианного значения. Выявлены тенденция гармонизации подходов к использованию медианного значения в зарубежных странах и общий тренд на уточнение нормативных правовых актов в 2022 - 2024 гг. Судебная практика показывает, что независимо от вида деятельности, типа операций, совершаемых подразделениями группы, суды принимают единообразные решения в части применения медианного значения и учитывают положения рекомендаций ОЭСР при вынесении решения. Сделан вывод о дополнительном налоговом риске для российских налогоплательщиков, источником которого определены различия в подходе к применению медианы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций, используемом для регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике. Научная новизна исследования состоит в определении тенденций применения медианного значения в целях трансфертного ценообразования, оценке налоговых последствий нововведения для российских налогоплательщиков.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Значительные изменения в налоговом регулировании трансфертного ценообразования произошли с начала 2024 г., среди них внедрение медианного значения рыночного интервала цен (финансовых показателей). Это новый инструмент в регулировании трансфертного ценообразования, внедрение которого не было обосновано в период обсуждения законопроекта, но эффект которого значителен для налоговых обязательств российских организаций. Новый инструмент в системе трансфертного ценообразования создает дополнительные риски как для налогоплательщиков, так и для государства в экономических отношениях по поводу своевременного и полного исчисления и уплаты налогов как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для внутренних отношений. Это предопределяет предмет исследования - условия и порядок применения медианного значения в целях налогового контроля цен по внутрифирменным операциям. Методология исследования основана на анализе рекомендаций ОЭСР по трансфертному ценообразованию в части применения статистических инструментов для определения цены анализируемой сделки, положений зарубежных нормативных правовых актов, определяющих порядок ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами. Отдельное внимание уделено анализу зарубежных судебных решений по определению рыночной цены по внутрифирменным операциям. Анализ положений рекомендаций ОЭСР позволил выделить обязательные условия для применения медианного значения. Выявлены тенденция гармонизации подходов к использованию медианного значения в зарубежных странах и общий тренд на уточнение нормативных правовых актов в 2022 - 2024 гг. Судебная практика показывает, что независимо от вида деятельности, типа операций, совершаемых подразделениями группы, суды принимают единообразные решения в части применения медианного значения и учитывают положения рекомендаций ОЭСР при вынесении решения. Сделан вывод о дополнительном налоговом риске для российских налогоплательщиков, источником которого определены различия в подходе к применению медианы в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых администраций, используемом для регламентации налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике. Научная новизна исследования состоит в определении тенденций применения медианного значения в целях трансфертного ценообразования, оценке налоговых последствий нововведения для российских налогоплательщиков.