Рубки ухода
Подборка наиболее важных документов по запросу Рубки ухода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 63.1 "Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц" ЛК РФ"Законодатель не распространил положения части 6 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ) на правоотношения, возникшие до 01 сентября 2021 года, предусмотрев обязательность агротехнического ухода только применительно к рубкам лесных насаждений, совершенным после 01 сентября 2021 года, а увеличение сроков лесовосстановительных работ (с одного года до трех лет) обусловлено проведением агротехнического ухода."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Заготовка древесины" ЛК РФПри этом необходимо учитывать, что допустимый объем изъятия древесины - это не один, а совокупность объемных показателей, характеризующих заготовку древесины на лесном участке в зависимости от целевого назначения лесов, формы рубок (сплошные и выборочные) и по видам рубок (рубки спелых и перестойных лесных насаждений; при уходе за лесами, при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Не допускается проведение рубок ухода и санитарных рубок на участках произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу г. Москвы с категориями редкости 1-2, если они не связаны с поддержанием или восстановлением необходимого для охраняемого вида светового режима (п. 10.11.9 Правил);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Не допускается проведение рубок ухода и санитарных рубок на участках произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу г. Москвы с категориями редкости 1-2, если они не связаны с поддержанием или восстановлением необходимого для охраняемого вида светового режима (п. 10.11.9 Правил);
Статья: Защита прав предпринимателей в сфере лесопользования средствами прокурорского надзора
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.
(Ишин А.В., Куницына Е.А.)
("Законность", 2024, N 11)Республика Коми по праву является лесным субъектом Российской Федерации, поскольку по состоянию на 1 января 2023 г. общая площадь земель ее лесного фонда составила 36 273,0 тыс. га, или 87,0% территории республики. Средняя лесистость - 79,0%. Ежегодная расчетная лесосека по всем видам рубок - 32,4 млн м3. За 2022 г. фактическая заготовка древесины по Республике Коми составила 9 146,4 тыс. м3, сплошные рубки проведены на площади 53 886,7 га, при этом заготовлено 8 978,6 тыс. м3 древесины; выборочные рубки - 15 349,4 га (167,8 тыс. м3), в том числе рубки ухода за лесом - на площади 12 291,7 га, заготовлено 80,5 тыс. м3. Отвод лесосек под рубки проведен на площади 64,9 тыс. га <1>.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов и некапитальных строений, сооружений), непосредственно связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и с обеспечением функционирования расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения населенных пунктов.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства (в том числе линейных объектов и некапитальных строений, сооружений), непосредственно связанных с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха и с обеспечением функционирования расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения населенных пунктов.
Статья: Головной акт экологического законодательства: методологические аспекты оценки его роли
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Статья 5 "Охрана лесов" запрещает вырубку леса сверх установленного по каждому хозяйству размера ежегодного пользования; рубку лесов (кроме мер ухода), имеющих почвозащитное, полезащитное, водоохранное и водорегулирующее назначение.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Статья 5 "Охрана лесов" запрещает вырубку леса сверх установленного по каждому хозяйству размера ежегодного пользования; рубку лесов (кроме мер ухода), имеющих почвозащитное, полезащитное, водоохранное и водорегулирующее назначение.
Статья: Основы правового режима лесов как объекта недвижимости
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)В связи со сложившейся ситуацией предлагается следующее. Прежде всего, внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, законодательно запретить на территории как минимум 5 км от населенных пунктов рубку древесины в лесном фонде для предпринимательских целей. Рубка древесины для собственных нужд в рамках этой территории возможна в исключительных случаях по согласованию с органами местного самоуправления на основании действующего лесного законодательства Российской Федерации. Допустимы рубки ухода и для обеспечения пожарной и санитарной безопасности.
(Оленина Т.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)В связи со сложившейся ситуацией предлагается следующее. Прежде всего, внести изменения в действующее законодательство. Во-первых, законодательно запретить на территории как минимум 5 км от населенных пунктов рубку древесины в лесном фонде для предпринимательских целей. Рубка древесины для собственных нужд в рамках этой территории возможна в исключительных случаях по согласованию с органами местного самоуправления на основании действующего лесного законодательства Российской Федерации. Допустимы рубки ухода и для обеспечения пожарной и санитарной безопасности.
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Сохранившиеся к настоящему времени насаждения сильно деградированы, нуждаются в проведении санитарных рубок и рубок ухода. Наблюдаются их загрязнение бытовыми и промышленными отходами, повреждение пожарами, самовольные рубки, болезни и вредители, прогрессирование процессов задернения почвы и т.п. Часть защитных лесных насаждений расположена на землях, находящихся в неразграниченной государственной собственности. Кроме того, требуется проведение общей инвентаризации этих насаждений. С каждым годом названные проблемы только усугубляются и в связи с этим требуют незамедлительного решения на законодательном уровне <18>.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Сохранившиеся к настоящему времени насаждения сильно деградированы, нуждаются в проведении санитарных рубок и рубок ухода. Наблюдаются их загрязнение бытовыми и промышленными отходами, повреждение пожарами, самовольные рубки, болезни и вредители, прогрессирование процессов задернения почвы и т.п. Часть защитных лесных насаждений расположена на землях, находящихся в неразграниченной государственной собственности. Кроме того, требуется проведение общей инвентаризации этих насаждений. С каждым годом названные проблемы только усугубляются и в связи с этим требуют незамедлительного решения на законодательном уровне <18>.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Однако в ряде случаев законодатель тем не менее предполагает в качестве налогоплательщиков именно публично-правовые образования. Так, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по НДС возложены на арендаторов государственного (муниципального) имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю (публично-правовому образованию в лице соответствующих органов), и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку налоговый агент (ст. 24 НК РФ) не может существовать без налогоплательщика, в данном примере налогоплательщиком косвенно предполагается соответствующее публично-правовое образование. Следует отметить, что в ряде Определений КС РФ (от 2 октября 2003 года N 384-О, от 1 октября 2009 года N 1345-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1817-О) подобная правовая конструкция не была признана неконституционной. Другой пример: в Определениях КС РФ от 1 ноября 2007 года N 719-О-О, от 19 февраля 2009 года N 123-О-Р изучался вопрос обложения НДС и налогом на прибыль организаций по реализации лесхозами древесины, полученной от рубок ухода за лесом. При этом данная древесина лесхозам на каком-либо праве не принадлежит (входит в состав казны публично-правового образования), вследствие чего налогоплательщиком по существу опять же косвенно признается публично-правовое образование.