Рубка леса в водоохранной зоне



Подборка наиболее важных документов по запросу Рубка леса в водоохранной зоне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 111 "Защитные леса" ЛК РФУтверждение о незаконности судебных решений в связи с отсутствием в материалах дела нормативно-правовых документов об отнесении земельного участка, на котором была совершена незаконная рубка деревьев, к защитным лесам, является несостоятельным, поскольку незаконная рубка совершена в водоохранной зоне реки Волги, в соответствии ст. 65 Водного кодекса РФ входящей в перечень водных объектов, по которым выделены запретные водоохранные зоны, водоохранная зона данной реки составляет 200 м."
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2025 N 17АП-1671/2025-АК по делу N А60-70202/2024
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства "Разъяснения по вопросу прокладки противопожарных разрывов в целях обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов" от 25.01.2019, следует, что в случае расположения в непосредственном прилегании к границам населенного пункта земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, сплошная вырубка в качестве меры предупреждения лесных пожаров, запрещается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан). В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности максимально используются имеющиеся дороги и просеки, а также осуществляются меры предупреждения лесных пожаров, не связанные со сплошными рубками лесных насаждений.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)
Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
Статья: Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения
(Волков Г.А., Голиченков А.К., Нарышева Н.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 4)
- при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением сплошных рубок лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, кроме случаев, без которых не обойтись для сохранения целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка (п. 10, 11);
показать больше документов

Нормативные акты

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N АПЛ22-666
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.11.2022 N АКПИ22-822, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 примечания к Нормативам противопожарного обустройства лесов, утв. приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174>
Согласно пункту 2 примечания к Нормативам (далее - Примечание) прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос осуществляются, за исключением территорий государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленным в границах этих особо охраняемых природных территорий), в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).
Решение Верховного Суда РФ от 02.11.2022 N АКПИ22-822
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 примечаний к Нормативам противопожарного обустройства лесов, утв. Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174>
Пунктом 2 примечаний к Нормативам установлено, что прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос осуществляются, за исключением территорий государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных заказников (если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленным в границах этих особо охраняемых природных территорий), в водоохранных зонах, а также выполняющих функции защиты природных и иных объектов (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных территорий предусматривает вырубку деревьев, кустарников и лиан).
показать больше документов