Роттердамские правила
Подборка наиболее важных документов по запросу Роттердамские правила (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Электронный коносамент в Российской Федерации: правовая природа и особенности использования
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
(Чурилов А.Ю.)
("Юрист", 2025, N 2)Коносамент - это товарораспорядительная ценная бумага, представляющая собой документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и принятия груза перевозчиком, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки <1>. В современном морском товарообороте коносамент выполняет три функции - является способом передачи владения товаром (товарораспорядительной ценной бумагой), распиской в принятии груза перевозчиком и доказательством заключения договора перевозки (а также может содержать отдельные условия договора перевозки). В настоящее время существует несколько правовых режимов, регулирующих морские перевозки грузов, и требования, предъявляемые к коносаментам. Они закреплены в таких международных договорах, как Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила); Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Конвенция ООН "О морской перевозке грузов" 1978 г. (Гамбургские правила); Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" 2008 г. (далее - Роттердамские правила). При этом ни Гаагские, ни Гамбургские правила не допускают существования электронного коносамента напрямую, в отличие от Роттердамских правил, а также от принятого в 2017 г. Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Типового закона об электронных передаваемых записях (далее - Типовой закон) <2>.
Статья: Судебно-арбитражная практика в области транзитных правоотношений: создание оборотного цифрового документа
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Определенный прогресс в решении проблем выбора применимого права и компетентного судебного органа был достигнут в связи с принятием Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) <2> (далее - Роттердамские правила). Документ ограничивает истца в выборе суда. Согласно ст. 66 Роттердамских правил истец имеет право обращаться с требованием к перевозчику исключительно в компетентный суд по месту регистрации перевозчика, месту получения груза (согласованном в договоре) или в месте, в котором произошла погрузка или выгрузка груза с судна. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок выбора компетентного органа. Выбор альтернативного способа разрешения споров ограничен исходя из аналогичных критериев.
(Вавилин Е.В., Вавилин В.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Определенный прогресс в решении проблем выбора применимого права и компетентного судебного органа был достигнут в связи с принятием Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (Роттердамские правила) <2> (далее - Роттердамские правила). Документ ограничивает истца в выборе суда. Согласно ст. 66 Роттердамских правил истец имеет право обращаться с требованием к перевозчику исключительно в компетентный суд по месту регистрации перевозчика, месту получения груза (согласованном в договоре) или в месте, в котором произошла погрузка или выгрузка груза с судна. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок выбора компетентного органа. Выбор альтернативного способа разрешения споров ограничен исходя из аналогичных критериев.
Статья: Правовые вопросы ответственности за причинение ущерба, связанного с эксплуатацией автономных судов
(Клюев В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Что касается договорных вопросов грузоперевозок, то отношения между перевозчиком и заинтересованными сторонами регулируются Гаагско-Висбийскими правилами (и некоторыми вариациями к ним в Гамбургских и Роттердамских правилах), но другие договоры, такие как чартерные перевозки или контракты между судовладельцем и судостроительными организациями или производителями судового оборудования, на данный момент не урегулированы ни на международном, ни на национальном уровнях, несмотря на то что некоторые объединения коммерческих организаций разработали типовые контракты для конкретных целей (например, BIMCO).
(Клюев В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Что касается договорных вопросов грузоперевозок, то отношения между перевозчиком и заинтересованными сторонами регулируются Гаагско-Висбийскими правилами (и некоторыми вариациями к ним в Гамбургских и Роттердамских правилах), но другие договоры, такие как чартерные перевозки или контракты между судовладельцем и судостроительными организациями или производителями судового оборудования, на данный момент не урегулированы ни на международном, ни на национальном уровнях, несмотря на то что некоторые объединения коммерческих организаций разработали типовые контракты для конкретных целей (например, BIMCO).
Статья: Правовое регулирование применения современных компьютерных технологий в морских портах Российской Федерации
(Бразовская Я.Е.)
("Транспортное право", 2023, N 2)В 2008 г. ГА ООН была принята, но не вступила в силу Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов", более известная как Роттердамские правила. Конвенция, как ранее указывали Я.Е. Бразовская и Ю.С. Цветкова, "делает легитимным выпуск транспортного электронного документа, который заменяет традиционный бумажный документ, признается договором и имеет статус, аналогичный статусу бумажных документов (глава 8 Правил)" <10>.
(Бразовская Я.Е.)
("Транспортное право", 2023, N 2)В 2008 г. ГА ООН была принята, но не вступила в силу Конвенция ООН "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов", более известная как Роттердамские правила. Конвенция, как ранее указывали Я.Е. Бразовская и Ю.С. Цветкова, "делает легитимным выпуск транспортного электронного документа, который заменяет традиционный бумажный документ, признается договором и имеет статус, аналогичный статусу бумажных документов (глава 8 Правил)" <10>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)1.9. 11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 63/122 одобрила Конвенцию ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов и призвала государства стать ее участниками. Конвенция 2008 г. получила наименование "Роттердамские правила".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)1.9. 11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 63/122 одобрила Конвенцию ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов и призвала государства стать ее участниками. Конвенция 2008 г. получила наименование "Роттердамские правила".