Российское казачество
Подборка наиболее важных документов по запросу Российское казачество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Казачьими обществами согласно п. 1 ст. 123.15 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в России объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <75>, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации утвержден Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 <76>;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Казачьими обществами согласно п. 1 ст. 123.15 части первой ГК РФ (статья введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в России объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <75>, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы. Порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации утвержден Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 <76>;
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной службе российского казачества"5 декабря 2005 года N 154-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной службе российского казачества"5 декабря 2005 года N 154-ФЗ
Ситуация: Как получить лицензию на приобретение оружия?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За выдачу лицензии на приобретение оружия взимается госпошлина - по общему правилу, в размере 5 000 руб. или, при приобретении газового пистолета, револьвера, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, - 1 000 руб. (абз. 2, 3 пп. 136 п. 1 ст. 333.33, п. 5 ст. 333.35 НК РФ; ст. 23 Закона N 150-ФЗ; п. 16 Административного регламента N 93).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)За выдачу лицензии на приобретение оружия взимается госпошлина - по общему правилу, в размере 5 000 руб. или, при приобретении газового пистолета, револьвера, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, - 1 000 руб. (абз. 2, 3 пп. 136 п. 1 ст. 333.33, п. 5 ст. 333.35 НК РФ; ст. 23 Закона N 150-ФЗ; п. 16 Административного регламента N 93).
Статья: Особенности публично-правового регулирования социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций в условиях российского федерализма
(Лушин И.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Встречаются и узконаправленные виды деятельности, которые по своей природе и характеру логично будет отнести именно к региональным видам деятельности, хотя они также условно могут быть выведены из федерального законодательства, например: содействие осуществлению мер по возрождению, сохранению и свободному развитию национальной культуры карелов, вепсов и финнов <14>, деятельность в области возрождения российского казачества <15> и др.
(Лушин И.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Встречаются и узконаправленные виды деятельности, которые по своей природе и характеру логично будет отнести именно к региональным видам деятельности, хотя они также условно могут быть выведены из федерального законодательства, например: содействие осуществлению мер по возрождению, сохранению и свободному развитию национальной культуры карелов, вепсов и финнов <14>, деятельность в области возрождения российского казачества <15> и др.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-инновация за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)казачьи общества, внесенные в госреестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ;
(КонсультантПлюс, 2024)казачьи общества, внесенные в госреестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ;
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ведении Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Следственного комитета и других федеральных ведомств находится ряд образовательных организаций со специальными наименованиями, в них реализация основных образовательных программ интегрирована с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. В наименовании этих организаций также, по сути, содержится указание на вид организации, например: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ведении Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Следственного комитета и других федеральных ведомств находится ряд образовательных организаций со специальными наименованиями, в них реализация основных образовательных программ интегрирована с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. В наименовании этих организаций также, по сути, содержится указание на вид организации, например: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<4> См.: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<4> См.: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".
Статья: Участие некоммерческих организаций в гражданском обороте: проблемы правового обеспечения
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Еще одним примером некоммерческих юридических лиц, в значительной степени нацеленных на осуществление хозяйственной деятельности, являются казачьи общества. Таковыми признаются объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы (п. 1 ст. 123.15 ГК РФ). Создание казачьих обществ в принципе обусловлено возможностью их привлечения к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы <30>, в связи с чем они занимают определенное место в государственной системе, имеют специальное организационное построение, особые систему, внутреннее устройство, управление.
(Сойфер Т.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 1)Еще одним примером некоммерческих юридических лиц, в значительной степени нацеленных на осуществление хозяйственной деятельности, являются казачьи общества. Таковыми признаются объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы (п. 1 ст. 123.15 ГК РФ). Создание казачьих обществ в принципе обусловлено возможностью их привлечения к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы <30>, в связи с чем они занимают определенное место в государственной системе, имеют специальное организационное построение, особые систему, внутреннее устройство, управление.