Рнп после заключения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Рнп после заключения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗпоставщик (подрядчик) включен в РНП после заключения контракта
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение в РНП при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неуведомление заказчика участником закупки о включении его в РНП после признания победителем является основанием для признания недействительным исполненного контракта, заключенного между ними, и взыскания полученной по нему денежной суммы
(КонсультантПлюс, 2025)Неуведомление заказчика участником закупки о включении его в РНП после признания победителем является основанием для признания недействительным исполненного контракта, заключенного между ними, и взыскания полученной по нему денежной суммы
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Споры и обжалования по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать убытки, если суд признал незаконным решение антимонопольного органа о включении информации в РНП в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Истец стал победителем электронного аукциона. После определения победителя, но до заключения контракта антимонопольный орган включил сведения о нем в РНП. Заказчик отказался заключать контракт. Суд признал решение антимонопольного органа о включении сведений в РНП незаконным. Истец посчитал, что он лишился возможности заключить контракт, исполнить его и получить прибыль, а также понес реальный ущерб в виде стоимости выдачи банковской гарантии.
Можно ли взыскать убытки, если суд признал незаконным решение антимонопольного органа о включении информации в РНП в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Истец стал победителем электронного аукциона. После определения победителя, но до заключения контракта антимонопольный орган включил сведения о нем в РНП. Заказчик отказался заключать контракт. Суд признал решение антимонопольного органа о включении сведений в РНП незаконным. Истец посчитал, что он лишился возможности заключить контракт, исполнить его и получить прибыль, а также понес реальный ущерб в виде стоимости выдачи банковской гарантии.
Нормативные акты
"Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках"
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")Государственный контракт должен быть подписан сторонами не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после опубликования протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона.
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")Государственный контракт должен быть подписан сторонами не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после опубликования протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона.
Готовое решение: В каком порядке провести открытый электронный аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы признать участника уклонившимся от заключения контракта, составьте с использованием ЕИС протокол об уклонении участника от заключения контракта. Сделайте это не позже чем на следующий рабочий день после дня истечения срока подписания им контракта (п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Не забудьте в день размещения в ЕИС этого протокола направить в орган контроля обращение о включении информации об участнике в РНП.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы признать участника уклонившимся от заключения контракта, составьте с использованием ЕИС протокол об уклонении участника от заключения контракта. Сделайте это не позже чем на следующий рабочий день после дня истечения срока подписания им контракта (п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Не забудьте в день размещения в ЕИС этого протокола направить в орган контроля обращение о включении информации об участнике в РНП.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за технических неполадок
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Победитель электронного запроса котировок не подписал проект контракта в установленный срок в связи с поломкой компьютера. Он незамедлительно принял меры по устранению неполадок, однако они были устранены уже после истечения срока подписания контракта. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в контрольный орган. Сведения о победителе включены в РНП.
Внесут ли сведения в РНП, если участник закупки вовремя не подписал проект контракта из-за технических неполадок
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Победитель электронного запроса котировок не подписал проект контракта в установленный срок в связи с поломкой компьютера. Он незамедлительно принял меры по устранению неполадок, однако они были устранены уже после истечения срока подписания контракта. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в контрольный орган. Сведения о победителе включены в РНП.
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В любом случае отказаться от заключения контракта нужно, даже если соответствующие сведения внесены в РНП уже после подведения итогов закупки, но до заключения контракта. Аналогичную позицию высказывал и Минфин России (Письмо от 14.12.2021 N 24-06-08/101557).
(КонсультантПлюс, 2025)В любом случае отказаться от заключения контракта нужно, даже если соответствующие сведения внесены в РНП уже после подведения итогов закупки, но до заключения контракта. Аналогичную позицию высказывал и Минфин России (Письмо от 14.12.2021 N 24-06-08/101557).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Государство в рамках своих позитивных обязанностей вырабатывает разные меры по борьбе с недобросовестностью. В частности, с целью обеспечения защиты прав и законных интересов участников закупок Федеральная антимонопольная служба России с 2011 г. ведет в порядке, установленном Правительством РФ, публичные реестры недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) <1>, предусмотренные ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <2> (далее - Закон N 223-ФЗ) и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <3> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законодательство выделяет три ситуации недобросовестного поведения участника торгов, которые являются основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков: 1) уклонение победителя торгов от заключения договора; 2) уклонение единственного участника торгов от заключения контракта; 3) расторжение заказчиком контракта, если поставщик не выполняет его после подписания или выполняет недобросовестно, т.е. в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Включение поставщика в такой реестр может являться основанием для его последующего недопущения к участию в торгах, так как согласно п. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик услуг (работ) вправе установить одним из требований к участнику закупки отсутствие его в реестре недобросовестных поставщиков. Однажды допущенное хозяйствующим субъектом недобросовестное поведение лишает его возможности на два года вести коммерческую деятельность посредством участия в торгах. Более того, ФАС России разработал целый ряд экономических механизмов, применяемых в целях защиты заказчика от недобросовестных участников закупок, которые, кроме привлечения заказчиком поставщика к гражданско-правовой ответственности, позволяют реализовать "принцип неотвратимости наказания недобросовестного поставщика за неисполнение им условий договора" <4>.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 28.04.2023 N 154-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)При этом если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, то новый контракт можно заключить только после включения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
(Суворова Т.)
("Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 6)При этом если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, то новый контракт можно заключить только после включения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Готовое решение: Как действовать заказчику, если на закупку услуг по сопровождению программного обеспечения заявился участник без права оказания таких услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Откажитесь от заключения контракта, если после допуска заявки получили соответствующую информацию от лицензирующего органа или правообладателя ПО или обнаружили сведения в РНП.
(КонсультантПлюс, 2025)Откажитесь от заключения контракта, если после допуска заявки получили соответствующую информацию от лицензирующего органа или правообладателя ПО или обнаружили сведения в РНП.
Статья: Что делать поставщику, который столкнулся с невозможностью исполнения своих обязательств по контракту
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)После заключения контракта попытайтесь договориться с заказчиком о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения. Возможно, заказчик при этом потребует заплатить штраф за неисполнение контракта. Это придется сделать, т.к. данное требование является законным.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)После заключения контракта попытайтесь договориться с заказчиком о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения. Возможно, заказчик при этом потребует заплатить штраф за неисполнение контракта. Это придется сделать, т.к. данное требование является законным.
Последние изменения: Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт расторгнут из-за одностороннего отказа заказчика (за исключением контракта на поставку товара для нормального жизнеобеспечения), новый контракт заключается после включения в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут (ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт расторгнут из-за одностороннего отказа заказчика (за исключением контракта на поставку товара для нормального жизнеобеспечения), новый контракт заключается после включения в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут (ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Заключение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Правомерно ли включить в РНП сведения об участнике, предложившем другой товар при заключении контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Документацией о торгах была предусмотрена поставка конкретного товара (без указания на эквивалент). После подведения итогов торгов заказчик направил победителю проект контракта. Победитель торгов подписал проект контракта, в который включил условия о поставке эквивалента товара. В связи с этим победитель признан уклонившимся от заключения контракта. Сведения о нем внесены антимонопольным органом в РНП.
Правомерно ли включить в РНП сведения об участнике, предложившем другой товар при заключении контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Документацией о торгах была предусмотрена поставка конкретного товара (без указания на эквивалент). После подведения итогов торгов заказчик направил победителю проект контракта. Победитель торгов подписал проект контракта, в который включил условия о поставке эквивалента товара. В связи с этим победитель признан уклонившимся от заключения контракта. Сведения о нем внесены антимонопольным органом в РНП.
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Таким образом, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо ссылаться на реальные основания, которые препятствуют выполнению работ. Ссылки на отсутствие проектной документации (пример 2), нарушения при формировании НМЦК (пример 3) не позволят поставщику (подрядчику, исполнителю) избежать включения в РНП.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)Таким образом, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо ссылаться на реальные основания, которые препятствуют выполнению работ. Ссылки на отсутствие проектной документации (пример 2), нарушения при формировании НМЦК (пример 3) не позволят поставщику (подрядчику, исполнителю) избежать включения в РНП.