РМРС налог на прибыль
Подборка наиболее важных документов по запросу РМРС налог на прибыль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ"Сама по себе регистрация судов в РМРС влечет для налогоплательщика предоставление льготного режима налогообложения, а именно: организации освобождаются от уплаты налога на прибыль с доходов, полученных от эксплуатации и (или) реализации судов; суда не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество и транспортному налогу; перемещение судов на таможенную территорию РФ без применения мер нетарифного и технического регулирования, ввоз судна освобождается от налогообложения по пункту 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 256 "Амортизируемое имущество" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы исчисленной амортизации по судам, осуществляющим каботажные перевозки, за период их нахождения в РМРС, поскольку суда, зарегистрированные в РМРС, не признаются амортизируемым имуществом в период нахождения их в указанном реестре. ВС РФ пришел к выводу, что спорные расходы были учтены налогоплательщиком правомерно. ВС РФ указал, что освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций распространяется только на доходы, полученные от международных перевозок судами, зарегистрированными в РМРС, и не распространяется на доходы от иных видов деятельности, в том числе осуществляемых такими судами каботажных перевозок, то есть перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации. Налогоплательщик учитывал в налоговой базе доходы от каботажных перевозок. Исключив при налогообложении из состава доходов хозяйственные операции, связанные с перевозками, в которых пункт отправления и (или) пункт назначения находятся за пределами территории РФ (ст. 251 НК РФ), одновременно был установлен порядок учета расходов, при котором и затраты на содержание, эксплуатацию такого имущества в случае совершения указанных операций также не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Во всех иных случаях для учета доходов и расходов, относящихся к использованию в каботажных перевозках судов, зарегистрированных в РМРС, применяется общий порядок исчисления налога. Невозможность учета расходов, связанных с осуществлением деятельности, доходы от которой включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, приводит к нарушению принципа соотносимости доходов и расходов и нарушению закрепленного в ст. 3 НК РФ принципа экономического основания налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном включении налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы исчисленной амортизации по судам, осуществляющим каботажные перевозки, за период их нахождения в РМРС, поскольку суда, зарегистрированные в РМРС, не признаются амортизируемым имуществом в период нахождения их в указанном реестре. ВС РФ пришел к выводу, что спорные расходы были учтены налогоплательщиком правомерно. ВС РФ указал, что освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций распространяется только на доходы, полученные от международных перевозок судами, зарегистрированными в РМРС, и не распространяется на доходы от иных видов деятельности, в том числе осуществляемых такими судами каботажных перевозок, то есть перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации. Налогоплательщик учитывал в налоговой базе доходы от каботажных перевозок. Исключив при налогообложении из состава доходов хозяйственные операции, связанные с перевозками, в которых пункт отправления и (или) пункт назначения находятся за пределами территории РФ (ст. 251 НК РФ), одновременно был установлен порядок учета расходов, при котором и затраты на содержание, эксплуатацию такого имущества в случае совершения указанных операций также не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Во всех иных случаях для учета доходов и расходов, относящихся к использованию в каботажных перевозках судов, зарегистрированных в РМРС, применяется общий порядок исчисления налога. Невозможность учета расходов, связанных с осуществлением деятельности, доходы от которой включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, приводит к нарушению принципа соотносимости доходов и расходов и нарушению закрепленного в ст. 3 НК РФ принципа экономического основания налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация имеет судно, зарегистрированное в РМРС. При исчислении налога на прибыль не учитывает доходы, полученные от его эксплуатации. Организация получила страховое возмещение ущерба от пожара на судне. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль следует учесть суммы возмещения ущерба?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация имеет судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов. При исчислении налога на прибыль не учитывает доходы, полученные от его эксплуатации, в соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ. Организация получила страховое возмещение ущерба (в рамках договора страхования) от пожара на судне. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль следует учесть суммы возмещения ущерба?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация имеет судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов. При исчислении налога на прибыль не учитывает доходы, полученные от его эксплуатации, в соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ. Организация получила страховое возмещение ущерба (в рамках договора страхования) от пожара на судне. В каком порядке в целях исчисления налога на прибыль следует учесть суммы возмещения ущерба?
Вопрос: Об учете расходов в виде сумм начисленных процентов по кредиту, полученному судовладельцем при использовании судов, зарегистрированных в РМРС, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-03-06/1/3803)Вопрос: Об учете расходов в виде сумм начисленных процентов по кредиту, полученному судовладельцем при использовании судов, зарегистрированных в РМРС, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 19.01.2024 N 03-03-06/1/3803)Вопрос: Об учете расходов в виде сумм начисленных процентов по кредиту, полученному судовладельцем при использовании судов, зарегистрированных в РМРС, в целях налога на прибыль.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)21. Налогоплательщик, осуществляющий каботажные перевозки на судах, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на амортизацию и ремонт судов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)21. Налогоплательщик, осуществляющий каботажные перевозки на судах, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций включать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты на амортизацию и ремонт судов.
<Письмо> ФНС России от 21.02.2023 N БВ-4-7/2101
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций распространяется только на доходы, полученные от международных перевозок судами, зарегистрированными в РМРС, и не распространяется на доходы от иных видов деятельности, в том числе осуществляемых такими судами каботажных перевозок, то есть перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций распространяется только на доходы, полученные от международных перевозок судами, зарегистрированными в РМРС, и не распространяется на доходы от иных видов деятельности, в том числе осуществляемых такими судами каботажных перевозок, то есть перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В рассматриваемом случае реализованные суда были зарегистрированы в реестре иностранного государства. После приобретения налогоплательщиком их регистрация в иностранном реестре была аннулирована и они были зарегистрированы в Российском международном реестре судов.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)В рассматриваемом случае реализованные суда были зарегистрированы в реестре иностранного государства. После приобретения налогоплательщиком их регистрация в иностранном реестре была аннулирована и они были зарегистрированы в Российском международном реестре судов.
Статья: Позиции высших судов по вопросам налогообложения за IV квартал 2022 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 11)Судебная коллегия рассмотрела следующую ситуацию. В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что компания неправомерно включила в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2015 - 2017 гг. амортизацию по морским судам за период их регистрации и нахождения в Российском международном реестре судов (РМРС). При этом она отталкивалась от положений п. 3 ст. 256 НК РФ, согласно которым морские суда, зарегистрированные в РМРС, не являются амортизируемым имуществом на период нахождения их в РМРС. Компания же считала, что положения п. 3 ст. 256 НК РФ распространяются только на суда, используемые для международных перевозок. А по морским судам, зарегистрированным в РМРС и осуществляющим каботажные перевозки (перевозки и буксировку в сообщении между морскими портами РФ), для расчета налога на прибыль учитываются все доходы от эксплуатации, соответственно, необходимо учитывать и расходы. Иной подход будет приводить к взиманию налога с выручки, а не с прибыли.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 11)Судебная коллегия рассмотрела следующую ситуацию. В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что компания неправомерно включила в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2015 - 2017 гг. амортизацию по морским судам за период их регистрации и нахождения в Российском международном реестре судов (РМРС). При этом она отталкивалась от положений п. 3 ст. 256 НК РФ, согласно которым морские суда, зарегистрированные в РМРС, не являются амортизируемым имуществом на период нахождения их в РМРС. Компания же считала, что положения п. 3 ст. 256 НК РФ распространяются только на суда, используемые для международных перевозок. А по морским судам, зарегистрированным в РМРС и осуществляющим каботажные перевозки (перевозки и буксировку в сообщении между морскими портами РФ), для расчета налога на прибыль учитываются все доходы от эксплуатации, соответственно, необходимо учитывать и расходы. Иной подход будет приводить к взиманию налога с выручки, а не с прибыли.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при получении платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демереджа).
(Письмо Минфина России от 29.07.2025 N 03-03-06/1/73214)Согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", или в Российском международном реестре судов. Под эксплуатацией таких судов в целях данного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.
(Письмо Минфина России от 29.07.2025 N 03-03-06/1/73214)Согласно подпункту 33.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года и зарегистрированных в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", или в Российском международном реестре судов. Под эксплуатацией таких судов в целях данного подпункта понимается их использование для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки и обеспечения указанных услуг и видов деятельности независимо от расположения пункта отправления и (или) пункта назначения, а также сдача таких судов в аренду для данного использования.
Вопрос: Организация-1 взяла у организации-2 по договору тайм-чартера судно, зарегистрированное в РМРС. Доходом у организации-1 является плата за фрахт по договору международной перевозки с организацией-3, расходами - арендная плата, топливо. Учитываются ли у организации-1 данные доходы и расходы в целях налога на прибыль?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Российская организация - 1 взяла у российской организации - 2 в аренду по договору тайм-чартера (аренда судна с экипажем) судно, зарегистрированное в РМРС. Доходом у российской организации-1 от эксплуатации судна является плата за фрахт по договору международной перевозки с российской организацией - 3 (пункт отправления - РФ, пункт назначения - за пределами РФ), расходами - арендная плата по договору тайм-чартера, топливо и портовые сборы. Учитываются ли у российской организации - 1 данные доходы и расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Российская организация - 1 взяла у российской организации - 2 в аренду по договору тайм-чартера (аренда судна с экипажем) судно, зарегистрированное в РМРС. Доходом у российской организации-1 от эксплуатации судна является плата за фрахт по договору международной перевозки с российской организацией - 3 (пункт отправления - РФ, пункт назначения - за пределами РФ), расходами - арендная плата по договору тайм-чартера, топливо и портовые сборы. Учитываются ли у российской организации - 1 данные доходы и расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль?
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов или в РМРС.
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-03-06/1/34550)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов или в РМРС.
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-03-06/1/34550)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов или в РМРС.
Вопрос: ООО работает на УСН ("доходы минус расходы"), является судовладельцем судов, зарегистрированных в РМРС. Освобождаются ли доходы от эксплуатации данных судов от налога по УСН в соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ? Нужно ли указывать данные доходы и расходы в книге учета доходов и расходов?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Вопрос: О понятии "судовладелец" в целях применения освобождения от налога на прибыль доходов от реализации судов, зарегистрированных в РМРС.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-03-06/1/96338)Вопрос: О понятии "судовладелец" в целях применения освобождения от налога на прибыль доходов от реализации судов, зарегистрированных в РМРС.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-03-06/1/96338)Вопрос: О понятии "судовладелец" в целях применения освобождения от налога на прибыль доходов от реализации судов, зарегистрированных в РМРС.
Вопрос: По какой ставке НДС облагается последующая продажа судна, если при покупке применена ставка НДС 0%? Облагается ли такая сделка налогом на прибыль?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: ООО является судовладельцем и собственником судна внутреннего водного транспорта (речной флот), зарегистрированного в РМРС. При его продаже завод-поставщик в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ применил ставку НДС 0%. Вправе ли ООО применить ставку НДС 0% при продаже судна лизинговой организации, при этом ООО остается судовладельцем данного судна, а лизинговая организация - собственником, с последующей перерегистрацией собственника в РМРС?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: ООО является судовладельцем и собственником судна внутреннего водного транспорта (речной флот), зарегистрированного в РМРС. При его продаже завод-поставщик в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ применил ставку НДС 0%. Вправе ли ООО применить ставку НДС 0% при продаже судна лизинговой организации, при этом ООО остается судовладельцем данного судна, а лизинговая организация - собственником, с последующей перерегистрацией собственника в РМРС?
Вопрос: О налоге на прибыль при эксплуатации (реализации) и содержании судов, зарегистрированных в РМРС, и страховых взносах с выплат членам экипажа речного пассажирского судна, зарегистрированного в РМРС.
(Письмо Минфина России от 09.12.2024 N 03-03-06/1/123841)Вопрос: О налоге на прибыль при эксплуатации (реализации) и содержании судов, зарегистрированных в РМРС, и страховых взносах с выплат членам экипажа речного пассажирского судна, зарегистрированного в РМРС.
(Письмо Минфина России от 09.12.2024 N 03-03-06/1/123841)Вопрос: О налоге на прибыль при эксплуатации (реализации) и содержании судов, зарегистрированных в РМРС, и страховых взносах с выплат членам экипажа речного пассажирского судна, зарегистрированного в РМРС.