Риски од/фт
Подборка наиболее важных документов по запросу Риски од/фт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Требования к системе управления рисками и капиталом в кредитной организации и банковской группе установлены Указанием Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У, в их числе находятся правовой и регуляторный риски. Порядок управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обладает значительной спецификой, но не урегулирован в достаточной мере нормативными актами Банка России. В статье доказывается, что в рамках противодействия ОД/ФТ необходимо оценивать события риска ОД/ФТ в том числе через призму управления правовым и регуляторным рисками в целях выявления потенциальных рисков и повышения эффективности системы внутреннего контроля в кредитной организации.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Требования к системе управления рисками и капиталом в кредитной организации и банковской группе установлены Указанием Банка России от 15 апреля 2015 г. N 3624-У, в их числе находятся правовой и регуляторный риски. Порядок управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обладает значительной спецификой, но не урегулирован в достаточной мере нормативными актами Банка России. В статье доказывается, что в рамках противодействия ОД/ФТ необходимо оценивать события риска ОД/ФТ в том числе через призму управления правовым и регуляторным рисками в целях выявления потенциальных рисков и повышения эффективности системы внутреннего контроля в кредитной организации.
Статья: Финансовый мониторинг в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изучают клиентов и оценивают риск совершения клиентами операций в целях отмывания денег/финансирования терроризма (пп. 3, 3.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями");
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- изучают клиентов и оценивают риск совершения клиентами операций в целях отмывания денег/финансирования терроризма (пп. 3, 3.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями");
Нормативные акты
Статья: Новые риски финансирования терроризма с использованием криптовалют в странах ЕАГ и СНГ
(Тисен О.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)<13> Итоги первого раунда оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе (итоговый отчет) // 36-е Пленарное заседание ЕАГ. 30 мая 2022 г.
(Тисен О.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 1)<13> Итоги первого раунда оценки рисков ОД/ФТ в Евразийском регионе (итоговый отчет) // 36-е Пленарное заседание ЕАГ. 30 мая 2022 г.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Понимание риск-ориентированного подхода в зарубежных источниках выглядит следующим образом. Например, в инструкции, созданной Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) специально для банковского сектора, риск-ориентированный подход "означает, что страны, компетентные органы и финансовые учреждения <1>, как ожидается, будут выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ (отмывания денег/финансирования терроризма. - Прим. авт.), которым они подвергаются, и принимать меры ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денег/финансированию терроризма. - Прим. авт.), соизмеримые с этими рисками, с целью их эффективного снижения" <2>. В другой инструкции ФАТФ риск-ориентированный подход детерминируется следующим образом: "Риск-ориентированный подход к ПОД/ФТ означает, что страны, компетентные органы и определенные нефинансовые бизнес-структуры и профессии, включая юристов, нотариусов и других специалистов в области права, должны выявлять, оценивать и понимать риски ОД/ФТ, которым они подвергаются, и принимать необходимые меры ПОД/ФТ для эффективного и действенного смягчения этих рисков и управления ими" <3>. Несмотря на то что отмеченные определения не имеют прямого отношения к контрольно-надзорной деятельности, они имеют некоторое сходство с определением, закрепленным в Федеральном законе N 294-ФЗ.
Статья: Криминологические исследования блокчейнов криптовалют в российской антиотмывочной системе
(Красинский В.В., Норкина А.Н.)
("Современное право", 2024, N 8)Потенциальные риски использования криптовалют по линии ОД/ФТ рассмотрены в Отчете ФАТФ "Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ (июнь 2014)" <4>. Первые рекомендации по управлению рисками ОД/ФТ, связанными с виртуальной валютой, были разработаны ФАТФ и опубликованы в июне 2015 года (Руководство 2015 года [9]).
(Красинский В.В., Норкина А.Н.)
("Современное право", 2024, N 8)Потенциальные риски использования криптовалют по линии ОД/ФТ рассмотрены в Отчете ФАТФ "Виртуальные валюты. Ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ (июнь 2014)" <4>. Первые рекомендации по управлению рисками ОД/ФТ, связанными с виртуальной валютой, были разработаны ФАТФ и опубликованы в июне 2015 года (Руководство 2015 года [9]).
Статья: Противодействие легализации цифровых валют с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
(Чукреев В.А., Семенов Н.В.)
("Законность", 2021, N 10)<3> Информационное письмо Банка России от 14 августа 2018 г. N ИН-014-12/54 "О национальной оценке рисков ОД/ФТ".
(Чукреев В.А., Семенов Н.В.)
("Законность", 2021, N 10)<3> Информационное письмо Банка России от 14 августа 2018 г. N ИН-014-12/54 "О национальной оценке рисков ОД/ФТ".
Статья: Тенденции международной практики контроля за оборотом цифровых активов в контексте политики ПОД/ФТ и антикоррупционной политики
(Криворучко С.В., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2023, N 1)(iii) риски ОД/ФТ при осуществлении "одноранговых (P2P) транзакций" и инструменты снижения таких рисков;
(Криворучко С.В., Понаморенко В.Е.)
("Банковское право", 2023, N 1)(iii) риски ОД/ФТ при осуществлении "одноранговых (P2P) транзакций" и инструменты снижения таких рисков;
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<2> См. подробнее: Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков ОД/ФТ: монография // В.И. Лафитский, А.М. Цирин, Н.А. Поветкина, М.А. Цирина и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, М.А. Цирина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, МУМЦФМ, 2014. 416 с.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<2> См. подробнее: Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков ОД/ФТ: монография // В.И. Лафитский, А.М. Цирин, Н.А. Поветкина, М.А. Цирина и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, М.А. Цирина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, МУМЦФМ, 2014. 416 с.
Статья: Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав
(Габов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Выгоды от введения такого финансового инструмента понятны - прозрачность финансовой сферы, о чем в Докладе написано предельно ясно: "цифровой рубль расширяет для государства возможности контроля целевого расходования средств, в том числе получаемых экономическими субъектами для исполнения государственных контрактов... Упрощенно цифровой рубль можно описать как традиционные банкноты и монеты, которые выпускаются и передаются в электронном виде. Каждая банкнота и монета при этом сохраняют свою уникальность, и система цифрового рубля позволяет проследить их движение... Применение цифрового рубля позволит государству автоматически отслеживать движение денежных средств, выделяемых в рамках государственных контрактов или иных бюджетных платежей, запретить их расходование на цели, не соответствующие их предназначению..." <3>, "использование цифрового рубля повысит прозрачность расчетов и будет способствовать снижению рисков ОД/ФТ/ФРОМУ <4>... Одним из преимуществ введения цифрового рубля является возможность проведения анализа на основе больших массивов данных об экономических субъектах и их платежах" <5>.
(Габов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Выгоды от введения такого финансового инструмента понятны - прозрачность финансовой сферы, о чем в Докладе написано предельно ясно: "цифровой рубль расширяет для государства возможности контроля целевого расходования средств, в том числе получаемых экономическими субъектами для исполнения государственных контрактов... Упрощенно цифровой рубль можно описать как традиционные банкноты и монеты, которые выпускаются и передаются в электронном виде. Каждая банкнота и монета при этом сохраняют свою уникальность, и система цифрового рубля позволяет проследить их движение... Применение цифрового рубля позволит государству автоматически отслеживать движение денежных средств, выделяемых в рамках государственных контрактов или иных бюджетных платежей, запретить их расходование на цели, не соответствующие их предназначению..." <3>, "использование цифрового рубля повысит прозрачность расчетов и будет способствовать снижению рисков ОД/ФТ/ФРОМУ <4>... Одним из преимуществ введения цифрового рубля является возможность проведения анализа на основе больших массивов данных об экономических субъектах и их платежах" <5>.
Статья: Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)<4> Информационное письмо Банка России от 14 августа 2018 г. N ИН-014-12/54 "О национальной оценке рисков ОД/ФТ" (вместе с "Публичным отчетом. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы 2017 - 2018", "Национальной оценкой рисков финансирования терроризма. Публичный отчет 2017 - 2018") // Вестник Банка России. 2018. N 64.
(Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д.)
("Банковское право", 2021, N 5)<4> Информационное письмо Банка России от 14 августа 2018 г. N ИН-014-12/54 "О национальной оценке рисков ОД/ФТ" (вместе с "Публичным отчетом. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов. Основные выводы 2017 - 2018", "Национальной оценкой рисков финансирования терроризма. Публичный отчет 2017 - 2018") // Вестник Банка России. 2018. N 64.
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Развитие новых информационных технологий, трансформация традиционных финансовых инструментов и механизмов финансовых операций требуют обновленных подходов к обработке и дистрибуции данных в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ). С учетом постоянно растущих объемов входящего потока, необходимости более гибкого и глубокого анализа рисков ОД/ФТ в режиме реального времени вопросы внедрения и развития технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) <1> в антиотмывочном контуре представляются актуальными.
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Развитие новых информационных технологий, трансформация традиционных финансовых инструментов и механизмов финансовых операций требуют обновленных подходов к обработке и дистрибуции данных в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансирования терроризма (далее - ПОД/ФТ). С учетом постоянно растущих объемов входящего потока, необходимости более гибкого и глубокого анализа рисков ОД/ФТ в режиме реального времени вопросы внедрения и развития технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) <1> в антиотмывочном контуре представляются актуальными.
Статья: Пути совершенствования государственно-частного партнерства в сфере противодействия финансированию терроризма
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В свою очередь, в КНР наблюдается высокая осведомленность частного сектора о рисках финансирования терроризма. Частный сектор участвовал в разработке национальной оценки рисков, а Китайский центр по анализу и мониторингу противодействия отмыванию денег выпускает продукты стратегического анализа о рисках ОД/ФТ, дающие возможность финансовым организациям выявлять риски и повышать качество сообщений о подозрительных операциях <12>.
(Милосердова Е.А.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 1)В свою очередь, в КНР наблюдается высокая осведомленность частного сектора о рисках финансирования терроризма. Частный сектор участвовал в разработке национальной оценки рисков, а Китайский центр по анализу и мониторингу противодействия отмыванию денег выпускает продукты стратегического анализа о рисках ОД/ФТ, дающие возможность финансовым организациям выявлять риски и повышать качество сообщений о подозрительных операциях <12>.