Риски хозяйственной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Риски хозяйственной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры по сделкам с долями или акциями общества: Покупатель хочет признать недействительным договор купли-продажи доли
(КонсультантПлюс, 2025)Требование о признании сделки недействительной заявлено с целью покрыть предпринимательские риски хозяйственной деятельности, возникшие у Покупателя
(КонсультантПлюс, 2025)Требование о признании сделки недействительной заявлено с целью покрыть предпринимательские риски хозяйственной деятельности, возникшие у Покупателя
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 56.6 "Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФ"Исходя из системного толкования норм ст. 49 ЗК РФ и ст. 32 ЖК РФ, 270 ГК РФ следует, что последовательность мероприятий по изъятию строений и земельных участков для муниципальных нужд обусловлена принципами правовой определенности и разумных ожиданий, поскольку изъятие недвижимого имущества сопряжено с прекращением права собственности частного лица на него, в силу чего такое лицо должно быть защищено от возложения на него необоснованных рисков ведения хозяйственной деятельности в отношении имущества, планируемого к изъятию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Раздел 3. Сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения об организации в эмитенте управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также сведения о работниках эмитента
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)Раздел 3. Сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения об организации в эмитенте управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также сведения о работниках эмитента
"Оплата доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: монография"
(Власова А.С.)
("Печатная Мастерская Радонеж", 2023)Изложенное в рамках исследования особенностей исполнения обязанностей по оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью его участниками приводит к необходимости согласиться с выводом Конституционного Суда РФ, что экономическая свобода реализуется в границах, которые установлены законом, притом что за субъектами всегда остается выбор юридических условий и принятие объективных рисков, связанных с конкретной хозяйственной деятельностью <98>.
(Власова А.С.)
("Печатная Мастерская Радонеж", 2023)Изложенное в рамках исследования особенностей исполнения обязанностей по оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью его участниками приводит к необходимости согласиться с выводом Конституционного Суда РФ, что экономическая свобода реализуется в границах, которые установлены законом, притом что за субъектами всегда остается выбор юридических условий и принятие объективных рисков, связанных с конкретной хозяйственной деятельностью <98>.
Статья: Эволюция понятия "предпринимательская деятельность" в Российской Федерации и необходимость его совершенствования
(Соколов А.К.)
("Юрист", 2024, N 3)С учетом отхода в России от концепции дуализма частного права, когда частноправовые отношения регламентированы гражданским и торговым кодексами, в нашей стране не получило развития хозяйственно-правовое направление в юридической науке, которое, в частности, было реализовано в Украине <18>. В ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство определяется как вид хозяйственной деятельности, как самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли <19>. С учетом принятия единого источника - ГК РФ, регламентирующего отношения с участием как граждан, так и субъектов предпринимательской деятельности, именно в ГК РФ закреплены нормы, регулирующие отношения с участием субъектов предпринимательской деятельности.
(Соколов А.К.)
("Юрист", 2024, N 3)С учетом отхода в России от концепции дуализма частного права, когда частноправовые отношения регламентированы гражданским и торговым кодексами, в нашей стране не получило развития хозяйственно-правовое направление в юридической науке, которое, в частности, было реализовано в Украине <18>. В ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство определяется как вид хозяйственной деятельности, как самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли <19>. С учетом принятия единого источника - ГК РФ, регламентирующего отношения с участием как граждан, так и субъектов предпринимательской деятельности, именно в ГК РФ закреплены нормы, регулирующие отношения с участием субъектов предпринимательской деятельности.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- к минимуму последствий хозяйственной и иной деятельности, создающей риск возникновения необратимых негативных изменений состояния водного объекта;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- к минимуму последствий хозяйственной и иной деятельности, создающей риск возникновения необратимых негативных изменений состояния водного объекта;
Статья: Процедуры и документирование контроля рисков в коммерческих организациях: практический аспект
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Предмет. Процесс документирования процедур внутреннего контроля рисков финансово-хозяйственной деятельности занимает важное место в системе управления организации, обеспечивая качество проверки, выполняя контрольно-аналитическую функцию.
(Сафонова М.Ф., Тимошенко А.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Предмет. Процесс документирования процедур внутреннего контроля рисков финансово-хозяйственной деятельности занимает важное место в системе управления организации, обеспечивая качество проверки, выполняя контрольно-аналитическую функцию.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в Письме от 09.01.2013 N 07-02-18/01, с целью формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении организацией должны раскрываться показатели и пояснения о потенциально существенных рисках хозяйственной деятельности, которым подвержена эта организация. При этом целесообразно учитывать Информацию Минфина России N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности".
Статья: Некоторые вопросы защиты деловой репутации юридического лица в условиях развития цифровых технологий
(Толочкова Н.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)<22> Информация Минфина России N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2024).
(Толочкова Н.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)<22> Информация Минфина России N ПЗ-9/2012 "О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.01.2024).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В связи с этим стоит заметить, что в зарубежных странах реализуются иные подходы к определению статусов органов исполнительной власти. Как отмечают отечественные обозреватели, компетенция органов устанавливается не только через полномочия, но и через миссию, задачи, которые определяют характер всей деятельности органа <1>. Можно предположить, что такой подход обеспечивает большее соответствие компетенции органа исполнительной власти его уставным целям, т.е. целям, для реализации которых орган был учрежден и которые определяются соответствующим законодательным актом. Данный законодательный акт предусматривает принципы регулирования, в соответствии с которыми орган исполнительной власти действует, и пределы дискреции, в рамках которой он решает поставленные задачи. Утверждать, что организация регулирования в зарубежных странах является идеальной, было бы большим заблуждением. Зарубежные исследователи указывают на проблемы, возникающие в деятельности регулирующих органов по управлению рисками, связанными с хозяйственной деятельностью. В частности, в специальной литературе отмечается наличие трех категорий проблем: радикальное расхождение оценок рисков широкой общественностью и специалистами; склонность законодателя реагировать на риски детализированными предписаниями, которые оказываются на практике неэффективными, если не вредными; неопределенность самого процесса регулирования (ограниченность знаний, информации и способности прогнозировать) <2>. Предлагается провести институциональные изменения в системе регулирующих органов - образовать небольшие централизованные административные подразделения, объединяющие опытных сотрудников органов исполнительной власти, аппарата законодательного органа, изолировать их от политического давления и предоставить им полномочия по разработке программ управления рисками, обязательных для всех органов исполнительной власти <3>. Подобные идеи время от времени обсуждаются и в отечественной литературе, однако до их практической реализации дело не доходит по ряду причин. Одна из них - и довольно существенная - заключается в отсутствии действенного механизма "оценки по результатам", необходимого для удержания высококвалифицированных специалистов, способных к творческому мышлению, заинтересованных в достижении целей регулирования. Существующая система оплаты труда государственных служащих не позволяет достойно оплачивать труд таких специалистов (заработная плата руководителя всегда будет выше, чем специалиста), в то время как коммерческие структуры могут себе это позволить. Более того, далеко не каждый руководитель потерпит более яркого и квалифицированного подчиненного, который, помимо прочего, не будет слепым и покладистым исполнителем не всегда обоснованных и законных указаний своего руководителя.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В связи с этим стоит заметить, что в зарубежных странах реализуются иные подходы к определению статусов органов исполнительной власти. Как отмечают отечественные обозреватели, компетенция органов устанавливается не только через полномочия, но и через миссию, задачи, которые определяют характер всей деятельности органа <1>. Можно предположить, что такой подход обеспечивает большее соответствие компетенции органа исполнительной власти его уставным целям, т.е. целям, для реализации которых орган был учрежден и которые определяются соответствующим законодательным актом. Данный законодательный акт предусматривает принципы регулирования, в соответствии с которыми орган исполнительной власти действует, и пределы дискреции, в рамках которой он решает поставленные задачи. Утверждать, что организация регулирования в зарубежных странах является идеальной, было бы большим заблуждением. Зарубежные исследователи указывают на проблемы, возникающие в деятельности регулирующих органов по управлению рисками, связанными с хозяйственной деятельностью. В частности, в специальной литературе отмечается наличие трех категорий проблем: радикальное расхождение оценок рисков широкой общественностью и специалистами; склонность законодателя реагировать на риски детализированными предписаниями, которые оказываются на практике неэффективными, если не вредными; неопределенность самого процесса регулирования (ограниченность знаний, информации и способности прогнозировать) <2>. Предлагается провести институциональные изменения в системе регулирующих органов - образовать небольшие централизованные административные подразделения, объединяющие опытных сотрудников органов исполнительной власти, аппарата законодательного органа, изолировать их от политического давления и предоставить им полномочия по разработке программ управления рисками, обязательных для всех органов исполнительной власти <3>. Подобные идеи время от времени обсуждаются и в отечественной литературе, однако до их практической реализации дело не доходит по ряду причин. Одна из них - и довольно существенная - заключается в отсутствии действенного механизма "оценки по результатам", необходимого для удержания высококвалифицированных специалистов, способных к творческому мышлению, заинтересованных в достижении целей регулирования. Существующая система оплаты труда государственных служащих не позволяет достойно оплачивать труд таких специалистов (заработная плата руководителя всегда будет выше, чем специалиста), в то время как коммерческие структуры могут себе это позволить. Более того, далеко не каждый руководитель потерпит более яркого и квалифицированного подчиненного, который, помимо прочего, не будет слепым и покладистым исполнителем не всегда обоснованных и законных указаний своего руководителя.
Статья: Прямой деликтный иск к работнику: в поисках генерального подхода
(Галушкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)На наш взгляд, российский законодатель, устанавливая соответствующее регулирование в ГК и ТК РФ, преследовал цели не просто существенного лимитирования ответственности работника в контексте объема регрессного требования работодателя, но вообще ограничения возможности для третьих лиц, не являющихся работодателями, заявлять прямые деликтные иски работнику. Причины здесь следует искать не в юридической догматике, а в политике права, в частности в идеях, обосновывающих производную деликтную ответственность работодателя (речь идет о концепциях платежеспособного должника (deep pocket), оптимального застрахованного лица, справедливого распределения убытков, рисков хозяйственной деятельности и т.д.) <50>, а также повышенную защиту лиц, занятых наемным трудом, которая, как мы указывали в гл. 2, в настоящее время наряду с интересами потерпевшего составляет ядро викарной ответственности работодателя. Принцип генерального деликта, за отдельными исключениями, должен уступать перечисленным выше политико-правовым идеям.
(Галушкин Ф.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)На наш взгляд, российский законодатель, устанавливая соответствующее регулирование в ГК и ТК РФ, преследовал цели не просто существенного лимитирования ответственности работника в контексте объема регрессного требования работодателя, но вообще ограничения возможности для третьих лиц, не являющихся работодателями, заявлять прямые деликтные иски работнику. Причины здесь следует искать не в юридической догматике, а в политике права, в частности в идеях, обосновывающих производную деликтную ответственность работодателя (речь идет о концепциях платежеспособного должника (deep pocket), оптимального застрахованного лица, справедливого распределения убытков, рисков хозяйственной деятельности и т.д.) <50>, а также повышенную защиту лиц, занятых наемным трудом, которая, как мы указывали в гл. 2, в настоящее время наряду с интересами потерпевшего составляет ядро викарной ответственности работодателя. Принцип генерального деликта, за отдельными исключениями, должен уступать перечисленным выше политико-правовым идеям.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Говоря о рисках хозяйственной деятельности, следует отметить, что наиболее частым является неисполнение обязательств. При таких обстоятельствах права хозяйствующего субъекта на получение встречного исполнения нарушаются, что вынуждает его к использованию предусмотренных законодательством способов защиты.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Говоря о рисках хозяйственной деятельности, следует отметить, что наиболее частым является неисполнение обязательств. При таких обстоятельствах права хозяйствующего субъекта на получение встречного исполнения нарушаются, что вынуждает его к использованию предусмотренных законодательством способов защиты.