Риск-Ориентированный подход в налоговом контроле
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск-Ориентированный подход в налоговом контроле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р
<Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга>г) развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле, в том числе:
<Об утверждении Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга>г) развитие риск-ориентированного подхода в налоговом контроле, в том числе:
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Предпроверочный анализ в последние годы является распространенным инструментом проведения налогового контроля. Применение риск-ориентированного подхода, акцент на аналитическую работу в рамках предпроверочного анализа и выстраивание диалога с налогоплательщиком становятся ключевыми тенденциями работы налоговых органов. Данные тенденции не обошли вниманием и сферу законодательства по трансфертному ценообразованию. В статье рассмотрим, как предпроверочный анализ работает в области трансфертного ценообразования, что может стать поводом для его проведения и как к нему подготовиться.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Предпроверочный анализ в последние годы является распространенным инструментом проведения налогового контроля. Применение риск-ориентированного подхода, акцент на аналитическую работу в рамках предпроверочного анализа и выстраивание диалога с налогоплательщиком становятся ключевыми тенденциями работы налоговых органов. Данные тенденции не обошли вниманием и сферу законодательства по трансфертному ценообразованию. В статье рассмотрим, как предпроверочный анализ работает в области трансфертного ценообразования, что может стать поводом для его проведения и как к нему подготовиться.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Отметим, что принцип неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах лежит в основе планирования выездных налоговых проверок <1>. Следовательно, учитывая внедренный в сферу налогового контроля риск-ориентированный подход, цель выездных налоговых проверок (как, впрочем, и иных мероприятий налогового контроля) заключается в проверке правильности исчисления и уплаты налогов не всех налогоплательщиков, а именно тех, кто чаще остальных допускает нарушения законодательства о налогах и сборах.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Отметим, что принцип неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах лежит в основе планирования выездных налоговых проверок <1>. Следовательно, учитывая внедренный в сферу налогового контроля риск-ориентированный подход, цель выездных налоговых проверок (как, впрочем, и иных мероприятий налогового контроля) заключается в проверке правильности исчисления и уплаты налогов не всех налогоплательщиков, а именно тех, кто чаще остальных допускает нарушения законодательства о налогах и сборах.
Статья: Рискориентированный подход как гарант налоговой безопасности государства
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)При этом реализация рискориентированного подхода в налоговом контроле должна была основываться на таких принципах, как: а) режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; б) своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; в) обоснованность выбора объектов проверки; г) неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. По нашему мнению, к числу данных принципов также следует добавить передачу подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)При этом реализация рискориентированного подхода в налоговом контроле должна была основываться на таких принципах, как: а) режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; б) своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений; в) обоснованность выбора объектов проверки; г) неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. По нашему мнению, к числу данных принципов также следует добавить передачу подконтрольных субъектов с минимальным риском деятельности в сферу саморегулирования и уведомительного характера деятельности.
Статья: Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Вышеизложенные суждения относительно соотношения налогового и иного контроля на территориях с особым статусом должны быть дополнены пониманием взаимодействия с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Закон - продукт "регуляторной гильотины" - концептуально по иному подходит к осуществлению контрольной деятельности, минимизируя вторжение в хозяйственную деятельность объекта контроля и основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговый контроль прямо выведен из-под действия нового Закона (п. 5 ст. 2), в то время как контроль, осуществляемый на территориях с особым статусом, не отнесен к числу изъятий. Следовательно, на такой контроль распространяются и принципы (глава 2), и контрольно-надзорные мероприятия, и профилактические мероприятия. Правовой конфликт норм нового контрольного Закона и действующих специальных федеральных законов неизбежен, даже в базовом вопросе о субъекте контроля. Статья 26 нового Закона предполагает, что контрольными (надзорными) органами кроме публичных органов могут выступать государственные корпорации, публично-правовые компании, что требует приведения в соответствие с ним ситуаций наделения контрольными полномочиями акционерных обществ и их дочерних обществ.
(Овсянников С.В., Шевелева Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 3)Вышеизложенные суждения относительно соотношения налогового и иного контроля на территориях с особым статусом должны быть дополнены пониманием взаимодействия с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Закон - продукт "регуляторной гильотины" - концептуально по иному подходит к осуществлению контрольной деятельности, минимизируя вторжение в хозяйственную деятельность объекта контроля и основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговый контроль прямо выведен из-под действия нового Закона (п. 5 ст. 2), в то время как контроль, осуществляемый на территориях с особым статусом, не отнесен к числу изъятий. Следовательно, на такой контроль распространяются и принципы (глава 2), и контрольно-надзорные мероприятия, и профилактические мероприятия. Правовой конфликт норм нового контрольного Закона и действующих специальных федеральных законов неизбежен, даже в базовом вопросе о субъекте контроля. Статья 26 нового Закона предполагает, что контрольными (надзорными) органами кроме публичных органов могут выступать государственные корпорации, публично-правовые компании, что требует приведения в соответствие с ним ситуаций наделения контрольными полномочиями акционерных обществ и их дочерних обществ.
Статья: Характеристика и правовое регулирование Цифрового налогового кодекса
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<50> См.: Давлетбаев А.А. Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода // Безопасность бизнеса. 2022. N 6. С. 26 - 30.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<50> См.: Давлетбаев А.А. Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода // Безопасность бизнеса. 2022. N 6. С. 26 - 30.
Статья: Налоговый мониторинг: новые правила работы с информационными системами компаний
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 19)Сегодня продолжается реализация концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга. Она направлена на стандартизацию и цифровизацию налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода и предусматривает изменение действующих норм законодательства и введение новых инструментов.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 19)Сегодня продолжается реализация концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга. Она направлена на стандартизацию и цифровизацию налогового контроля на основе применения риск-ориентированного подхода и предусматривает изменение действующих норм законодательства и введение новых инструментов.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из ключевых достижений внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов является сокращение количества выездных налоговых проверок, например, в первом полугодии 2022 г. их количество составляло 5,5 тысячи, а в первом полугодии 2023 г. - 2,8 тысячи, что почти в два раза меньше <1>. Сокращение количества проверок позволяет сокращать расходы как государства, так и налогоплательщиков, при этом наблюдается рост поступлений в бюджет, в том числе и за счет обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах, которое было достигнуто за счет простоты исчисления и уплаты налогов. Осуществление налогового контроля с использованием риск-ориентированного подхода дало возможность сократить количество запрашиваемых у налогоплательщиков документов, например, в 2022 г. их количество уменьшилось на 25%, а в 2023 г. - еще на 24% <2>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Одним из ключевых достижений внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов является сокращение количества выездных налоговых проверок, например, в первом полугодии 2022 г. их количество составляло 5,5 тысячи, а в первом полугодии 2023 г. - 2,8 тысячи, что почти в два раза меньше <1>. Сокращение количества проверок позволяет сокращать расходы как государства, так и налогоплательщиков, при этом наблюдается рост поступлений в бюджет, в том числе и за счет обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах, которое было достигнуто за счет простоты исчисления и уплаты налогов. Осуществление налогового контроля с использованием риск-ориентированного подхода дало возможность сократить количество запрашиваемых у налогоплательщиков документов, например, в 2022 г. их количество уменьшилось на 25%, а в 2023 г. - еще на 24% <2>.