Риск-ориентированный подход ндс
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск-ориентированный подход ндс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующей системой, которая заслуживает отдельного внимания, является АСК НДС-2, правовую основу функционирования которой составляет письмо ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ <1> и которая стала второй улучшенной программой. Она в автоматическом режиме отслеживает уплату налога на добавленную стоимость по всей цепочке заключенных контрактов, выявляя злоупотребление со стороны налогоплательщиков и отказывая в неправомерном возмещении налога на добавленную стоимость, основываясь на риск-ориентированном подходе. Налоговые органы при получении заявления на возмещение налога на добавленную стоимость могут увидеть, с кем был заключен договор, уплатила ли организация - получатель средств налог, привлекала ли она субподрядчиков, сколько их было далее в цепочке, все ли контрагенты платили налог или нет. Сотрудникам налоговых органов не нужно, как ранее в ручном режиме, длительное время рассматривать документы, искать необходимые данные, поскольку программа анализирует все имеющиеся в ней данные, сигнализируя в форме красного либо зеленого индикатора о наличии либо отсутствии нарушений. Данная система позволила вывести реализацию принципа независимости на новый уровень, исключив влияние человеческой ошибки при принятии решения. Система также позволяет формировать историю добросовестных и недобросовестных налогоплательщиков, поскольку она вся сохраняется в единой базе: декларации, счета-фактуры. Благодаря автоматизации происходит сопоставление данных, предоставляемых всеми участниками сделки. При выявлении недостоверных сведений, расхождений в данных в отношении таких налогоплательщиков проводятся дополнительные контрольные мероприятия, постоянный мониторинг за их деятельностью, что позволяет минимизировать риски и предупреждать нарушения на ранней стадии с целью обеспечения формирования бюджета и исключения неправомерного получения из бюджета денежных средств. Кроме того, именно возможности программного продукта позволяют сокращать сроки для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами, что влечет понимание налогоплательщиком сроков рассмотрения его документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, при этом отношения между органами и объектами контроля становятся прозрачными, стабильными, и формируется доверие со стороны налогоплательщика. Хотя в то же время возникают вопросы со стороны налогоплательщика о неправомерности перекладывания на него ответственности за третьих, четвертых и так далее контрагентов в цепочке. На наш взгляд, для разрешения подобной проблемы необходимо создание и внедрение налоговыми органами программы, работающей в онлайн-режиме и позволяющей проводить налогоплательщикам более всестороннюю проверку контрагентов до заключения договора, в частности, сведений о неуплате налога на добавленную стоимость либо наличии задолженности по уплате налогов и сборов. Внедрение АСК НДС-2 "значительно улучшило контроль за налогом" <2>. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство о налогах и сборах в части закрепления признания налогоплательщика добросовестным в случае использования такого ресурса по проверке контрагента.
Статья: Понятие, виды и роль налоговых информационных ресурсов в выявлении и доказывании нарушений налогового законодательства
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Прежде всего стоит отметить такой важный налоговый информационный ресурс для выявления налоговых правонарушений, как автоматизированная информационная система ФНС России (далее - АИС "Налог-3"). В Приказе ФНС России от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ <16> отмечается, что данная система предназначена для приема, обработки, предоставления данных и анализа налоговой информации и формирования информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных и иных сведений. АИС "Налог-3" аккумулирует всю информацию, поступающую от многочисленных компонентов системы, наделяя налоговые органы в режиме онлайн большим объемом сведений о налогоплательщике и его контрагентах. Одним из компонентов АИС "Налог-3" является АСК НДС-2, который обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе получаемых сведений, реализуя риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС и производя сравнение данных по той или иной операции по всей цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме. Если в цепочке организаций присутствует организация, которая уклоняется от отражения и уплаты НДС ("фирма-однодневка"), такая организация также будет выявлена данным программным комплексом. Сведения из этого налогового информационного ресурса также используются судами в качестве доказательств при установлении или опровержении движения денежных средств <17>.
(Миронов В.Ю., Карамышев Д.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 2)Прежде всего стоит отметить такой важный налоговый информационный ресурс для выявления налоговых правонарушений, как автоматизированная информационная система ФНС России (далее - АИС "Налог-3"). В Приказе ФНС России от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/134@ <16> отмечается, что данная система предназначена для приема, обработки, предоставления данных и анализа налоговой информации и формирования информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных и иных сведений. АИС "Налог-3" аккумулирует всю информацию, поступающую от многочисленных компонентов системы, наделяя налоговые органы в режиме онлайн большим объемом сведений о налогоплательщике и его контрагентах. Одним из компонентов АИС "Налог-3" является АСК НДС-2, который обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе получаемых сведений, реализуя риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС и производя сравнение данных по той или иной операции по всей цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме. Если в цепочке организаций присутствует организация, которая уклоняется от отражения и уплаты НДС ("фирма-однодневка"), такая организация также будет выявлена данным программным комплексом. Сведения из этого налогового информационного ресурса также используются судами в качестве доказательств при установлении или опровержении движения денежных средств <17>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 12.11.2020 N ЕА-4-15/18589
"О направлении формата реестра документов по льготе по НДС"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций")Федеральная налоговая служба взамен письма ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@, а также в целях повышения качества администрирования налога на добавленную стоимость при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 (далее - налоговая льгота), сообщает следующее.
"О направлении формата реестра документов по льготе по НДС"
(вместе с "Порядком заполнения реестра документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот в разрезе кодов операций")Федеральная налоговая служба взамен письма ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@, а также в целях повышения качества администрирования налога на добавленную стоимость при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов в связи с применением риск-ориентированного подхода при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, в которой отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от налогообложения) налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпадающие под понятие налоговая льгота с учетом пункта 1 статьи 56 Кодекса и позиции Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", изложенной в пункте 14 Постановления от 30.05.2014 N 33 (далее - налоговая льгота), сообщает следующее.
Статья: Исследование реформ налогового управления в российской практике
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)<3> Соловьев А.И. Реформа государственного контроля: риск-ориентированный подход // В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: современные проблемы и методы обеспечения экономической безопасности. Сборник научных статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции. М.: Русайнс, 2016. С. 11 - 17.
(Евневич М.А., Иванова Д.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 3; "Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)<3> Соловьев А.И. Реформа государственного контроля: риск-ориентированный подход // В поисках новой модели научной и образовательной деятельности: современные проблемы и методы обеспечения экономической безопасности. Сборник научных статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции. М.: Русайнс, 2016. С. 11 - 17.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился с 4,8% в 2019 году до 5,4% в 2021 году. Средняя продолжительность ВНП организаций также не имеет тенденции к снижению (с 217 дней в 2018 году до 218 дней в 2021 году).
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, удельный вес безрезультативных проверок в исследуемом периоде увеличился с 4,8% в 2019 году до 5,4% в 2021 году. Средняя продолжительность ВНП организаций также не имеет тенденции к снижению (с 217 дней в 2018 году до 218 дней в 2021 году).
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В результате издания Приказа от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и внедрения риск-ориентированного подхода наблюдается тенденция к сокращению количества выездных налоговых проверок. Если в 2015 г. общее число выездных налоговых проверок составило 30 662, то в 2023 г. - 3 973 <1>. То есть налоговый орган уже до назначения выездной налоговой проверки имеет достаточно информации об операциях налогоплательщика, позволяющих оценить вероятность наличия налоговых правонарушений и объем возможных налоговых последствий. В результате с сокращением числа проверок наблюдается увеличение размера налоговых доначислений на одну проверку (в 2023 г. - 62,6 млн руб. <2>).
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В результате издания Приказа от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и внедрения риск-ориентированного подхода наблюдается тенденция к сокращению количества выездных налоговых проверок. Если в 2015 г. общее число выездных налоговых проверок составило 30 662, то в 2023 г. - 3 973 <1>. То есть налоговый орган уже до назначения выездной налоговой проверки имеет достаточно информации об операциях налогоплательщика, позволяющих оценить вероятность наличия налоговых правонарушений и объем возможных налоговых последствий. В результате с сокращением числа проверок наблюдается увеличение размера налоговых доначислений на одну проверку (в 2023 г. - 62,6 млн руб. <2>).
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Как известно, основной целью трансформации налогового контроля путем внедрения налогового мониторинга и развития риск-ориентированного подхода является рост собираемости налогов [14]. Дополнительные механизмы автоматизации налогового контроля изначально возникли именно для борьбы с "черной бухгалтерией", повышения качества информации о бухгалтерской и налоговой отчетности, а также увеличения финансовых ресурсов, поступающих в бюджет. Наиболее эффективный цифровой механизм обеспечения исполнения налоговой обязанности был создан и реализуется начиная с 2017 года для контроля косвенного налогообложения и относится к созданию онлайн-касс для контроля исчисления и уплаты НДС.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Как известно, основной целью трансформации налогового контроля путем внедрения налогового мониторинга и развития риск-ориентированного подхода является рост собираемости налогов [14]. Дополнительные механизмы автоматизации налогового контроля изначально возникли именно для борьбы с "черной бухгалтерией", повышения качества информации о бухгалтерской и налоговой отчетности, а также увеличения финансовых ресурсов, поступающих в бюджет. Наиболее эффективный цифровой механизм обеспечения исполнения налоговой обязанности был создан и реализуется начиная с 2017 года для контроля косвенного налогообложения и относится к созданию онлайн-касс для контроля исчисления и уплаты НДС.
Статья: Амбивалентность цифровой трансформации в налоговом администрировании
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Далее мы рассмотрим проблему избыточной нагрузки на бизнес посредством автоматизированных систем контроля в связи с применением ст. 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ, а также ряда разъяснений, выпущенных ФНС с момента принятия этой статьи. Подчеркнем, что в данном случае уровень налоговой нагрузки не имеет отношения к ставкам налогообложения, предусмотренным в действующих законах. Речь идет о рисках платежей в бюджет и других дополнительных расходов компаний в связи с налоговым администрированием на примере налога на добавленную стоимость (НДС).
(Шаститко А.Е., Морозов А.Н.)
("Закон", 2021, N 4)Далее мы рассмотрим проблему избыточной нагрузки на бизнес посредством автоматизированных систем контроля в связи с применением ст. 54.1 Налогового кодекса (НК) РФ, а также ряда разъяснений, выпущенных ФНС с момента принятия этой статьи. Подчеркнем, что в данном случае уровень налоговой нагрузки не имеет отношения к ставкам налогообложения, предусмотренным в действующих законах. Речь идет о рисках платежей в бюджет и других дополнительных расходов компаний в связи с налоговым администрированием на примере налога на добавленную стоимость (НДС).
Статья: Налоговая комиссия по НДС: как защитить свои права?
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)По результатам проведенных комиссий налогоплательщику чаще всего вручается письмо о необходимости в течение одной недели принять решение о подаче уточненной налоговой декларации. В случае отказа материалы поступят в отдел предпроверочного анализа для решения вопроса о целесообразности назначения выездной налоговой проверки. В качестве некоего компромиссного варианта в ряде случаев рассматривается ситуация, когда компания частично осуществляет погашение НДС. Например, при участии в комиссии в 2021 году налоговая инспекция может отложить вопрос назначения выездной проверки при уплате НДС за 2018 год.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)По результатам проведенных комиссий налогоплательщику чаще всего вручается письмо о необходимости в течение одной недели принять решение о подаче уточненной налоговой декларации. В случае отказа материалы поступят в отдел предпроверочного анализа для решения вопроса о целесообразности назначения выездной налоговой проверки. В качестве некоего компромиссного варианта в ряде случаев рассматривается ситуация, когда компания частично осуществляет погашение НДС. Например, при участии в комиссии в 2021 году налоговая инспекция может отложить вопрос назначения выездной проверки при уплате НДС за 2018 год.