Риск-Ориентированный подход федеральное казначейство
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск-Ориентированный подход федеральное казначейство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В целях повышения эффективности работы в части казначейского сопровождения Федеральному казначейству предписано совершенствовать нормативно-правовую базу и практику риск-ориентированного подхода планирования контрольной деятельности, а также повышать квалификацию контролеров <11>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В целях повышения эффективности работы в части казначейского сопровождения Федеральному казначейству предписано совершенствовать нормативно-правовую базу и практику риск-ориентированного подхода планирования контрольной деятельности, а также повышать квалификацию контролеров <11>.
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Помимо этого, межсистемное взаимодействие направлено на разрешение такого бизнес-процесса, как санкционирование расходов, осуществляемого в информационных системах: единой информационной системе в сфере закупок; подсистеме управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"; автоматизированной системе Федерального казначейства. Таким образом, происходит сбор и обобщение информации в целях стандартизации риск-ориентированного подхода при проведении мониторинга в финансово-бюджетной сфере и осуществлении платежей по государственным (муниципальным) контрактам.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Помимо этого, межсистемное взаимодействие направлено на разрешение такого бизнес-процесса, как санкционирование расходов, осуществляемого в информационных системах: единой информационной системе в сфере закупок; подсистеме управления расходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"; автоматизированной системе Федерального казначейства. Таким образом, происходит сбор и обобщение информации в целях стандартизации риск-ориентированного подхода при проведении мониторинга в финансово-бюджетной сфере и осуществлении платежей по государственным (муниципальным) контрактам.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092
(ред. от 17.08.2020)
"О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций"
(вместе с "Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций")24. Отбор плановых проверок при планировании деятельности по контролю осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, установленного правовым актом Федерального казначейства.
(ред. от 17.08.2020)
"О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций"
(вместе с "Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций")24. Отбор плановых проверок при планировании деятельности по контролю осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, установленного правовым актом Федерального казначейства.
Статья: Оценка рисков в аудиторской организации в соответствии с Международным стандартом управления качеством (МСК) 1
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)Количественная оценка рисков (в долях единицы, процентах или, как указывает МСК 1, в баллах) в принципе возможна, но содержит в себе определенные затруднения, поскольку для ее применения необходимо построение регрессионной зависимости риска от определяющих его факторов. Вследствие этого при риск-ориентированном подходе в большинстве случаев применяется качественная оценка рисков (оценка в неколичественных величинах).
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)Количественная оценка рисков (в долях единицы, процентах или, как указывает МСК 1, в баллах) в принципе возможна, но содержит в себе определенные затруднения, поскольку для ее применения необходимо построение регрессионной зависимости риска от определяющих его факторов. Вследствие этого при риск-ориентированном подходе в большинстве случаев применяется качественная оценка рисков (оценка в неколичественных величинах).
Статья: Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Относительно цифровизации "внутренней" среды контролеров представляются абсолютно оправданными усилия Федерального казначейства, направленные на алгоритмизацию отдельных сторон деятельности, в частности планирования деятельности, основанного на риск-ориентированном подходе (см. об этом: Исаев, 2021, с. 42). Это в полной мере соответствует классическому пониманию трансформации ГФК в условиях цифровизации, включающей в том числе формирование и использование различных интегрированных систем, основанных на анализе Big Data (больших данных). Кроме того, как уже отмечалось выше, Федеральное казначейство имеет исключительные компетенции как оператор обеспечивающих исполнение федерального бюджета ключевых информационных систем (Единая информационная система в сфере закупок; Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет"). Сочетание контрольных полномочий, полномочий оператора информационных систем, а также полномочий по казначейскому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации создают наиболее благоприятный базис для автоматизации процедур выявления тех или иных нарушений (Артюхин, 2022, с. 4 - 5). Прежде всего речь идет о нарушениях сроков исполнения (представления) отдельных документов. Например, несоблюдение получателем бюджетных средств сроков постановки на учет бюджетных или денежных обязательств. При этом именно Федеральное казначейство имеет большой опыт автоматизации процедур фиксации фактов нарушения сроков исполнения различных финансовых документов путем внедрения последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (см. об этом: Лукашов, 2022).
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Относительно цифровизации "внутренней" среды контролеров представляются абсолютно оправданными усилия Федерального казначейства, направленные на алгоритмизацию отдельных сторон деятельности, в частности планирования деятельности, основанного на риск-ориентированном подходе (см. об этом: Исаев, 2021, с. 42). Это в полной мере соответствует классическому пониманию трансформации ГФК в условиях цифровизации, включающей в том числе формирование и использование различных интегрированных систем, основанных на анализе Big Data (больших данных). Кроме того, как уже отмечалось выше, Федеральное казначейство имеет исключительные компетенции как оператор обеспечивающих исполнение федерального бюджета ключевых информационных систем (Единая информационная система в сфере закупок; Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет"). Сочетание контрольных полномочий, полномочий оператора информационных систем, а также полномочий по казначейскому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации создают наиболее благоприятный базис для автоматизации процедур выявления тех или иных нарушений (Артюхин, 2022, с. 4 - 5). Прежде всего речь идет о нарушениях сроков исполнения (представления) отдельных документов. Например, несоблюдение получателем бюджетных средств сроков постановки на учет бюджетных или денежных обязательств. При этом именно Федеральное казначейство имеет большой опыт автоматизации процедур фиксации фактов нарушения сроков исполнения различных финансовых документов путем внедрения последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля (см. об этом: Лукашов, 2022).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В концепции Нового государственного управления предполагается использование технологий управления, которые характерны для управления частными компаниями <1>. В связи с использованием цифровых технологий органами публичной власти получил широкое распространение риск-ориентированный подход, который исторически применялся именно в бизнесе, например, налоговые органы в рамках программы АСК НДС-3, Федеральное казначейство, Банк России.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В концепции Нового государственного управления предполагается использование технологий управления, которые характерны для управления частными компаниями <1>. В связи с использованием цифровых технологий органами публичной власти получил широкое распространение риск-ориентированный подход, который исторически применялся именно в бизнесе, например, налоговые органы в рамках программы АСК НДС-3, Федеральное казначейство, Банк России.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Отбор плановых проверок при планировании деятельности по контролю осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, установленного правовым актом Федерального казначейства (п. 24 Правил N 1092), исходя из следующих критериев (п. 25 Правил N 1092):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Отбор плановых проверок при планировании деятельности по контролю осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода, установленного правовым актом Федерального казначейства (п. 24 Правил N 1092), исходя из следующих критериев (п. 25 Правил N 1092):
Статья: Информационные системы - цифровой инструментарий осуществления бюджетного мониторинга при управлении публичными финансами
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)<7> Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Федеральным казначейством 19.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)<7> Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Федеральным казначейством 19.12.2017) // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) истечение срока приостановления членства в СРО ААС, решение о применении которого вынесено Правлением СРО ААС на основании рекомендации Дисциплинарной комиссии СРО ААС по результатам внешней проверки деятельности, в период которого член СРО ААС обязан устранить выявленные по результатам внешней проверки деятельности нарушения обязательных требований, явившиеся основанием применения меры дисциплинарного воздействия (если контроль за исполнением меры не осуществляется в рамках плановой внешней проверки, назначенной с использованием риск-ориентированного подхода);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)4) истечение срока приостановления членства в СРО ААС, решение о применении которого вынесено Правлением СРО ААС на основании рекомендации Дисциплинарной комиссии СРО ААС по результатам внешней проверки деятельности, в период которого член СРО ААС обязан устранить выявленные по результатам внешней проверки деятельности нарушения обязательных требований, явившиеся основанием применения меры дисциплинарного воздействия (если контроль за исполнением меры не осуществляется в рамках плановой внешней проверки, назначенной с использованием риск-ориентированного подхода);
Готовое решение: Какие особенности проверок могут установить органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, орган контроля может установить применение риск-ориентированного подхода в контрольной деятельности, в том числе при назначении внепланового контрольного мероприятия (п. 11 Федерального стандарта N 1235).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, орган контроля может установить применение риск-ориентированного подхода в контрольной деятельности, в том числе при назначении внепланового контрольного мероприятия (п. 11 Федерального стандарта N 1235).
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Необходимо отметить особенности применения риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности в сфере публичных финансов. Как мы уже упоминали ранее, государственный финансовый контроль отсутствует в перечне, закрепленном Постановлением Правительства РФ N 806, и в данный момент применение риск-ориентированного подхода к данной сфере контрольной деятельности только начинает зарождаться и разрабатываться. Для начала следует обратить внимание на понимание категории риска в финансово-правовой сфере. Так, в Приказе Казначейства России от 26 декабря 2018 г. N 433 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере" риск понимается как "вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результатах, а также на законности, эффективности и целевом характере использования бюджетных средств". В Приказе Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. N 253 "Об утверждении стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности" <1> было закреплено понятие бюджетного риска: "...вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение функций и осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур". Здесь же отметим, что в Федеральном законе N 248-ФЗ пониманию риска и механизму его управления посвящена гл. 5 "Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Необходимо отметить особенности применения риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности в сфере публичных финансов. Как мы уже упоминали ранее, государственный финансовый контроль отсутствует в перечне, закрепленном Постановлением Правительства РФ N 806, и в данный момент применение риск-ориентированного подхода к данной сфере контрольной деятельности только начинает зарождаться и разрабатываться. Для начала следует обратить внимание на понимание категории риска в финансово-правовой сфере. Так, в Приказе Казначейства России от 26 декабря 2018 г. N 433 "Об утверждении Методики отбора контрольных мероприятий при формировании планов контрольных мероприятий Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере" риск понимается как "вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на деятельности объектов контроля в финансово-бюджетной сфере и ее результатах, а также на законности, эффективности и целевом характере использования бюджетных средств". В Приказе Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. N 253 "Об утверждении стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности" <1> было закреплено понятие бюджетного риска: "...вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение функций и осуществление полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур". Здесь же отметим, что в Федеральном законе N 248-ФЗ пониманию риска и механизму его управления посвящена гл. 5 "Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля".